Найти в Дзене
ИгроРай 24/7

Почему в России теперь можно сесть за Baldur’s Gate 3?

Пока одни геймеры собираются спасать королевства, другие — внимательно читают сводки с заседаний Верховного суда. Почему? Кажется, за Baldur’s Gate 3 в России можно схлопотать вовсе не ачивку, а уголовку — или как минимум обвинение в распространении экстремистского контента. Всё из-за недавнего решения Верховного суда РФ: "Международное движение сатанизма"* официально признано экстремистской организацией и запрещено на территории страны.

Пришло время собирать игровые камни...
Пришло время собирать игровые камни...

О тонкостях нового запрета

На первый взгляд — где Baldur’s Gate, а где сатанизм. Но если копнуть глубже, то совпадений, мягко говоря, немало. В этой игре можно, например, вступить в во взрослую связь с дьяволицей по имени Мизора — демонессой с хвостом, рогами и т.д.

Более того, она предлагает герою сделку — классический пакт с дьяволом. За нее персонаж получает бонусы, силу и даже визуальные изменения, приближающие его к «тёмным силам».

И вот тут — начинается правовой сюр. Потому что, как выяснилось, под запрет потенциально могут попасть:

  • демонические образы в играх, особенно романтизированные;
  • косплей и арты с дьяволицами, рогами и хвостами;
  • сюжеты, в которых Сатана (или его фэнтезийные аналоги) показан в положительном или нейтральном свете;
  • механики игры, где персонаж добровольно вступает в контакт с демонами или дьяволами.

С учётом уже произошедшего с запретом «Международного радужного-движения»* — когда под раздачу пошли даже серьги с правильной радугой и фразы в киношных субтитрах — нет никакой гарантии, что фантазийный сатанизм не будет приравнен к реальному.

А Baldur’s Gate 3 — это не инди-игра, спрятанная в подвалах Steam. Это обладатель титула «Игра года», хит продаж, доступный в России. А ещё — это игра, в которой можно взять в отряд оборотня, друида-нарцисса и упомянутую уже дьяволицу, с которой разработчики с гордостью добавили подробную пикантную сцену. Всё это — напрямую перекликается с тем, что сегодня может быть истолковано как «популяризация сатанизма».

Да, формально, эксперты пока говорят, что запрет касается только организаций, пропагандирующих культ Сатаны. Но уже сейчас юридические риски чувствует даже «Битва экстрасенсов». Что уж говорить про ролевые игры, где можно прокачать колдуна, принести жертву в обмен на силу и ходить по аду с боевым гремлином на плече.

По логике закона, любая игра или фильм, который может быть воспринят как "привлекательный образ демона, Сатаны или инфернальных практик", попадает в серую зону. А теперь попробуйте объяснить экспертизе, что ваша игра — это просто «фэнтези», а не симулятор вступления в экстремистскую организацию. Если для радужных достаточно было флага, то для сатанизма теперь хватит пары пентаграмм и хвостика на экране.

Почетный адвокат России Евгений Харламов уже осторожно советует:

"Не стоит публично транслировать подобные игры, стримить сцены с дьяволами и ведьмами, выкладывать арты и фанфики".

Потому что трактовать это можно по-разному. И если раньше за Baldur’s Gate могли осудить разве что ценители православной морали, то теперь — возможно, и Следственный комитет.

Парадокс, но логичный: запрещается не Сатана как культурный образ (иначе Библия тоже под раздачу попадёт), а его "позитивная подача". То есть "Сатана — зло" можно, "Сатана — прикольный союзник в битве за королевство" — уже нельзя.

Это, конечно, создаёт совершенно новую реальность для поп-культуры: теперь важен не сам контент, а интерпретация. А с учётом того, как работает механизм запретов — достаточно одного рапорта, одной жалобы, одного эксперта — и Baldur’s Gate окажется в списке «запрещёнки» рядом с астрологическим календарём и японской мангой.

И еще: подпишитесь на "Премиум" и за 100 рублей в месяц смотрите без рекламы все самое свежее и лучшее. Столь выгодного предложения вы не найдете - поверьте бывалому дзеноводу.