Найти в Дзене
potestas (est)

Книга об истории, культуре и повседневной жизни Кореи

Научно-популярная книга востоковеда Андрея Ланькова рассказывает, как изменилась повседневная жизнь Кореи. Автора вы могли видеть в интервью на каналах Ильи Варламова и Юрия Дудя. Книга состоит из очерков, каждый из которых посвящен определенному аспекту корейской повседневности. За три последних столетия Корея вступила в первые контакты с Западом, превратилась в колонию Японии и вернула себе независимость, затем пережила раздел между Югом и Севером и сейчас превратилось в одну из самых богатых стран мира. В книге говорится, как все эти события влияли на жизнь простых корейцев: как менялись еда и одежда, как появились газеты и поезда, как делали свои первые миллионы корейские олигархи и как живут потомки королевской семьи, как корейцы пристрастились к алкоголю и кофе, как с ростом благосостояния в Республике Корея менялась рождаемость и как на Юге сейчас относятся к Северу. Эти очерки одновременно и подробные, и довольно емкие. Некоторые из них законспектировала для вас) До конца 19 ве
Оглавление

Научно-популярная книга востоковеда Андрея Ланькова рассказывает, как изменилась повседневная жизнь Кореи. Автора вы могли видеть в интервью на каналах Ильи Варламова и Юрия Дудя.

Книга состоит из очерков, каждый из которых посвящен определенному аспекту корейской повседневности. За три последних столетия Корея вступила в первые контакты с Западом, превратилась в колонию Японии и вернула себе независимость, затем пережила раздел между Югом и Севером и сейчас превратилось в одну из самых богатых стран мира.

В книге говорится, как все эти события влияли на жизнь простых корейцев: как менялись еда и одежда, как появились газеты и поезда, как делали свои первые миллионы корейские олигархи и как живут потомки королевской семьи, как корейцы пристрастились к алкоголю и кофе, как с ростом благосостояния в Республике Корея менялась рождаемость и как на Юге сейчас относятся к Северу. Эти очерки одновременно и подробные, и довольно емкие. Некоторые из них законспектировала для вас)

ЯЗЫК

До конца 19 века корейский язык в стране не имел статуса государственного и не использовался в письменном общении: все надписи были на древнекитайском. При этом корейская фонетическая письменность существовала с 15 века и называлась хангыль. С 16 века известны первые письма корейских дворянок на родном языке хангыль, а с 17 века развивается художественная литература. В те времена считалось, что хангыль – это «бабье письмо», примитивное письмо для женщин и простого народа.

До 1894 года все государственные документы писались на ханмун – это кореизированная форма китайского письменного языка, т.е. официальный письменно-литературный язык средневековой Кореи. При этом корейцы, японцы и вьетнамцы того времени понимают письменность друг друга, однако иероглифы произносят по-разному. Если вдруг все трое встретятся вместе, то говорить они не смогут, но объясниться на бумаге – вполне. Сейчас почти никто в Корее не понимает ханмун. Часто бывает ситуация, что в семье хранятся письма прадедов на ханмуне, но никто из потомков не в состоянии их прочитать. Переход с ханмуна на хангыль занял 50 лет, когда в Европе переход с латинского на местные языке – почти 300.

Заимствований в корейском языке из китайского очень много, в первую очередь из сферы политики, экономии и науки. Если взять современный текст о политике – то почти на 70% он будет состоять из заимствованных слов или корней слов.

Современному корейцу для повседневной жизни хватает знать 4-5 тысяч иероглифов, а больше 10 тысяч редко кто знает. 90% современного среднестатистического текста состоит из одной тысячи самых распространенных иероглифов. Точное количество вообще существующих в природе иероглифов не известно никому. В словаре 11 века насчитывалось 53 тыс. иероглифов, в современном – 55 тыс. Однако многие из иероглифов – это, к примеру, название детали арбалета, который использовался в княжестве Ци в 4 веке до н.э, или название племени, кочевавшего по степи пару тысяч лет назад.

КОСТЮМ

Корейцы перешли с традиционного костюма ханбок на западные костюмы к 1920 году, сначала мужчины, после женщины. Традиционная одежда в провинции преобладала до 1950 года. Женщины с конца 17 века до 1910 года носили ханбок с короткой верхней рубашкой, и, если поднять руки вверх, грудь была полуголой. Сегодня корейцы не любят обсуждать эту тему, и оправдывают такую длину женского ханбока насаждением японцев. Кореянок же начала 20 века шокировали западные юбки выше колен, ведь оголять ноги считалось очень неприличным.

-2

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Средняя скорость передвижения поездов на конец 19 века по первой железной дороге в Корее составляла 20 км/ч, а максимальная – 33. Это считалось ой как быстро, ведь повозка двигалась со скоростью 3-4 км/ч. Стоимость проезда была высокой, в третьем классе 40 чон, что равнялось пропитанию семьи на 2-3 дня. Проезд в первом классе был равноценен стоимости 30-ти кг риса – космические деньги по тем временам.

Раньше дорога из Сеула в Пусан занимала 12 часов, сейчас – всего 2.5 часа.

