Старт в последний день июля 2025 года пилотируемого космического корабля Dragon с миссией Crew-11 был отменен. Но уже на следующий день, погода себя реабилитировала и корабль отправился в свой полет. ПКК Dragon Crew-11 несет на борту экипаж 74-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию. Пуск выполнен на ракете-носитель Falcon 9 со стартового комплекса LC-39A Космического центра им. Дж. Кеннеди во Флориде. Этот полет стал шестой миссией для Crew Dragon Endeavour, что сделало этот корабль самым летающим изделием от компании SpaceX.
Корабль пилотирует экипаж в составе командира корабля Зина Кардман, пилот Майкл Финк, а также специалисты полета Кимия Юи из Японии и Олег Платонов из России. Это будет первый полет для Кардман и Платонова, второй для Юи и четвертый для Финка.
Для запуска использовалась первая ступень РН Falcon 9, обозначенная как В1094. Эта ступень уже использовалась в двух миссиях – для запуска спутников Starlink12-10 и пилотируемого корабля Dragon с экипажем Ах-4. После этого ступень прошла все необходимые обслуживающие мероприятия, в том числе интеграцию с кораблем Crew-11 и статические огневые испытания.
Корабль Dragon Endeavour прошел модернизацию с момента своего последнего запуска с миссией Crew-8 в марте 2024 года, получив некоторые усовершенствования. Он станет первым Crew Dragon, который полетит с обновлёнными парашютами типа drogue 3.1, впервые использованными в миссии снабжения SpX-32. Обновления включают в себя более прочные короны в материалах парашютов и новую систему упаковки, предназначенную для «более упорядоченного раскрытия». Также корабль был оснащен новым композитным теплозащитным экраном, повышающим его эксплуатационные характеристики и упрощающем производство. В целом SpaceX планируют сертифицировать корабли Crew-Dragon для выполнения 15 космических полетов.
После всех перестановок экипажей, сдвигов пусков и изменения графиков полетов, первая, более точная информация о сроках старта Crew-11 появилась 5 октября 2024 года. Это произошло после того, как NASA окончательно определилось с планами возвращения астронавтов корабля Starlinerна Землю, изменив для этого состав экипажа Crew-9. Тогда же было объявлено, что этот старт состоится не ранее июля-августа 2025 года. Состав экипажа объявлен не был, но исходя из графика перекрестных полетов от российской стороны в основную команду вошел космонавт Олег Платонов, а его дублером стала Анна Кикина.
7 февраля 2025 года Роскосмос подтвердил назначение в основной экипаж Crew-11 Олега Платонова. Однако дублером у него стал опытный космонавт Олег Артемьев.
Наконец окончательный состав экипажа был объявлен 27 марта 2025 года в пресс-релизе NASA. В него вошли Зина Кардман в качестве командира, Майкл Финк как пилот и астронавт от JAXA Кимия Юи – специалист полета. После этого все вместе начали непосредственную подготовку к своему полету.
Эмблема миссии Crew-11 воплощает командную работу, стремление к исследованию и глубокие связи, которые объединяют членов экипажа – через нации, агентства и семьи. Через оттенки белого, красного и синего астронавты отдают дань уважения флагам трех стран (США, Японии и России), представленных в составе экипажа, в то время как три золотые звезды символизируют единство трех космических агентств, работающих вместе ради открытия нового. В центре композиции – два сияющих солнечных луча, образующих число «11» и освещающих синий круг – тонкий намек на изображение, переданное с зонда «Вояджер», известное как «Бледно-голубая точка» и напоминающее нам о хрупком единстве нашего общего дома. Этот образ Земли отражается в глазу дракона, подчеркивая нашу сосредоточенность на исследовании и перспективе, открывающейся из космоса. Дракон, напоминающий геральдику фамильных гербов, выступает в роли стража миссии и ее наследия. В образе звезд астронавты чтят детей членов экипажа – это напоминание о поколениях, вдохновленных пилотируемыми космическими полетами. Окружающее все это алое пламя символизирует и мощь старта, и плазму при входе в атмосферу, олицетворяя весь путь – старт с Земли, работу на борту Международной космической станции и благополучное возвращение домой.
