В продолжение статьи Учитель из Ада.
История, с которой столкнулся наш второй класс, многому научила меня и заставила на многое посмотреть по-другому.
Когда "учитель из ада" объявила о своем уходе, родители не знали, что это не ее собственное решение (мы узнали об этом много позже).
Несколько родителей собрали экстренное "родительское собрание", посвященное тому... как уговорить этого учителя остаться.
Я не могла поверить своим ушам.
Да, этот учитель была прекрасный методист. У нее было много интересных наработок по объяснению материала, его отработке... Но дети не могли этого оценить. Они, перепуганные и раздавленные, просто не воспринимали ни одного слова этой прекрасной методики!
Каждого родителя попросили высказаться, хочет ли он, чтобы учитель остался. И я была поражена...
Да, я хочу, чтобы она осталась. Сын плохо учится, а перед самостоятельными его каждый раз тошнит. Ну вот такой тупой ребенок... Надеюсь, строгость учителя позволит рано или поздно это исправить.
Да, я хочу, чтобы она осталась. Дочь ненавидит школу, и каждое утро залезает под кровать, чтобы туда не идти. Ну а кто из детей любит школу? Вы таких хоть раз видели?? А так сразу видно, педагог серьезный, требовательный - не дает расслабиться.
Я тоже хочу. Вдруг другой учитель будет их нагружать меньше? Сын и так ничего не соображает и не может запомнить. А если ослабить нагрузку - отупеет окончательно.
16 человек с вот такими примерно одинаковыми высказываниями.
Я взяла слово последней, зная, что мое мнение окажется непопулярным...
Родители, вы себя вообще слышите? Рвет, прячется под кровать, тупеет на глазах...
Маша (обращение к маме, имя изменено), а раньше твоего сына рвало, когда он нервничает?
Даша, я же помню, как твоя дочь рвалась в школу в первом классе. И да, я видела (очень много) детей (все дети в началке у старшего сына), которые рвутся в школу и всем классом мечтают, чтобы каникулы скорее закончились, и всё лето учат математику и любимому учителю фотки успехов отправляют.
Саша, мы с детского сада вместе - твой сын всегда был одним из самых ответственных и толковых ребят.
ВЫ ТОЧНО УВЕРЕНЫ, ЧТО ПРОБЛЕМА В РЕБЕНКЕ?!
Не буду врать, что все родители резко задумались и поменяли мнение. Но кто-то из них вспомнил, что раньше за ребенком проблем не замечалось, да и за пределами школы всё не так...
А мне подумалось, что очень часто мы слишком доверяем учителю.
Больше доверяем чужому человеку, чем собственному ребенку.
Почему-то.
А дети страдают. Получают травму. Теряют веру в себя.
И пронесут это через всю жизнь, и станут... никем. Хотя могли бы стать новым Эйнштейном...
____________
Наблюдая за симптомами 25 детей из класса, сделала список признаков, что с учителем что-то не так.
Если ваш ребенок плохо учится, ненавидит школу, тупой и никчемный... Особенно, если у вас сменился учитель - и ребенок "отупел и возненавидел школу" с его приходом!
Изучите, пожалуйста, этот список и проверьте - вдруг, проблема вовсе не в ребенке!
Статья получилась длинная... Но, надеюсь, вам удастся осилить ее до конца.... Вдруг это поможет кого-то спасти?
Про ребенка
На основе наблюдений и общения с родителями 25 детей.
1. Ребенок внезапно стал "забывчивым" во всём, что касается учебы
Есть дети рассеянные, не собранные, забывчивые - от природы. Любой родитель знает, если у ребенка есть такая проблема.
Но раньше вы восхищались собранностью и внимательностью ребенка: он наизусть помнил всю домашку, сам собирал портфель, четко знал, что в него положить, трижды напоминал вам о покупке "серебристого пластилина на четверг через неделю"...
И вдруг разучился даже находить место, куда записал домашку.
2. Ребенок перестал рассказывать, что было в школе
Если у вас принято обсуждать, как прошел день: раньше на этот вопрос ребенок подробно рассказывал, что его спрашивали, что он отвечал, что узнал нового. А теперь перестал это делать вовсе, отделываясь словами "я не помню".
Или вместо рассказов про учебу теперь пересказывает меню столовой и подробно описывает ссору с Васькой.
