Научно-популярная книга востоковеда Андрея Ланькова рассказывает, как изменилась повседневная жизнь Кореи. Автора вы могли видеть в интервью на каналах Ильи Варламова и Юрия Дудя.
Книга состоит из очерков, каждый из которых посвящен определенному аспекту корейской повседневности. За три последних столетия Корея вступила в первые контакты с Западом, превратилась в колонию Японии и вернула себе независимость, затем пережила раздел между Югом и Севером и сейчас превратилось в одну из самых богатых стран мира.
В книге говорится, как все эти события влияли на жизнь простых корейцев: как менялись еда и одежда, как появились газеты и поезда, как делали свои первые миллионы корейские олигархи и как живут потомки королевской семьи, как корейцы пристрастились к алкоголю и кофе, как с ростом благосостояния в Республике Корея менялась рождаемость и как на Юге сейчас относятся к Северу. Эти очерки одновременно и подробные, и довольно емкие. Некоторые из них законспектировала для вас)
ЯЗЫК
До конца 19 века корейский язык в стране не имел статуса государственного и не использовался в письменном общении: все надписи были на древнекитайском. При этом корейская фонетическая письменность существовала с 15 века и называлась хангыль. С 16 века известны первые письма корейских дворянок на родном языке хангыль, а с 17 века развивается художественная литература. В те времена считалось, что хангыль – это «бабье письмо», примитивное письмо для женщин и простого народа.
До 1894 года все государственные документы писались на ханмун – это кореизированная форма китайского письменного языка, т.е. официальный письменно-литературный язык средневековой Кореи. При этом корейцы, японцы и вьетнамцы того времени понимают письменность друг друга, однако иероглифы произносят по-разному. Если вдруг все трое встретятся вместе, то говорить они не смогут, но объясниться на бумаге – вполне. Сейчас почти никто в Корее не понимает ханмун. Часто бывает ситуация, что в семье хранятся письма прадедов на ханмуне, но никто из потомков не в состоянии их прочитать. Переход с ханмуна на хангыль занял 50 лет, когда в Европе переход с латинского на местные языке – почти 300.
Заимствований в корейском языке из китайского очень много, в первую очередь из сферы политики, экономии и науки. Если взять современный текст о политике – то почти на 70% он будет состоять из заимствованных слов или корней слов.
Современному корейцу для повседневной жизни хватает знать 4-5 тысяч иероглифов, а больше 10 тысяч редко кто знает. 90% современного среднестатистического текста состоит из одной тысячи самых распространенных иероглифов. Точное количество вообще существующих в природе иероглифов не известно никому. В словаре 11 века насчитывалось 53 тыс. иероглифов, в современном – 55 тыс. Однако многие из иероглифов – это, к примеру, название детали арбалета, который использовался в княжестве Ци в 4 веке до н.э, или название племени, кочевавшего по степи пару тысяч лет назад.
КОСТЮМ
Корейцы перешли с традиционного костюма ханбок на западные костюмы к 1920 году, сначала мужчины, после женщины. Традиционная одежда в провинции преобладала до 1950 года. Женщины с конца 17 века до 1910 года носили ханбок с короткой верхней рубашкой, и, если поднять руки вверх, грудь была полуголой. Сегодня корейцы не любят обсуждать эту тему, и оправдывают такую длину женского ханбока насаждением японцев. Кореянок же начала 20 века шокировали западные юбки выше колен, ведь оголять ноги считалось очень неприличным.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Средняя скорость передвижения поездов на конец 19 века по первой железной дороге в Корее составляла 20 км/ч, а максимальная – 33. Это считалось ой как быстро, ведь повозка двигалась со скоростью 3-4 км/ч. Стоимость проезда была высокой, в третьем классе 40 чон, что равнялось пропитанию семьи на 2-3 дня. Проезд в первом классе был равноценен стоимости 30-ти кг риса – космические деньги по тем временам.
Раньше дорога из Сеула в Пусан занимала 12 часов, сейчас – всего 2.5 часа.
ОБЩЕПИТ
До конца 19 века системы общественного питания в Корее не существовало. Были только закусочные на рынке. Первые рестораны в Корее появились в начале 20 века и назывались ёри чипы. Это было что-то среднее между дорогим рестораном и элитным клубом (с элементами борделя – соответствующие девицы на мероприятия приглашались регулярно). Ёри чипы привлекали богатых и влиятельных людей, которые использовали помещения в основном как место для встреч с себе равными.
В 1903 году открылся первый ресторан Мёнвольгван, в переводе «Павильон Великого процветания». Его хозяином впервые стал не японец, а кореец Ан Сун Хван, который привлекал на кухню ресторана бывших королевских поваров. Мёнвольгван удовлетворял вкусам и японцев, и зажиточных корейцев. Ужин в ресторане стоил 5-10 вон, примерно ползарплаты рабочего за месяц.