После запуска экипажу потребуется почти сутки, чтобы добраться до космической станции. Из-за ограничений, связанных с расходными материалами на борту, космический корабль должен состыковаться с МКС в течение 40 часов после запуска. Стыковка с МКС запланирована на 2 августа 2025 года.
А теперь более подробнее о членах экипажа миссии Crew-11 Dragon.
Кардман Зина Мария
Астронавт NASA, опыта космических полетов не имеет. Родилась 26 октября 1988 года в городе Эрбана штата Иллинойс в США. В 2006 году окончила среднюю школу в городе Уильямсберг штата Вирджиния. В 2006 году поступила в Университет Северной Каролины в Чэпел-Хилл и в 2010 году получила степень бакалавра наук по биологии. С февраля 2008 по август 2014 года занималась исследованием экологии морских микроорганизмов на кафедре океанологии Университета Северной Каролины в Чэпел-Хилл. С июня 2008 по июль 2015 года в качестве микробиолога и специалиста по материально-техническому обеспечению принимала участие в работах НАСА и Канадского космического агентства по изучению озера Павильон-Лейк в провинции Британская Колумбия в Канаде. Осенью 2008 года участвовала в качестве помощника судового механика в шестинедельном походе на учебной бригантине Robert C.Seamans организации Ассоциация морского образования. С декабря 2008 по февраль 2012 года принимала участие в долгосрочных экологических исследованиях на антарктической станции Палмер, расположенной на острове Анверс. В 2011 году подавала заявление на участие в 21-м наборе астронавтов NASA, но тогда её кандидатура была отклонена из-за несоответствия возрастному цензу и стажу работы по специальности. В 2012 - 2014 годах продолжала обучение в том же университете и получила степень магистра наук по экологии морских микроорганизмов. В 2014 году в Университете штата Пенсильвания начала работу над диссертацией на соискание степени доктора философии в области землеведения. В 2016 -2017 годах в качестве руководителя группы полевого обеспечения и помощника координатора материально-технического обеспечения принимала участие в биологических исследованиях NASA на лавовых полях в национальном парке Лунные кратеры в штате Айдахо и Гавайском вулканическом национальном парке.
7 июня 2017 года была зачислена в отряд астронавтов НАСА в составе 22-го набора NASA в качестве кандидата в астронавты. 18 августа 2017 года в Космическом центре им.Джонсона в Хьюстоне, штат Техас, приступила к прохождению курса базовой общекосмической подготовки. 10 января 2020 года на торжественной церемонии в Космическом центре им.Джонсона ей была присвоена квалификация астронавт. 31 января 2024 года объявлено о её назначении командиром экипажа корабля Dragon, запуск которого с миссией Crew-9 запланирован на осень 2024 года. Однако 30 августа 2024 года было объявлено о её выводе из экипажа в связи с необходимостью его сокращения до двух человек. В ноябре 2024 года появилась информация о возможном включении её в экипаж корабля Dragon с миссией Crew-11, полет которого может состояться не ранее июля 2025 года. 27 марта 2025 года её назначение командиром экипажа корабля Dragon Crew-11 было подтверждено.
Родители Зены Кардман - отец Лоуренс Санто Кардман и мать - Хелен-Андреа Кардман родились в 1944 и 1945 годах соответственно. В семье двое братьев - Майкл Кардман 1975 года рождения и Эндрю Лоуренс Кардман, родившийся в 1971 году. У астронавта есть жених - Майлз Саундерс, с которым она обручена.
Старт для Зены Кардман на корабле Dragon в качестве командира миссии Crew-11 стал для нее первым космическим полетом. Она стала 640 астронавтом мира и 372 астронавтом США.