ОБЩЕПИТ

До конца 19 века системы общественного питания в Корее не существовало. Были только закусочные на рынке. Первые рестораны в Корее появились в начале 20 века и назывались ёри чипы. Это было что-то среднее между дорогим рестораном и элитным клубом (с элементами борделя – соответствующие девицы на мероприятия приглашались регулярно). Ёри чипы привлекали богатых и влиятельных людей, которые использовали помещения в основном как место для встреч с себе равными.

В 1903 году открылся первый ресторан Мёнвольгван, в переводе «Павильон Великого процветания». Его хозяином впервые стал не японец, а кореец Ан Сун Хван, который привлекал на кухню ресторана бывших королевских поваров. Мёнвольгван удовлетворял вкусам и японцев, и зажиточных корейцев. Ужин в ресторане стоил 5-10 вон, примерно ползарплаты рабочего за месяц.

На банкетах в таких элитных заведениях присутствовали кисэн (аналог японских гейш). Они кокетничали, поддерживали милую светскую беседу, шутили, играли на музыкальных инструментах, танцевали и исполняли традиционные песни. Если посетитель хотел перейти от флирта к чему-то более серьёзному, он должен был договариваться с девушкой напрямую и в случае успеха уезжать с ней. Кисэн вполне могла и отказать гостю.

Бизнес Ан Сун Хвана шел успешно, и в 1918 году он открыл второй ресторан Тхэхвагван («Особняк Великого Процветания»).

С 1920 года появляются рестораны для среднего класса без кисэн. В меню были обыкновенные блюда, например лапша чаджанмён. Можно было отведать и японские блюда – суси и сасими, как они правильно называются. Стоимость составляла одну вону, т.е. примерно два дневных заработка рабочего. А вот знаменитая морковка по-корейски – это неизвестное в Корее блюдо, ее можно отведать только в русских ресторанах.

Первый западный ресторан в Корее открыли русские в 1902 году при гостинице госпожи Антуанетты Зонтаг – родственницы российского посланника К. И. Вебера. Здесь можно было заказать и настоящий бифштекс (едва ли не непременное блюдо западных ресторанов в те времена), и европейский суп, и даже мороженое. Мороженое на молочной основе можно было поесть только в ресторанах, в магазинах оно появилось в 1963 году. До этого на улицах продавали лед с сиропом.

На работе кореец питался из тосирака – контейнера для обеда, такие же носили и дети в школу. До конца 1970-х гг. в Корее не было столовых и центров питания.

ШКОЛЫ

Первые школы появились в 1880-е гг. В них не было разделения на классы. Отличительная особенность обучения состояла в заучивании материала. В 1930 году школу посещали только 1 из 7 мальчиков и 1 из 20 девочек. Учились в те времена обычно до 5 класса. До 1944 года 84% корейцев никогда не ходили в школу (это были крестьяне), а высшее образование имели 5-6 тысяч человек на всю Корею, ведь учиться приходилось в Японии и на японском языке.

В колониальный период (1910 – 1945) в Корее вытесняли корейский язык, запрещали в школах и проводили политику ассимиляции. В Сеуле в те времена дети могли и не знать корейского языка или понимали только на бытовом уровне. Продлись колониальная зависимость дольше, и корейский мог бы исчезнуть как гэльский язык или ирландский. Однако с каждым годом уровень образования в Корее повышался. В 1960-90 гг. случилось экономическое чудо – это стало возможным потому, что население стало образованным и тянулось к знаниям.

ДЕНЬГИ

Бумажные деньги в Корее вошли в обиход с 1910 года, они назывались воны и сены (чоны). Йена и вона – одно и то же произношение китайского иероглифа.

Девушка на текстильной фабрике в колониальные времена зарабатывала 7-12 вон в месяц, работала по 12 часов, не всегда с выходным и без отпусков. Прислуга в доме получала 4-5 вон в месяц, правда ей предоставлялось бесплатное жилье и питание. Образованные женщины зарабатывали больше. Телефонистка 20 вон, кондукторша (очень престижная профессия, т.к. брали только симпатичных девушек с владением корейским и японским языками) – 20 вон. При этом женщины работали только до тех пор, пока не выйдут замуж.

Мужчины получали в полтора-два раза больше женщин, по 10-15 вон. Мужчины с образованием могли рассчитывать на 15-25 вон, а клерки и чиновники от 25 до 40 вон. Преподаватели получали хорошо: учительница 40-45 вон, учитель 80-85 вон. Врач в государственной больнице зарабатывал 100 вон, в частной клинике – 300-500 вон. Кисэн получала от 300 до 1000 вон в месяц. Больше, чем генерал-губернатор Кореи (по факту диктатор страны, его зарплата составляла 700 вон, но он не платил за жилье, питание и транспорт, а жил на готовом).

На 5-15 вон можно было едва жить самому, это считался очень низкий доход. 15-25 вон уже средний уровень. Выше 30-35 вон высокий, а больше 100-150 вон зажиточный, богатый.

