Найти в Дзене

Виктор Орта, особняк Эдмона ван Этвельде, ар нуво и "конголезский стиль"

Особняк Эдмона ван Этвельде в Брюсселе, построенный в 1895 - 1898 годах бельгийским архитектором Виктором Орта в стиле ар нуво, с 2000 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть здания в июле 2022 года вернулась в государственную собственность и отреставрирована. Сегодня этот проект можно увидеть во всём великолепии!
Виктор Орта работал в двух стилевых манерах - и ар нуво, и ар деко, поэтому интересно видеть трансформацию выразительного языка архитектора в исторической перспективе. Учитывая, что архитекторы ар нуво занимались глобальной задачей - не только построить здание, но создавать целокупную и почти художественно артикулированную архитектурную и интерьерную среду, поэтому проектировали всё - и экстерьер, и интерьер - исходя из единых принципов, поэтому занимались дизайном самых разнообразных элементов оформления дома - от камина и светильников до столовой посуды и вышивок на льняных салфетках. Восстановление таких исторических объектов хлопотно и сложно, ведь п

Особняк Эдмона ван Этвельде в Брюсселе, построенный в 1895 - 1898 годах бельгийским архитектором Виктором Орта в стиле ар нуво, с 2000 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть здания в июле 2022 года вернулась в государственную собственность и отреставрирована. Сегодня этот проект можно увидеть во всём великолепии!
Виктор Орта работал в двух стилевых манерах - и ар нуво, и ар деко, поэтому интересно видеть трансформацию выразительного языка архитектора в исторической перспективе.

-2

Учитывая, что архитекторы ар нуво занимались глобальной задачей - не только построить здание, но создавать целокупную и почти художественно артикулированную архитектурную и интерьерную среду, поэтому проектировали всё - и экстерьер, и интерьер - исходя из единых принципов, поэтому занимались дизайном самых разнообразных элементов оформления дома - от камина и светильников до столовой посуды и вышивок на льняных салфетках. Восстановление таких исторических объектов хлопотно и сложно, ведь подновив фасад и восстановив конструктивную часть, следует дальше продолжать работу, чтобы воссоздать архитектурное решение в его первоначальном целостном виде!

На сегодняшний день часть оригинального оформления интерьера или утрачена, или хранится в частных коллекциях и государственных музеях, поэтому восстановление внутреннего пространства - задача на десятилетия, в течение которых на аукционных торгах покупаются необходимые лоты и интегрируются снова в интерьер. Полностью завершена реконструкция кабинета Эдмона ван Этвельде, а остальное - дело времени!

-4

Эдмон ван Этвельде в течение 20 лет (1885–1906 гг) был генеральным секретарём Независимого государства Конго. Надо ли говорить, что ни о каком свободе и независимости речи не шло, африканская страна в течение этого времени была "личным карманом" короля Бельгии Леопольда II. Колониальная политика была беспощадна, а Этвельде был весьма состоятельным человеком, способным не экономить на строительстве собственной резиденции.

Артур Конан Дойль в своей книге «Преступлению в Конго», изданной в 1909 году, написал: «Я убеждён, что причина, по которой общественное мнение не проявляет большей чувствительности к вопросу о Свободном государстве Конго, заключается в том, что эта ужасная история не была должным образом донесена до людей». Из африканской страны везли богатства - слоновую кость, драгоценные камни, каучук, кофе, разные сорта древесины, которые в том числе можно видеть в оформлении кабинета Этвельде.

-6

Первоначальная планировка кабинета восстановлена благодаря архивным фотографиям, сделанным в 1900 году. Хотя часть интерьера пережила все невзгоды - это встроенные системы хранения - книжные шкафы, художественный паркет, кессонированный потолок и камин. А вот письменный стол - шедевр краснодеревщика Анри Пельсенера, активно сотрудничавшего с Виктором Орта, - бесследно исчез уже в 1925 году. При реставрации нашла аналогичный экземпляр.

-7

Книжные шкафы, как и письменный стол, облицованы шпоном экзотических пород дерева - африканским падуком и красным деревом. Монументальный камин с чугунной топкой защищён порталом, созданным из розового мрамора. Форма разных элементов - латунных накладок на камине и мебели, деревянной резьбы на книжных шкафах, дверные ручки или светильники - выполняют одновременно и эстетическую, и конструктивную функцию.

На берлинском аукционе была куплена бронзовая скульптура «Le Liseur»/«Читатель», созданная в 1897 году брюссельским мастером Виктором Руссо. Она была идентифицирована по фотодокументам как скульптура, украшавшая рабочий стол Эдмона ван Этвельде. Скульптура возвращена на прежнее место.

, Виктор Руссо скульптура  «Le Liseur»/«Читатель», 1897
, Виктор Руссо скульптура «Le Liseur»/«Читатель», 1897

Драгоценные материалы из Конго, использованные в этом проекте, напоминают об исторических связях между колонизацией и бельгийским модерном. Среди привычных и устойчивых обозначений стиля ар нуво есть и позабытое, синонимичное и существовавшее в 1900-х годах - «конголезский стиль». Бельгийские исследователи и историки сегодня говоря об этой странице истории архитектуры и искусства, указывают, что особняк Эдмона ван Этвельде - "не только выдающийся образец стиля ар-нуво, но и символ колониальной истории страны".

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!