Финк Эдвард Майкл
Астронавт NASA. Является 435 астронавтом мира и 275 астронавтом США. Совершил 3 космических полета общей продолжительностью 381 сутки 15 часов 8 минут, в ходе которых выполнил 9 выходов в открытый космос длительностью 48 часов 34 минуты.
Родился 14 марта 1967 года в городе Питсбург штата Пенсильвания в США. По некоторым данным, его предки родом из Финляндии, жили в Санкт-Петербурге. В 1985 году закончил Академию Сиуикли в городе Сиуикли, штат Пенсильвания. В 1989 году получил две степени бакалавра наук по аэронавтике и астронавтике в Массачусеттском Технологическом институте. Летом 1989 года прошел стажировку по программе обмена в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе, где изучал космонавтику. В 1990 году получил степень магистра наук по аэронавтике и астронавтике в Стэнфордском университете. В 1990 году перешел на службу в ВВС США с присвоением воинского звания – Второй лейтенант ВВС США, и был направлен в Центр космических и ракетных систем ВВС на базе ВВС в Лос-Анджелесе в штате Калифорния, где служил в качестве инженера по космическим системам и их испытаниям. В 1993 году получил научную степень в области геологии в Институте Эль-Камино в Торренсе, штат Калифорния. В 1994 году окончил школу летчиков-испытателей ВВС США на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии, получил назначение в 39-ю летно-испытательную эскадрилью на базе ВВС Эглин во Флориде. Служил в качестве инженера по летным испытаниям, участвовал в ряде испытательных программ, а также летал на самолетах F-16 и F-15. В январе 1996 года был переведен на службу в Испытательный центр Гифу на авиабазе Гифу в Японии. Служил координатором работ между США и Японией по проекту создания совместного истребителя XF-2. В 1996 году присвоено воинское звание – капитан ВВС США.
1 мая 1996 года отобран в качестве кандидата в астронавты 16-го набора NASA. Прошел двухлетний курс ОКП. По окончании ее получил квалификацию специалиста полета и назначение в Отделение МКС Отдела астронавтов НАСА. В 1998 году присвоено воинское звание – майор ВВС США. В июле 1999 года назначен в дублирующий экипаж четвертой экспедиции на МКС (экипаж МКС-4Д – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Стивен Робинсон. К подготовке приступил в ноябре 2000 года. Получил квалификацию бортинженера ТК «Союз ТМ» и «Союз ТМА». В апреле 2002 года заменил в дублирующем экипаже шестой экспедиции выбывшего по состоянию здоровья Карлоса Норьегу. В 2001 году получил степень магистра наук (планетарная геология) в Университете Хьюстона в Клиар-Лейк. В 2001 году присвоено воинское звание – подполковник ВВС США.
21 февраля 2002 года решением Многосторонней комиссии по операциям экипажей был назначен в основной экипаж девятой экспедиции на МКС-9 – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Олег Кононенко. В феврале 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia экипаж стал дублирующим экипажем по программе ISS-ULF1 полет после возобновления полетов шаттла. Однако ближе к лету, когда стало ясно, что скорого возобновления полетов шаттлов не предвидится, подготовка было прекращена. В начале декабря 2003 года был назначен в основной экипаж десятой экспедиции на МКС-10 – Геннадий Падалка, Майкл Финк. Но уже 8 января 2004 года решением МСОР был переведен в основной экипаж 9-й экспедиции, заняв место Уильяма Макартура, отстраненного от подготовки по медицинским показателям. Экипаж МКС-9 – Валерий Токарев, Майкл Финк. В таком составе экипаж приступил к подготовке 10 января 2004 года. Однако 28 января было принято решение восстановить экипаж Геннадий Падалка - Майкл Финк, но уже в качестве основного экипажа 9-й экспедиции на МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения МСОР.
