Людмила Аринина — актриса, чьё лицо хорошо знакомо каждому, кто рос на советском кино. «Гостья из будущего», «Почти смешная история», «На всю оставшуюся жизнь» — её героини неизменно вызывали сочувствие и доверие. Она была звездой вторых планов, но её роли были всегда первыми по силе переживаний. И, пожалуй, судьба её оказалась не менее драматичной, чем у экранных персонажей.
Родилась она в 1926 году в небольшом селе под Саратовом. В раннем детстве мечтала стать балериной. Жили очень бедно. Хлебный паёк — 400 граммов — делили на целый день. Мякиш съедали днём, корочки оставляли на вечер. Когда-то девочка с гордостью говорила соседям: «А мы вечером будем чай с корочками пить», не понимая, насколько горьким этот ужин выглядел со стороны.
Во время войны Аринина, как и многие подростки, помогала в госпитале, ухаживая за ранеными. Отец ушёл на фронт, мать заболела, и Людмила была вынуждена пойти работать официанткой в Дом художников. Именно там её заметила актриса Ленинградского театра Дора Вольперт. Она предложила Людмиле почитать стихи, а затем стала с ней заниматься. Впоследствии Аринина подала документы в ГИТИС. Тогда, в 1944 году, требовалось окончить школу на одни пятёрки, иначе абитуриента не вызывали на экзамены. Ей это удалось.
В 1948 году она окончила ГИТИС, а затем началась долгая, насыщенная актёрская жизнь — сцена, съёмки, гастроли.
Людмила Аринина пришла в кино сравнительно поздно. Её дебют состоялся в 1967 году в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни», когда актрисе уже исполнился 41 год. Несмотря на возраст, с которым она только начинала карьеру в кинематографе, её путь оказался ярким и насыщенным.
Настоящий успех пришёл к ней в пятидесятилетнем возрасте, когда режиссёр Пётр Фоменко пригласил Аринину на одну из ключевых ролей в драматической картине «На всю оставшуюся жизнь». Этот фильм стал для актрисы судьбоносным и принёс ей широкое признание зрителей.
Кинопробы, по её словам, были скорее символическими.
«Мне дали прочесть сценарий, — вспоминала она, — а потом пригласили к Фоменко домой. Он спросил: “Ну как вам?” Я что-то ответила, неуверенно, сейчас вспоминаю с улыбкой. И тут он говорит: “Знаете, последнюю сцену мы вот как будем снимать…” — и начинает её разыгрывать. Он плачет — я плачу. Мы обсудили эпизод, и он просто сказал: “Договорились, я вас беру”».
Уже вскоре Аринину вызвали на съёмочную площадку, и начался новый этап её творческой жизни.
За свою долгую карьеру Людмила Аринина исполнила более ста ролей в кино. Зрителям она запомнилась прежде всего как актриса трагических и глубоко драматических образов — её героини часто были одинокими женщинами с непростой судьбой. Это амплуа стало для неё знаковым, но артистка не ограничивала себя только драмой — с не меньшим мастерством она играла и в комедийных постановках, снималась в популярном детском киножурнале «Ералаш», где демонстрировала тонкое чувство юмора и живую мимику.
Последний раз актриса появилась на экране в 2016 году в сериале «Склифосовский». Завершая свой путь в кино, она оставалась скромной и благодарной судьбе.
«Считаю, что получила больше, чем заслуживаю. Не кривя душой абсолютно, за всё спасибо», — говорила Аринина. Она также вспоминала, как её с детства учили быть сдержанной и не стремиться к публичности. «Гурченко рассказывала, что папа её учил: “Людочка, выдвинься, Людочка, покажись”. А меня наставляли: “Людочка, это нескромно, это нехорошо, так нельзя”. Вот я такая», — откровенно признавалась актриса.
Замужем популярная актриса была трижды. С первым супругом прожила вместе 10 лет. О первом муже Грининой практически ничего не известно.
Вторым мужем Людмилы Арининой был режиссёр Николай Мокин. Их союз продлился 26 лет.
«Мы вместе работали в театре, он страдал страшной русской болезнью — алкоголизмом… Но 23 года я была самым счастливым человеком на свете. Всем, что у меня есть, я обязана Николаю Александровичу. Благодаря ему я узнала, что такое хорошо и что такое плохо, познакомилась с великими людьми, встречалась с Булатом Окуджавой», — вспоминала актриса.
Она признавалась, что никогда бы не оставила мужа, если бы не его уход из жизни.
«Человек плакал и пил. Это страшная штука — отказаться не мог и справиться с собой тоже не мог. Периодически я его “зашивала” на год, но организм брал своё».
Третьим супругом Людмилы Арининой стал Николай Семёнов — вдовец, подполковник в отставке. На момент их свадьбы актрисе было уже за шестьдесят.
«Я прожила счастливую жизнь с моим первым мужем, режиссёром Николаем Александровичем Мокиным, но в 1984 году его не стало. И вот, надо же такому случиться, на старости лет снова вышла замуж… Причём за тёзку своего первого супруга. Боженька просто подал мне его в окошко», — рассказывала артистка.
Семейная жизнь с Николаем Семёновым, по её признанию, была наполнена уважением и заботой: «Такому отношению, какое у Николая Александровича ко мне, может завидовать любая женщина. Он мудро позволил мне остаться собой. Он — муж. И это грандиозно».
Супруг актрисы скончался в 2021 году. Детей у Людмилы Михайловны не было.
Людмила Аринина ведёт уединённый образ жизни и почти не выходит из дома. Несмотря на возраст, она по-прежнему самостоятельно себя обслуживает. Однако рядом с ней нет ни близких родственников, ни детей. Однажды актриса призналась: «Не думала, что буду такой несчастной на старости лет».
Помощи она старается не просить, скорее из скромности. «Стыдится быть обузой, стесняется своей немощи», — рассказывала актриса Ирина Пегова, с которой Аринина подружилась во время работы в театре «Мастерская Петра Фоменко». Позже они вместе снялись в сериале «Закон обратного волшебства», где Людмила Михайловна исполнила роль бабушки героини Пеговой.
«Я стараюсь поддерживать её, насколько могу, — делилась Ирина. — Слава богу, Людмила Михайловна в здравом уме и сама передвигается».
Пегова время от времени направляет к ней свою помощницу — чтобы убраться в квартире и принести необходимые продукты. Тем не менее, актриса живёт затворницей, редко общаясь с окружающим миром.
Также смотрите: