Найти в Дзене
О важном — на книжном

Читаю сейчас

За эту неделю прочитала еще один роман, о котором расскажу завтра. А сегодня, речь пойдёт о книгах, которые читаю в настоящий момент. Их три. Одну из них читаю дома (перед или после работы), другую - по дороге на работу (в электричке или метро), а третью урывками - на работе, когда до нее доходят руки, ноги и мозги)) Эту книгу купила около года назад, но руки до нее дошли только сейчас. Открыла и поразилась, как мне, оказывается, близко мироощущение Бальмонта, как мне интересно (с помощью исследователей) прослеживать, как менялся голос поэта, осознавать, как масштабно его творческое наследие: не только книги стихов, но и переводы, и программные статьи символистов, и лекции по русской литературе... Последний пункт, кстати, стал для меня полной неожиданностью. Весной 1897 года Бальмонт был приглашен в Оксфорд прочитать серию лекций о русских поэтах. Цель лекций - пробудить интерес к русской поэзии, которую в Англии в то время знали очень мало. Если имена Толстого, Достоевского были там
Оглавление

За эту неделю прочитала еще один роман, о котором расскажу завтра. А сегодня, речь пойдёт о книгах, которые читаю в настоящий момент.

Их три. Одну из них читаю дома (перед или после работы), другую - по дороге на работу (в электричке или метро), а третью урывками - на работе, когда до нее доходят руки, ноги и мозги))

Книга №1. Павел Куприяновский, Наталья Молчанова. Бальмонт (ЖЗЛ)

Эту книгу купила около года назад, но руки до нее дошли только сейчас. Открыла и поразилась, как мне, оказывается, близко мироощущение Бальмонта, как мне интересно (с помощью исследователей) прослеживать, как менялся голос поэта, осознавать, как масштабно его творческое наследие: не только книги стихов, но и переводы, и программные статьи символистов, и лекции по русской литературе... Последний пункт, кстати, стал для меня полной неожиданностью. Весной 1897 года Бальмонт был приглашен в Оксфорд прочитать серию лекций о русских поэтах.

Цель лекций - пробудить интерес к русской поэзии, которую в Англии в то время знали очень мало. Если имена Толстого, Достоевского были там хорошо известны и популярны, то о поэтах, даже таких, как Пушкин и Лермонтов, англичане имели смутные представления или совсем не имели. Лекции Бальмонта должны были восполнить этот пробел.

Заинтересовали меня разъяснения, как правильно произносить фамилию поэта:

Отец, по его воспоминаниям, произносил свою фамилию с ударением на первом слоге, и такое произношение закрепилось далее у всех, связанных с их родом. Однако поэт, "из-за каприза одной женщины" (по-видимому, Ларисы Михайловны Гарелиной, его первой жены) стал произносить свою фамилию на французский манер, с ударением на последнем слоге. И в истории русской литературы он навсегда остался БальмОнтом, будучи зарифмованным с таким ударением в многочисленных стихах современников.

Словом, книга мне нравится, понемногу ее читаю. Прочитала пока около 1/4, добралась до 1900 года и сборника "Горящие здания". Но я не тороплюсь, с такими книгами, спешка не к чему.

Неделя была богата на неожиданные подарки: мне подарили цветы и пряник с рекомендацией неперменно побывать в Пскове и его окрестностях. Найти созвучие с книгой, чтение которой долго откладывал, - это тоже подарок)
Неделя была богата на неожиданные подарки: мне подарили цветы и пряник с рекомендацией неперменно побывать в Пскове и его окрестностях. Найти созвучие с книгой, чтение которой долго откладывал, - это тоже подарок)

Книга №2. Орхан Памук. Имя мне - красный

Эту книгу тоже купила прошлой осенью, тогда же начинала ее читать. Но, запутавшись в героях, до времени отложила. И вот время настало. В этот раз отнеслась серьезнее, даже начала выписывать героев, чтобы не запутаться в них. Но потом поняла, что героев все-таки не так много, познакомившись со всеми, записи вести перестала.

На данный момент прочитала 150 страниц из 570, и могу сказать, что книга мне очень нравится. Действие происходит в Стамбуле XVI, и все герои связаны одним ремеслом - это книжная иллюстрация. Оказалось, что мне очень интересно погружаться в представления о рисунке, которые принципиально отличаются от наших современных представлений. Во-первых, для них рисунок - это именно иллюстрация к тексту, если кто-то начинает делать изображения предметов или людей без привязки к древним текстам, то это считается осквернением профессии. Вторая особенность мне была ближе и понятнее, что-то похожее, насколько помню с университетского курса литературы, было в древнерусской литературе: мастерство определяется умением повторить образцы древних мастеров, никакое своеволие, свой авторский стиль, "я художник, я так вижу" - не допустимы.

Есть в романе и любовная линия, и детективная составляющая, но пока не дочитала, судить о проработке этих сюжетных линий не могу. Сейчас же хочу привести часть проповеди одного религиозного фанатика, думаю, многие, как и я, улыбнутся:

Пить кофе - грех! От него разум впадает в оцепенение, в желудке образуются язвы, а в позвоночнике - грыжа; и еще он вызывает бесплодие.

(похоже на современные надписи на сигаретных пачках, которые так же никого не останавливают)

Начала раскрашивать первую в своей жизни картину по номерам - чем не следование образцу
Начала раскрашивать первую в своей жизни картину по номерам - чем не следование образцу

Книга №3. Салли Пейдж. Хранительница историй

Это милая и трогательная история о женщине средних лет (около 40), которая работает уборщицей и собирает истории: реальные истории, в которых человек проявил свою смелость, бесстрашие, доброту, неординарность и т.п. Эти истории помогают ей "смиряться" со своей невеселой и однообразной жизнью. Одна из тех, у кого наша героиня (Дженис) убирает, - старушка девяносто двух лет, бывшая разведчица. Найти к ней подход было не легко, но между героинями начинают все-таки складываться более или менее теплые отношения.

Я сейчас на 170 странице из 420, поэтому не знаю, какое продолжение будет у этой истории, будет ли какая-то дополнительная завязка, конфликт интересов. Или главной останется уже озвученная проблема: старушку хотят отправить в дом престарелых, чтобы по-своему распорядиться ее жильем.

Напомню, старушка - бывшая разведчица, так что в обиду себя не дает)

Из уже прочитанного мне особенно запомнился один эпизод. Старушка ("миссис Би" - это немного пренебрежительное имя, на котором настояла Дженис) спросила: если бы вы оказались на необитаемом острове без других людей и могли получить любую книгу, но только одну, какую именно вы бы выбрали. Дженис, не задумываясь, отвечает: Ярмарка тщеславия. Старушка ее выбор одобрила. И дальше эта тема будет развиваться в книге.

А я про себя подумала, как бы на такой вопрос ответила я?

Первое, что я поняла, это обязательно должно быть русскоязычное произведение. И второе - в произведении должно быть много ярких и совершенно разных персонажей, чтобы было интересно перечитывать, чтобы при каждом новом прочтении можно было бы новым маршрутом двигаться к финалу, держа в фокусе внимания только одного героя, каждый раз разного. В текущий момент я назвала бы - Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.

А какую книгу выбрали бы вы, чтобы составила вам компанию на необитаемом острове?

Спасибо, что дочитали до конца!