1-й космический полет совершил с 19 апреля по 24 октября 2004 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМА-4» и 9-й основной экспедиции МКС. Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос. Продолжительность полета составила 187 суток 21 час 16 минут 12 секунд.
В октябре 2005 года заменил Джона Грунсфелда в дублирующем экипаже МКС-13. На заседании международной комиссии MCOP в США 2 декабря 2005 года был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа 13-й экспедиции на МКС. Проходил подготовку вместе с Федором Юрчихиным, в 2006 году к ним присоединился Сергей Волков. 30 марта 2006 года был командиром дублирующего экипажа МКС-13. В 2006 году присвоено воинское звание – полковник ВВС США. В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и NASA в предварительном порядке был назначен командиром дублирующего экипажа МКС-16 вместе с Салижаном Шариповым. В 2006 году присвоено воинское звание – полковник ВВС США. Во время старта корабля «Союз ТМА-11» 10 октября 2007 года был дублером бортинженера корабля. 13 февраля 2007 года решением NASA был утвержден в качестве командира основного экипажа 18-й экспедиции на МКС-18 и бортинженера корабля «Союз-ТМА-13». Приступил к подготовке 15 октября 2007 года. 18-19 сентября 2008 года в Центре подготовки космонавтов вместе с Юрием Лончаковым и членом экспедиции посещения, космическим туристом Ричардом Гэрриотом, сдал предполетные экзамены с оценкой «отлично».
2-й космический полет совершил с 12 октября 2008 года по 8 апреля 2009 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМА-13» и командира экспедиции МКС-18. Во время полета выполнил выход в открытый космос. Продолжительность полета составила 178 суток 0 часов 14 минут 27 секунд.
11 августа 2009 года был назначен специалистом полёта в экипаж шаттла STS-134, полет которого планировался на 29 июля 2010 года.
3-й космический полет совершил в качестве специалиста полета МТКК «Индевор» миссии STS-134 по программе снабжения Международной космической станции и доставке Альфа-магнитного спектрометра AMS-02. Во время полета провел три выхода в открытый космос. Продолжительность полета составила 15 суток 17 часов 38 минут 22 секунды.
22 января 2019 года появилось сообщение о его назначении в экипаж первого пилотируемого полета корабля Starliner вместо выведенного из экипажа по медицинским показаниям Эрика Боу. 1 апреля 2019 года вместе с Николь Манн и Барри Уилмором приступил к подготовке в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Подготовка велась в течение пяти недель и была разбита на три тренировочные сессии. На первой и второй тренировочных сессиях изучались системы РС МКС и проведена часть подготовки по аварийным процедурам. На третьей тренировочной сессии прошли тренировки по действиям экипажа в случае аварий на РС МКС. Раздел медико-биологической подготовки для астронавтов состоял из ознакомления со средствами медицинского обеспечения, медико-технической подготовки и физической подготовки. В программу входило также изучение русского языка. 9 - 12 сентября 2019 года вместе с Николь Манн и Крисом Фергюсоном принял участие в тренировках по отработке эвакуации экипажа спускаемого аппарата космического корабля Starliner, проводившихся на ракетном полигоне Уайт-Сэндз. 30 сентября 2022 года состоялось назначение Майкла Финка пилотом корабля Starliner. Однако, в связи с откладываем первого эксплуатационного полета корабля Starliner на не неопределенный срок, был переведен пилотом в экипаж корабля Dragon с миссией Crew-11.
Общий налет составляет 800 часов на 30 различных типах ЛА. Награжден двумя медалями ВВС «За заслуги», медалью ВВС «За достижения», медалью ВВС «За похвальную службу», медалью НАСА «За космический полет» и медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Женат на Рените Сайкиа, индианке по происхождению, её родители выходцы из штата Ассам, Индия. В семье Финка трое детей: сын Чандра, дочь Тэрэли Паулина и Сурья. Майкл Финк увлекается походами, полетами, путешествиями, геологией, астрономией, чтением и изучением иностранных языков. Говорит по-русски и по-японски. Снялся в роли инженера NX-01 в финальном эпизоде сериала Star Trek: Enterprise, вышедшим в эфир 13 мая 2005 года.