3. У ребенка ошибки и двойки там, где их быть не могло
Родители, которые занимаются со своим ребенком, всегда примерно представляют себе и могут честно признаться, где ребенок знает на 5, а где "спасибо за тройку".
Вы точно знаете, что ребенок напишет "корова" через О, или идеально знает таблицу умножения, видите прекрасно сделанную домашку, написанную ровнейшим почерком...
А потом видите двойки за классную работу - и это честно двойка, потому что там "кАрова" и 2*2 = 5. И на вопрос "Что пошло не так?" ребенок внятно ответить не может.
Если эта ситуация повторяется из раза в раз: будьте уверены, что проблема не в ребенке.
4. Ребенок стал остро (нетипично) реагировать на домашку
Мало кто из детей любит делать домашку. Многие ругаются, ноют, оттягивают до последнего.
Но если есть проблема с учителем - к ругани и оттягиванию времени могут добавится слёзы (вплоть до истерики) и психосоматика (напр., каждый раз при слове "домашка" у ребенка будет болеть голова, или срочно нужно в туалет, или аллергическая реакция на пустом месте, или резкая сонливость).
5. Ребенок не хочет (или не может) идти в школу
Уже одетый и готовый к выходу в школу ребенок из раза в раз внезапно бежит в туалет, или начинает болеть живот, голова, глаз...
Первый раз мы пугаемся и бежим к врачу. Второй раз, третий... Обследование показывает, что ребенок полностью здоров - но это повторяется, причем исключительно в будни перед школой.
Мы начинаем думать, что это он "специально, чтобы в школу не ходить".
Да, специально, но не он, а его организм. Психосоматика, защитная реакция организма - организм пытается избавить малыша от стресса и ужаса, который ему предстоит пережить.
6. Учитель высмеивает и поддерживает высмеивание ребенка за ошибки
Если ребенок рассказывает, как сделал ошибку у доски, и весь класс смеялся - будьте уверены, что дети смеялись не просто так.
Все ошибаются, и большинство детей не видит в ошибках ничего смешного до тех пор, пока им на смешное не укажет учитель.
7. У ребенка резко сократился круг школьных друзей
Со слов ребенка вы узнаете, что весь класс теперь дружит маленькими группками из 2-3 человек; каждая группка в ссоре со всеми остальными детьми.
Одна из особенностей учителя-садиста: тщательно следить, чтобы дети не дружили компаниями более 2 - 3 человек. Потому что даже малыши, если их несколько - это уже сила, способная дать отпор.
Такой учитель будет специально разъединять и ссорить детей до тех пор, пока весь класс не поделится на компании из 2 (максимум 3) человек.
В нашем классе учитель на переменках могла выхватить ребенка из игры со словами: Вася, ты зачем обидел Петю?
Вася: Я его не обижал!
Петя: Он меня не обижал!
Учитель: Как это он тебя не обижал!? А ты видел, как пренебрежительно и унизительно он тебя только что толкнул плечом!? Это потому что он тебя не уважает! ...и так далее...
Постепенно Вася начинает верить, что Петя его ненавидит - и ссорится с ним.
__________
Сейчас будет еще три симптома, которые НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО вызваны стрессом/учителем, но могут дополнить и подтвердить проблему, если вы уже подтвердили первые 7 пунктов.
__________
8. Ребенок стал часто болеть / обострились хронические заболевания
От стресса организм начинает болеть - это широко известный факт.
Если в совокупности с симптомами 1-7 выше вы видите обострение сердечно-сосудистых заболеваний, ЖКТ, аллергии, герпеса на губах - или слишком (нетипично частые) простуды - думайте о школьном стрессе.
9. Ребенок стал много спать
Бодрый и веселый раньше, внезапно стал заваливаться после школы и спать как сурок целый день.
Совсем не обязательно причина в школе и стрессе, причин может быть масса.
Но если вы будете смотреть в совокупности с причинами 1 - 7, то это может быть одной из защитных реакций организма на стресс в школе.
10. Внезапные нервные тики у ребенка
Самый частый признак учителя-садиста - это, пожалуй: нервные тики. Дергается глаз, или рука, или нога - или вообще и то и другое вместе.
В нашем классе через год нервные тики были у половины детей из класса (это только то, что я знаю - в реальности, может, и больше). Официально подтвержденные у невролога, с назначенным лечением...
