Найти в Дзене
Александр Ржавин

320 лет битве при Мур-Мызе: а русских забыли

Во время Северной войны (1700-1721) территория современной Латвии стала ареной военного противостояния России и Швеции. И хотя история полна битвами и осадами, обозначенных воинских захоронений осталось не так уж много. Одно из них находится возле латвийского посёлка Мурмуйжа (Mūrmuiža), который русские именовали Мур-мызой. И хотя на памятнике говорится, что там погребены шведские солдаты, на самом деле это общая шведско-русская могила. Точнее, даже русско-шведская, так как, увы, потери среди солдат Петра Великого в том деле были больше. Сражение при Мур-мызе (или, как говорят шведы, при Гемауэртгофе) произошло 15 июля 1705 года. По Григорианскому календарю, значит, это было 26 июля. Но у шведов тогда был собственный календарь, по которому выходило, что 16 июля. Шведами командовал граф Адам Людвиг Левенгаупт (1659-1719), русскими – Борис Петрович Шереметев (1652-1719). И хотя у русских был перевес в силах (как в пехоте, так в кавалерии и артиллерии), поле боя осталось тогда за шведами.

Во время Северной войны (1700-1721) территория современной Латвии стала ареной военного противостояния России и Швеции. И хотя история полна битвами и осадами, обозначенных воинских захоронений осталось не так уж много. Одно из них находится возле латвийского посёлка Мурмуйжа (Mūrmuiža), который русские именовали Мур-мызой. И хотя на памятнике говорится, что там погребены шведские солдаты, на самом деле это общая шведско-русская могила. Точнее, даже русско-шведская, так как, увы, потери среди солдат Петра Великого в том деле были больше.

Сражение при Мур-мызе (или, как говорят шведы, при Гемауэртгофе) произошло 15 июля 1705 года. По Григорианскому календарю, значит, это было 26 июля. Но у шведов тогда был собственный календарь, по которому выходило, что 16 июля. Шведами командовал граф Адам Людвиг Левенгаупт (1659-1719), русскими – Борис Петрович Шереметев (1652-1719). И хотя у русских был перевес в силах (как в пехоте, так в кавалерии и артиллерии), поле боя осталось тогда за шведами. Но не более того – на преследование отступивших русских у них уже не было сил, так как четырёхчасовой схватка была тяжёлой, обескровленными оказались обе стороны: почти тысяча шведов и где-то полторы-две тысячи русских солдат навсегда остались на поле боя...

Впрочем, это фигура речи. Местные жители собрали после боя тела (сплавляя многие по реке Свете) в одном месте, севернее поля сражения, и сожгли их во избежание эпидемии. А прах захоронили.

-2
-3
Памятник на месте боя у Мур-мызы, установленный в 1935 году. Фото: Александр Ржавин, октябрь 2009 года.
Памятник на месте боя у Мур-мызы, установленный в 1935 году. Фото: Александр Ржавин, октябрь 2009 года.

Пять лет назад я уже писал об этой битве. Напомню, что в 1935 году был установлен памятник на месте сражения, а в 1991 году – на месте кремации погибших солдат. На обоих памятниках надписи только на латышском и шведском языках. И на новом монументе упоминаются только погибшие шведы. Увы, о погибших русских забыли. И если можно понять, почему это сделали шведы и латыши, то решительно непонятно, почему россиянам и русским нет дела до памяти о погибших соотечественниках и соплеменниках.

-5
Памятник на воинской могиле у Мурмуйжи, установленный в 1991 году. Фото: Александр Ржавин, октябрь 2009 года.
Памятник на воинской могиле у Мурмуйжи, установленный в 1991 году. Фото: Александр Ржавин, октябрь 2009 года.

Причём, даже в царское время не особо кого вспоминали. Это буквально чудо, что, скажем, был установлен памятник на Луцавсале. А вот русским солдатам, которых во время осады Риги в 1709-1710 годах гораздо больше погибло, чем под теми же стенами в 1701 году, памятника никогда не было. Даже места их захоронения давно и безвозвратно, что называется, «растворились в природе».

Тем важнее и значимее, что, хотя бы даже благодаря противнику, мы знаем места погребения некоторых других петровских воинов. Вечная память русским солдатам, которые отдали свои жизни за то, чтобы к России «в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез Его Царского Величества оружия от короны свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена»! Не их вина, что их неблагодарные потомки большую часть «Кемских волостей» пустили по ветру...