Старт на корабле Dragon в качестве пилота миссии Crew-11 стал для него четвертым космическим полетом.
Юи Кимия
Астронавт японского космического агентства JAXA. Является 542 астронавтом мира и 10 астронавтом Японии. Совершил 1 космический полет длительностью 141 сутки 16 часов 9 минут.
Родился 30 января 1970 года в деревне Кавамура префектуры Нагано в Японии. В 1988 году окончил среднюю школу в Нагано. В 1988 году поступил и в марте 1992 года окончил Академию Национальной обороны Японии, получив степень бакалавра наук по специальности «Наука и техника». В апреле 1992 года поступил на службу в ВВС Сил Самообороны Японии. В 1993 году приступил к летной подготовке в качестве пилота самолётов T-3, T-1, T-2 в Японии и самолётов T-38, AT-38 в ВВС США. В этом же году ему было присвоено воинское звание – второй лейтенант. В 1996 году был переведен в 204-ю эскадрилью в качестве пилота самолёта F-15. В 2000 году был направлен в Академию Национальной обороны Японии в качестве офицера-инструктора. В 2002 - 2003 годах в Японии прошел обучение на курсах подготовки лётчиков-испытателей, а в 2003 - 2004 годах - на командно-штабных курсах в школе летного состава. В 2004 - 2006 годах служил летчиком-испытателем самолёта F-15. В 2006 году в США окончил Школу совместного применения родов войск в Штабном колледже объединённых сил родов войск. С 2006 года служил в Отделении обеспечения взаимодействия Объединённого штаба. С 2008 года до момента отбора в качестве кандидата в астронавты служил в Отделе разработки оборонных программ в Штабе ВВС. Ушел в отставку в апреле 2009 года в воинском звании подполковника ВВС.
Отобран кандидатом в астронавты Японского космического агентства JAXA 25 февраля 2009 года. 1 апреля 2009 года зачислен в штат JAXA и приступил к базовой подготовке в Цукубском космическом центре. В августе 2009 года приступил к общекосмической подготовке в Космическом центре им. Джонсона вместе с астронавтами 20-го набора NASA. 25 июля 2011 года после завершения общекосмической подготовки, получил квалификацию астронавта МКС. Участвовал в экспериментах NASA, проводившихся подводной лаборатории в США. В июне 2012 года участвовал в 16-й тренировке NASA Extreme Environment Mission Operation (NEEMO-16) на подводном исследовательском комплексе «Аквариус» у побережья Флориды, США. 5 октября 2012 года JAXA сообщило о включении его в экипаж МКС-44/45. Старт ожидался в июне 2015 года. В декабре 2012 года наряду с Олегом Кононенко и Челлом Линдгреном вошел в состав основного экипажа «Союз ТМА-17М» и дублирующего экипажа «Союз ТМА-14М» и МКС-42/43 в качестве бортинженера-1. В начале февраля 2014 года приступил к подготовке в ЦПК имени Ю. А. Гагарина, которая продолжалась около 2 недель. Подготовка включала в себя изучение конструкции и систем транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М» и российского сегмента МКС с использованием тренажеров, тренировочные занятия по действиям в случае посадки на воду. Во второй половине февраля вернулся в Японию и продолжил подготовку в Цукубском космическом центре, которая включала в себя изучение различных систем японского модуля Kibo.
1-й космический полет совершил с 23 июля по 11 декабря 2015 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМА-17М» и экипажа основной экспедиции МКС. Продолжительность полета составила 141 суток 16 часов 9 минут 29 секунд.