Просто знайте, что нервные тики у малыша - это НЕ норма, и у этого ВСЕГДА есть причина. Если присутствуют первые 7 пунктов из списка, причина тиков может быть в них.
Про учебный процесс
11. Домашка весь вечер и все выходные
По всем нормативам домашка не должна занимать 2 часа "чистыми".
Безусловно, большинство детей старается "растянуть удовольствие" на целый день и просто ленится, кому-то нужно время на дополнительные занятия, кто-то из раза в раз не понимает тему...
Здесь речь про объективный объем, который даже вы, родители, чисто физически не сделаете за 2 часа.
Например, это НЕ нормально, если второклашка получил "на завтра" 30 примеров по математике, 4 упражнения по русскому, стихотворение наизусть и презентацию с докладом по окружающему миру.
Однократно такой объем может быть - чисто случайно или если литература и окружайка были заданы еще неделю назад.
Но если это повторяется изо дня в день - это не "сильный и требовательный учитель". Это путь к ненависти к школе и болезням.
12. Домашка на каникулах
По всем нормативам домашки на каникулах быть не должно.
Никто не запрещает вам заниматься с ребенком на каникулах дополнительно. Более того, это хорошо и правильно, я - ярый сторонник такого подхода (и даже писала на эту тему статью).
Но это только ваш выбор, ваше время и желание. И выбор и желание ребенка.
Обязательной домашки, да еще с оценками за выполнение, быть Не Должно и Не Может.
13. Огромное количество правил и требований, выдвинутых учителем
Тетради по русскому только желтые и зеленые, по математике - только розовые и фиолетовые (конкретной фирмы, конкретного оттенка, конкретного качества бумаги).
Линейка строго прозрачная 20 см.
Не пришел с утра в класс за 15 минут до звонка = опоздал со всеми вытекающими последствиями.
Еда в классе строго запрещена, даже конфетка.
На переменах разрешено только чтение книг и беседы группами не более 3 человек.
Сложное замысловатое расписание на каждый день по проработке словарных слов / примеров по математике - выдано в начале года на весь год.
Это очень далеко не полный перечень правил, которые были введены учителем конкретно в нашем классе. Невыполнение каждого одного приравнивалось к "самый плохой ученик класса" и безжалостно высмеивалось учителем с привлечением тех, кто "не опозорился".
Поначалу, как ответственный родитель, я пыталась вести реестр и следить, чтобы сын выполнял - чтобы не быть самым плохим в классе.
Когда, к октябрю, количество требований перевалило за 4 тетрадные страницы - стало понятно, что за всем не уследишь; так что уже в ноябре сын стал "как все" - самым плохим учеником в мире.
14. У ребенка зависимость от учителя в бытовых мелочах
Пункт про тетради из прошлого пункта...
У нас было запрещено пользоваться "своими" тетрадями. "Свои" тетради учитель не принимал на проверку. Совсем. Сдаешь "свою" тетрадь - учитель ее откладывает из стопочки и возвращает непроверенной.
"Свои" тетради - это купленные самостоятельно.
Тетради закупались родительским комитетом на весь класс на весь год и выдавались учителем строго с утра до начала занятий.
При выдаче каждой тетради учитель клеил на каждую выданную тетрадь специальную наклейку с фамилией ученика и еще какой-то информацией. Поэтому купить свою тетрадь - даже точно такую же, как закуплено на класс, было невозможно - специальной наклей-то нету :-)
- Если не успел попросить у учителя тетрадь до начала всех уроков - остаешься без тетради и не пишешь вообще ничего весь урок.
Просить листочки у одноклассников и учителя запрещено. Вырывать листочки из своих тетрадей, чтобы поделиться с одноклассником - запрещено.
- Если тетрадь закончилась в школе на уроке - домашку пишешь на листочке, который с утра передаешь учителю вместе с исписанной тетрадью. Учитель подшивает листочек домашки к исписанной тетради - взамен получаешь новую тетрадь...
Там были еще какие-то правила обращения с тетрадями... Я уже не все помню... Но все дети были в бесконечном стрессе от расписания выдачи тетрадей...
Были правила нахождения запасной ручки или карандаша, если забыл / потерял / потекла.
Были правила хождения в туалет (на уроке нельзя, на каждой перемене свой "порядок"), в столовую...