На банкетах в таких элитных заведениях присутствовали кисэн (аналог японских гейш). Они кокетничали, поддерживали милую светскую беседу, шутили, играли на музыкальных инструментах, танцевали и исполняли традиционные песни. Если посетитель хотел перейти от флирта к чему-то более серьёзному, он должен был договариваться с девушкой напрямую и в случае успеха уезжать с ней. Кисэн вполне могла и отказать гостю.
Бизнес Ан Сун Хвана шел успешно, и в 1918 году он открыл второй ресторан Тхэхвагван («Особняк Великого Процветания»).
С 1920 года появляются рестораны для среднего класса без кисэн. В меню были обыкновенные блюда, например лапша чаджанмён. Можно было отведать и японские блюда – суси и сасими, как они правильно называются. Стоимость составляла одну вону, т.е. примерно два дневных заработка рабочего. А вот знаменитая морковка по-корейски – это неизвестное в Корее блюдо, ее можно отведать только в русских ресторанах.
Первый западный ресторан в Корее открыли русские в 1902 году при гостинице госпожи Антуанетты Зонтаг – родственницы российского посланника К. И. Вебера. Здесь можно было заказать и настоящий бифштекс (едва ли не непременное блюдо западных ресторанов в те времена), и европейский суп, и даже мороженое. Мороженое на молочной основе можно было поесть только в ресторанах, в магазинах оно появилось в 1963 году. До этого на улицах продавали лед с сиропом.
На работе кореец питался из тосирака – контейнера для обеда, такие же носили и дети в школу. До конца 1970-х гг. в Корее не было столовых и центров питания.
ШКОЛЫ
Первые школы появились в 1880-е гг. В них не было разделения на классы. Отличительная особенность обучения состояла в заучивании материала. В 1930 году школу посещали только 1 из 7 мальчиков и 1 из 20 девочек. Учились в те времена обычно до 5 класса. До 1944 года 84% корейцев никогда не ходили в школу (это были крестьяне), а высшее образование имели 5-6 тысяч человек на всю Корею, ведь учиться приходилось в Японии и на японском языке.
В колониальный период (1910 – 1945) в Корее вытесняли корейский язык, запрещали в школах и проводили политику ассимиляции. В Сеуле в те времена дети могли и не знать корейского языка или понимали только на бытовом уровне. Продлись колониальная зависимость дольше, и корейский мог бы исчезнуть как гэльский язык или ирландский. Однако с каждым годом уровень образования в Корее повышался. В 1960-90 гг. случилось экономическое чудо – это стало возможным потому, что население стало образованным и тянулось к знаниям.
ДЕНЬГИ
Бумажные деньги в Корее вошли в обиход с 1910 года, они назывались воны и сены (чоны). Йена и вона – одно и то же произношение китайского иероглифа.
Девушка на текстильной фабрике в колониальные времена зарабатывала 7-12 вон в месяц, работала по 12 часов, не всегда с выходным и без отпусков. Прислуга в доме получала 4-5 вон в месяц, правда ей предоставлялось бесплатное жилье и питание. Образованные женщины зарабатывали больше. Телефонистка 20 вон, кондукторша (очень престижная профессия, т.к. брали только симпатичных девушек с владением корейским и японским языками) – 20 вон. При этом женщины работали только до тех пор, пока не выйдут замуж.
Мужчины получали в полтора-два раза больше женщин, по 10-15 вон. Мужчины с образованием могли рассчитывать на 15-25 вон, а клерки и чиновники от 25 до 40 вон. Преподаватели получали хорошо: учительница 40-45 вон, учитель 80-85 вон. Врач в государственной больнице зарабатывал 100 вон, в частной клинике – 300-500 вон. Кисэн получала от 300 до 1000 вон в месяц. Больше, чем генерал-губернатор Кореи (по факту диктатор страны, его зарплата составляла 700 вон, но он не платил за жилье, питание и транспорт, а жил на готовом).
На 5-15 вон можно было едва жить самому, это считался очень низкий доход. 15-25 вон уже средний уровень. Выше 30-35 вон высокий, а больше 100-150 вон зажиточный, богатый.
ПРОСТИТУЦИЯ
Коммерческий секс могли оказывать кисэн, однако они не были проститутками. Обучение кисэн начиналось в возрасте 8 лет. Карьера большинства кисэн была очень короткой: достигнув пика в 16-17 лет, она заканчивалась обычно к 22 годам. Очень немногие могли продолжать своё ремесло в старшем возрасте. Лучшей судьбой для кисэн было стать любовницей богатого аристократа или купца, однако очень немногие мужчины того времени отваживались на такой шаг, поэтому большинство кисэн становились официантками или прислугой в трактирах и пивных.
