Найти в Дзене
Поместье Медиа

Жить в замке — что это значит?

Мой образ Ялты - это отполированная черная Волга, словно для фотосессии припаркованная на подъездной дорожке особняка - дома, в котором я сняла квартиру. Это было моё первое с ним знакомство, именно такой я увидела Ялту. Готическая вилла и советский автомобиль (тайная мечта всех граждан СССР, с неизменно летящим вперед оленем на капоте). Два атрибута роскоши разных эпох. В их сочетании проявилась сама суть города, его ретро-элитарность и одновременно, как бы полунамеком, истерзанность ялтинской души. Волга не воронок, а все же заставляет вспомнить неудобное прошлое. Как и табличка на входе, гласящая, что в 1919 году хозяев виллы уже не было, а по мраморным ступеням, вбивая в узор ковров уличную пыль, бегали с важными донесениями первые комсомольцы. Дополняла и вдыхала жизнь в эту реальность ворона. Она жила во дворе. В клетке. Припадала на одну лапу и не летала. Как я потом узнала, её подобрал сосед. Иногда ворону навещала бойкая, бомжеватого вида дворничиха. Она непременно хотела, чт

Ялта, Боткинская ул., 2019 год. Фото Елены Маляренко
Ялта, Боткинская ул., 2019 год. Фото Елены Маляренко

Мой образ Ялты - это отполированная черная Волга, словно для фотосессии припаркованная на подъездной дорожке особняка - дома, в котором я сняла квартиру. Это было моё первое с ним знакомство, именно такой я увидела Ялту.

Готическая вилла и советский автомобиль (тайная мечта всех граждан СССР, с неизменно летящим вперед оленем на капоте). Два атрибута роскоши разных эпох.

В их сочетании проявилась сама суть города, его ретро-элитарность и одновременно, как бы полунамеком, истерзанность ялтинской души. Волга не воронок, а все же заставляет вспомнить неудобное прошлое. Как и табличка на входе, гласящая, что в 1919 году хозяев виллы уже не было, а по мраморным ступеням, вбивая в узор ковров уличную пыль, бегали с важными донесениями первые комсомольцы.

Дом графа Капниста в Ялте. Бумага, акварель, 2022 г. Лариса Ефимова.
Дом графа Капниста в Ялте. Бумага, акварель, 2022 г. Лариса Ефимова.

Дополняла и вдыхала жизнь в эту реальность ворона. Она жила во дворе. В клетке. Припадала на одну лапу и не летала.

Как я потом узнала, её подобрал сосед. Иногда ворону навещала бойкая, бомжеватого вида дворничиха. Она непременно хотела, чтобы птица поела с руки. Доставала её из клетки и разговаривала. Ворона сопротивлялась, хлопала крыльями, и по тихому осеннему двору разлеталось её недовольное "Карр". Дворничиху это не останавливало, напротив, она была счастлива что ей отвечают, и в свою очередь заводила ворчливое: "Ну ладно, ладно, раскричалась, пиратка! Вся в отца".

Я не сразу связала образ отца-пирата с соседом. На Джека Воробья он походил разве что своей худобой и небритостью. В остальном обычный русский дядька, на лестницу выходил покурить без лишней стеснительности, по хозяйски, в одних семейниках. Он весь словно слепок времени, персонаж из кино 50-х, который без декораций запущенной нищеты не реален. И он их соорудил - в стенах бывшего замка, чтоб было как дома: и хата и двор. Филигранная многолетняя работа.

Надо приложить немало фантазии или архитектурного видения, чтобы угадать в организованной им курилке с потрепанным кухонным уголком, уличной пепельницей на всю семью и нагромождением бытового хлама, венчающий лестницу коридор-оранжерею. Когда-то он соединял два крыла особняка.

В нижних залах хозяин тоже поработал. Под лестницей устроил сарай, в котором завёл буквально немецкий порядок: гаечка к гаечке, ключик к ключику, а вот стены холла, в котором было бы так хорошо поставить ёлку к Новому году, завалил какими-то досками, они непременно когда-нибудь пригодятся в хозяйстве!

Надо отдать должное этому рачительному народному подходу. Пригодились! И не ему, а мне, когда штормом во дворе повалило старую акацию и она вошла прямо на мою кухню, выбив увесистой веткой стекло. А пилил ветку, и забивал фанерой окно, пропуская матерное словцо на погоду, коммунальщиков и дерево, будь оно неладно, упади аккурат в полночь, все тот же сосед.