ПРОСТИТУЦИЯ

Коммерческий секс могли оказывать кисэн, однако они не были проститутками. Обучение кисэн начиналось в возрасте 8 лет. Карьера большинства кисэн была очень короткой: достигнув пика в 16-17 лет, она заканчивалась обычно к 22 годам. Очень немногие могли продолжать своё ремесло в старшем возрасте. Лучшей судьбой для кисэн было стать любовницей богатого аристократа или купца, однако очень немногие мужчины того времени отваживались на такой шаг, поэтому большинство кисэн становились официантками или прислугой в трактирах и пивных.

-3

Проституция в Корее появилась поздно и под влиянием Японии. Проституток-японок в 1870-1930 гг. называл Караюки-сан (в переводе «та, кто едет за границу»). Они приезжали в Корею или даже на Дальний Восток (упоминания об этом есть у Чехова). До 1910 года в этом бизнесе были только японки.

В некоторых портовых городах Кореи легализовали японскую проституцию. Проститутки должны были регистрироваться и проходить обследования на венерические заболевания, а их сутенёры платить налоги. К 1883 году в девяти борделях Пусана официально работали 94 проститутки, обслуживали они японцев.

В 1908 году был упразднен институт кисэн. К 1910 году в Корее официально трудились 5294 проститутки, из них 1193 – кореянки. При населении страны в 17 млн. человек на одну проститутку приходилось 3 тысячи человек. К 1942 году проституток стало уже 15.625, и только 5455 из них японки. 86% проституток были моложе 25 лет. 84% кореянок-проституток без образования.

Многие проститутки были должницами. В долг включались расходы на содержание (плата за жилье и одежду) и выкуп, который хозяин заплатил родителям девушки. По данным на 1932г. в Пхеньяне долг обычной японской проститутки составлял 700-2500 тысяч вон с процентами (средняя зарплата женщины 20 вон в месяц). Долг среднестатистической корейской проститутки – 200-700 тысяч вон. Обычно проститутки низшей категории получали 35-40 вон, элитная могла зарабатывать 200 вон.

Также существовали еще «женщины-утешительницы» или Вианбу. Этот термин вошел в употребление в годы Второй мировой войны для обозначения женщин, вынужденных быть сексуальными рабынями и обслуживать солдат и офицеров Императорской армии Японии в оккупированных странах. Сами публичные дома назывались «станциями утешения», к 1942 году их было больше 400.

По разным оценкам, таких женщин было от 20 до 400 тысяч. Они были родом из Кореи, Китая и Филиппин. Женщин заманивали обещаниями работы в качестве медсестер на аванпостах, предлагали работу на фабрике или в ресторане, гарантировали помощь в получении высшего образования, а иногда и просто похищали из домов и отправляли в военно-полевые бордели. «Станции утешения» прекратили своё существование с поражением и уходом японцев с оккупированной территории.

В 1970-х гг. в Корее существовала практика: клиент приходил в заведение табан (чайную комнату) и заказывал по телефону чай или кофе к себе в номер в мотель. К нему приезжала девушка по вызову. Существовали даже специальные чайные с купонами для таких случаев. Как были и псевдо чайные (поговаривают, в провинциях они есть и сейчас).

Мужская проституция тоже имело место быть. Сегодня она развита в хостес барах, правда зарплата мужчин в этой сфере в два раза ниже, чем у женщин.

ТАБАКОКУРЕНИЕ

Курение в Корее распространилось довольно рано, с 1610 года (в 1492 году с открытием Америки европейцы узнали о табаке, а в 1531 году начали сами выращивать). Первые трубки в Корее были до полутора метра в длину, курили их только аристократы. Разжигали такую трубку кремнем аж до 1940-х годов (зажигалок не было, а спички дорогие). Среди женщин первыми начали курить куртизанки, поэтому установилась прочная ассоциация, что курящая женщина – очень неприлично.

Сегодня в Корее не принято курить перед взрослыми. Трудно даже представить, чтобы в одной курилке стояли, например, студенты и их преподаватель.

ВУЗы

В Корее существует SKY – аббревиатура для обозначения трех самых престижных университетов: Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе. Поступление в один из университетов SKY считается решающим фактором, определяющим карьеру и социальный статус.

-4

Высшее образование в Корее платное, и составляет 6 млн вон в год при средней зарплате 2.5 млн. Есть запрет на повышение стоимости в период учебы (правда на иностранцев он не распространяется). Поступить в один из вузов SKY почти что не реально, но если удается, то учится потом можно комфортно, а после выпуска можно рассчитывать на работу в таких компаниях, как Samsung, LG Group, Hyundai Group, Lotte. Во время единого экзамена в университеты в Корее закрываются школы, а работа начинается на час позже, чтобы все студенты смогли без проблем доехать до экзамена.

Раньше после замужества девушки всегда увольнялись с работы (в 20 лет выходили на работу, в 23 – увольнялись). Это было связано с тем, что женщина должна была взять на себя заботы по дому и воспитанию детей. При приеме на работу девушка подписывала согласие на увольнение после замужества. Их считали офисными цветками, которые надо почаще менять. Получали женщины за одинаковую работу с мужчинами только 70% от их зарплаты. С течением времени эта практика изменилась, однако не исчезла до конца.

Больше обо мне – t.me/potestas_est