Проституция в Корее появилась поздно и под влиянием Японии. Проституток-японок в 1870-1930 гг. называл Караюки-сан (в переводе «та, кто едет за границу»). Они приезжали в Корею или даже на Дальний Восток (упоминания об этом есть у Чехова). До 1910 года в этом бизнесе были только японки.
В некоторых портовых городах Кореи легализовали японскую проституцию. Проститутки должны были регистрироваться и проходить обследования на венерические заболевания, а их сутенёры платить налоги. К 1883 году в девяти борделях Пусана официально работали 94 проститутки, обслуживали они японцев.
В 1908 году был упразднен институт кисэн. К 1910 году в Корее официально трудились 5294 проститутки, из них 1193 – кореянки. При населении страны в 17 млн. человек на одну проститутку приходилось 3 тысячи человек. К 1942 году проституток стало уже 15.625, и только 5455 из них японки. 86% проституток были моложе 25 лет. 84% кореянок-проституток без образования.
Многие проститутки были должницами. В долг включались расходы на содержание (плата за жилье и одежду) и выкуп, который хозяин заплатил родителям девушки. По данным на 1932г. в Пхеньяне долг обычной японской проститутки составлял 700-2500 тысяч вон с процентами (средняя зарплата женщины 20 вон в месяц). Долг среднестатистической корейской проститутки – 200-700 тысяч вон. Обычно проститутки низшей категории получали 35-40 вон, элитная могла зарабатывать 200 вон.
Также существовали еще «женщины-утешительницы» или Вианбу. Этот термин вошел в употребление в годы Второй мировой войны для обозначения женщин, вынужденных быть сексуальными рабынями и обслуживать солдат и офицеров Императорской армии Японии в оккупированных странах. Сами публичные дома назывались «станциями утешения», к 1942 году их было больше 400.
По разным оценкам, таких женщин было от 20 до 400 тысяч. Они были родом из Кореи, Китая и Филиппин. Женщин заманивали обещаниями работы в качестве медсестер на аванпостах, предлагали работу на фабрике или в ресторане, гарантировали помощь в получении высшего образования, а иногда и просто похищали из домов и отправляли в военно-полевые бордели. «Станции утешения» прекратили своё существование с поражением и уходом японцев с оккупированной территории.
В 1970-х гг. в Корее существовала практика: клиент приходил в заведение табан (чайную комнату) и заказывал по телефону чай или кофе к себе в номер в мотель. К нему приезжала девушка по вызову. Существовали даже специальные чайные с купонами для таких случаев. Как были и псевдо чайные (поговаривают, в провинциях они есть и сейчас).
Мужская проституция тоже имело место быть. Сегодня она развита в хостес барах, правда зарплата мужчин в этой сфере в два раза ниже, чем у женщин.
ТАБАКОКУРЕНИЕ
Курение в Корее распространилось довольно рано, с 1610 года (в 1492 году с открытием Америки европейцы узнали о табаке, а в 1531 году начали сами выращивать). Первые трубки в Корее были до полутора метра в длину, курили их только аристократы. Разжигали такую трубку кремнем аж до 1940-х годов (зажигалок не было, а спички дорогие). Среди женщин первыми начали курить куртизанки, поэтому установилась прочная ассоциация, что курящая женщина – очень неприлично.
Сегодня в Корее не принято курить перед взрослыми. Трудно даже представить, чтобы в одной курилке стояли, например, студенты и их преподаватель.
ВУЗы
В Корее существует SKY – аббревиатура для обозначения трех самых престижных университетов: Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе. Поступление в один из университетов SKY считается решающим фактором, определяющим карьеру и социальный статус.
Высшее образование в Корее платное, и составляет 6 млн вон в год при средней зарплате 2.5 млн. Есть запрет на повышение стоимости в период учебы (правда на иностранцев он не распространяется). Поступить в один из вузов SKY почти что не реально, но если удается, то учится потом можно комфортно, а после выпуска можно рассчитывать на работу в таких компаниях, как Samsung, LG Group, Hyundai Group, Lotte. Во время единого экзамена в университеты в Корее закрываются школы, а работа начинается на час позже, чтобы все студенты смогли без проблем доехать до экзамена.
Раньше после замужества девушки всегда увольнялись с работы (в 20 лет выходили на работу, в 23 – увольнялись). Это было связано с тем, что женщина должна была взять на себя заботы по дому и воспитанию детей. При приеме на работу девушка подписывала согласие на увольнение после замужества. Их считали офисными цветками, которые надо почаще менять. Получали женщины за одинаковую работу с мужчинами только 70% от их зарплаты. С течением времени эта практика изменилась, однако не исчезла до конца.
Больше обо мне – t.me/potestas_est