Волга, к слову, была его. И он её регулярно прогонял на холостых, что-то шаманил под капотом, а потом мыл и натирал с полиролью.

Таков теперь хозяин особняка: крестьянского духа и племени, занесенный ветром послевоенного строительства Ялты, ликвидатор ЧС на АС, глава большого семейства, счастливец, доживший до внуков, собственник двух бывших коммуналок отгороженных из верхних графских покоев.

И двор его, и род его надо уважать, и в жизнь чужую не лезть, тихо нос зажавши, поздороваться и спуститься по своим делам восвояси.

Через неделю ворона куда-то делась, то ли на крыло встала, то ли соседскому же коту - сибиряку не в добрый час попалась.

Волгу продали месяца через три. Место её заняла уставшая Шкода. «Для сына», - с гордостью, по трезвому, заявлял сосед. А по пьяной лавочке ругался с ним, аж витражи звенели, кричал, что все здесь, мол, его и машину не даст.

Так я и жила три года. Изредка появлялась хозяйка квартиры, маленькая старушка с добрыми глазами, бралась за швабру и вымывала мрамор до белого. Тихо, никого не тревожа. Также незаметно старалась мыть общую площадь и я, преодолевая чувство обслуживания и тщетности собственных усилий. Если дня три дышалось легче - значит оно того стоило. Как говорят, ближний сосед лучше дальнего родственника.

***

Я полюбила этот дом, его каменные стены, чугунные светильники, окно с выходом на крышу, кедр через дорогу и фонарь напротив, горы в просвете кипарисов, белок, прыгающих прямо перед окнами. Закрывая дверь своей квартиры, я была счастлива жить и дышать историей. Да и не так часто бывала дома. Меня вечно где-то носило, я шастала по ближним и дальним улицам и проулкам, взбиралась в горы, ходила в музеи. Ездила то в Алупку, то в Гурзуф, то в Балаклаву. Открывала для себя весь южнобережный Крым, впитывала его, как кислород, с каждым новым вдохом.

А потом я уехала. Думала на месяц, вышло на два года. Вернуться в свой особняк не чаяла, квартира была сдана плотно и надолго, я уточняла. Но когда стала паковать чемоданы, с мыслью, что не сошёлся свет клином на одной квартире, найду другую, и не хуже, оказалось, что сошёлся - она освободилась.

Два года; долго ли? Для Ялты-Волги срок роковой, для Ялты-замка очередная смена, как зарубка на дверном косяке. (Интересно, сейчас вообще кто-то так ещё делает? Отмечает год и рост своим чадам?)

Соседа не видно. По вечерам, особенно в пятницу и субботу, он старается лишний раз не выходить. Теперь заправляет сын. Во дворе ютятся уже три уставшие иномарки, одна рабочая. Её он ставит прямо напротив входа, заводит музыку. Из динамиков льется сборная солянка: «Ласковый май» и “Ялта-парус” вперемешку с Петлюрой, Земфирой, Лепсом. Сбоку от входа примащивает мангал, разжигает угли и ждёт гостей, попивая пиво.

В сухую погоду компания сидит по-хански, на старых вышитых подушках, прямо на ступенях, в дождь подушки кидают в передней, ногами растолкав залежи хлама из старых процессоров и тарелок спутникового тв. А что собственно? Никого не ждут, все свои дома. Дети крутятся рядом, накатывают круги по холлу на самокатах.

Курят взрослые тут же. Тянут дешёвое пиво из пластиковых полторашек, и что-то непрестанно говорят, по душам, естественно. Прерываются на «по нужде». Справляют ее во дворе, направляя струйку в старинную, с отбитой головой льва, поилку для лошадей.

На утро тут и там валяются пакеты из под сока, стаканчики, тарелки. К обеду они исчезают, но обязательно что-то одно остается лежать у крыльца: размокшая пачка, затоптанный целлофан, выпавшая вилка. Оставленные и брошенные доживают они до следующей вечеринки, как артефакты стоянки пещерных людей. Они непременно снова встретятся и будут мечтать о чем нибудь великом.

А ялтинская душа? Воробей тоже птица.

Елена Маляренко