С ноября 2016 года по март 2023 года был командиром отряда японских астронавтов. 16 июня 2023 года японское агентство аэрокосмических исследований сообщило о его включении в экипаж основной экспедиции на МКС, старт которой намечен на 2024 год. Однако 14 ноября 2023 года JAXA сообщило, без объяснения причин, о переносе его полета на 2025 год и включении его в состав экипажа корабля Dragon с миссией Crew-11.
Общий налет на различных типах ЛА составляет более 2 000 часов к моменту отбора в качестве кандидата в астронавты. Женат, имеет дочь и двоих сыновей. Кимия Юи увлекается гольфом, теннисом и чтением книг.
Платонов Олег Владимирович
Космонавт Роскосмоса. Ранее опыта космических полетов не имел. Родился 27 июня 1986 года в г. Челябинске. 18 октября 2008 года окончил Краснодарское ВВАУЛ с присвоением квалификации «инженер» по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». С октября 2008 по февраль 2014 года служил лётчиком, затем старшим лётчиком авиационного звена авиационной эскадрильи в/ч 56147, 23485, г. Артём Приморского края. С февраля 2014 года и до зачисления кандидатом в космонавты служил командиром авиационного звена авиационной эскадрильи в/ч 77994, майор, г. Артём Приморского края. 11 февраля 2016 года окончил Дальневосточный федеральный университет с присвоением квалификации «бакалавр» по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Подал заявление на участие в начавшемся 14 марта 2017 года очередном наборе 2018 года. 23 августа 2018 года получил допуск Главной медицинской комиссии. На заседание контрольной комиссии 9 августа 2018 года отсутствовал по служебным обстоятельствам, тем не менее 10 августа 2018 года по результатам заседания межведомственной комиссии был назван кандидатом в космонавты. 16 ноября 2018 года был переведен в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, зачислен в отряд космонавтов и приступил к общекосмической подготовке. 25 ноября 2020 года сдал Государственный экзамен по итогам окончании курса общекосмической подготовки. 2 декабря 2020 года решением Межведомственной квалификационной комиссии по итогам заседания в ЦПК им. Ю.А. Гагарина ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя. 20 января 2022 года на заседании Межведомственной комиссии был утвержден в качестве бортинженера основного экипажа экспедиции МКС-70. В связи с принятием решения об организации экспедиции посещения МКС представителем Республики Беларусь, экипаж Алексея Овчинина и Олега Платонова стал экипажем 72-й основной экспедиции, со стартом на корабле «Союз МС-26» осенью 2024 года. Вместе с ними на МКС отправится и Дональд Петтит. Кроме них, в основной экипаж МКС-72 входит Александр Горбунов, которому предстоит отправиться в космос на американском космическом корабле. 15 августа 2023 года появилось сообщение, что главная медицинская комиссия рекомендовала вывести Олега Платонова из состава дублирующего экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-24» и из основного экипажа корабля «Союз МС-26». Позднее в экипаже он был заменен Иваном Вагнером. По обновленной информации был включен в основной экипаж экспедиции МКС-74, которая должна начаться осенью 2025 г., однако отправиться в космос он должен на корабле Dragon Crew-11. 7 февраля 2025 года его назначение в основной экипаж корабля Dragon Crew-11 было подтверждено.
Старт на корабле Dragon Crew-11 в качестве специалиста полета-2 и бортинженера экспедиции МКС-74 – это его первый космический полет.
Имеет квалификацию военного летчика 1 класса. 30 августа 2019 года получил квалификацию «водолаз». Награжден медалью «За отвагу» (2020), медалью «За воинскую доблесть» II степени, медалями «За отличие в военной службе» II и III степеней, медалью «Участнику военной операции в Сирии», медалью «100 лет истребительной авиации России». Женат, воспитывает сына.
#МКС #космический_полет #космический_корабль #астронавт #Axiom_Space #Dragon_Crew #ISRO #польский_астронавт #венгерский_астронавт #коммерческий_космический_полет #NASA #ЕКА #европейское_космическое_агенство