По сути, все дети были лишены возможности самостоятельно решить любую свою мелкую бытовую / физиологическую проблему без разрешения учителя.
15. В конкурсах, спектаклях и активностях участвуют одни и те же дети
У нашего учителя были "любимчики" для участия в активностях.
Все учителя - обычные люди, которые испытывают к одному ребенку большую симпатию, чем к другому. Это нормально.
Что НЕ нормально. БОльшая часть класса даже не знала, что в школе проводится какой-то конкурс, спектакль, мероприятие, концерт. Узнавали по факту, когда уже награждали победителей.
Любимчики же "потихоньку", за пределами класса, получали свои стихи и роли.
Сын некоторое время входил в список "любимчиков" - и долгое время я не знала об этой проблеме. Думала, что другие просто не хотят участвовать.
Узнала я об этом случайно. Когда начала активно беспокоиться происходящим, когда неприятные симптомы у сына стали нарастать, и я стала говорить об этом с учителем - однажды мы не узнали про концерт, потом - про конкурс...
Позже оказалось, что некоторые родители вообще никогда не были в курсе...
Возможность узнать о конкурсе или мероприятии учитель использовала как поощрение или наказание... родителям...
Про отношения с родителями
16. У учителя нет открытого диалога со всеми родителями (более чем с 1 родителем) одновременно
Нет общих родительских собраний, нет общего чата, нет возможности поговорить с учителем даже группой 2-3 человека.
Диалог с учителем возможен только один на один с одним родителем.
По тем же причинам, по которым учитель разделял детей (пункт 7 выше), учитель стремится разделить и родителей.
В нашем случае любые попытки родителей подружиться, любые отсылки к опыту других родителей пресекались учителем примерно так:
У нас такая-то проблема. Насколько я знаю, эта же проблема беспокоит маму Маши, маму Даши и маму Пети.
Ой, что вы их слушаете! Мама Маши вообще всегда лжет, у мамы Даши (в отличие от вас!) образование не позволяет адекватно оценить ситуацию, а Петя... вообще неблагополучный ребенок... И, кстати, его мама считает Вас идиоткой.
Долгое время каждый из нас, родителей, принимал это на веру...
17. Вы думаете (учитель убеждает вас), что ваш ребенок самый плохой из класса / говорит "дикие" ужасные вещи про ребенка
В разговоре с учителем вы слышите, что именно ваш ребенок разительно и в худшую сторону отличается от остальных поведением / уровнем знаний / неспособностью осваивать материал.
Конечно, так бывает, что ребенок и правда самый худший в классе по успеваемости. Но не принимайте слова учителя на веру.
Если нет возможности проверить объективно (в московских школах в электронном дневнике есть рейтинги успеваемости) - задавайте вопросы другим родителям об оценках за контрольные или домашки, о понимании тем. Не бойтесь выглядеть хуже других.
То же самое, если слышите от учителя странные, дикие, ужасные вещи про поведение ребенка - не спешите делать выводы.
Папа одного мальчишки из нашего класса рассказывал:
В разговоре с учителем слышу: "Понаблюдайте внимательно за сыном. Это ужас! Кажется, из него растет будущий маньяк. Он просто неадекватно злой и жестокий. Он на перемене чуть не убил одноклассника Петю!"
Нахожу сына и Петю - благо они лучшие закадычные друзья. Спрашиваю, что это за история. Отвечают:
"Да мы сами не знаем. Мы играли на перемене, не дрались, даже особо не бесились... вдруг она (учитель) набросилась, начала говорить, что он пытается меня убить..."
Многие родители из нашего класса слышали от учителя про полную асоциальность своих детей, преступные наклонности, психически неадекватное поведение...
18. Вы боитесь открыто говорить с другими родителями о своих беспокойствах про школу
В продолжение предыдущего пункта... Когда слышишь, что именно твой ребенок - единственный идиот и потенциальный маньяк - очень стыдно и страшно обсуждать это с другими родителями.
НЕ БОЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ С ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ ИЗ КЛАССА О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ И БЕСПОКОЙСТВАХ.
Такую ошибку сделали мы, родители - избегая общения друг с другом, оставаясь с проблемой один на один, отчаянно пытаясь исправить ситуацию.
Проблема вскрылась, когда одна мама не выдержала и написала о проблемах своего сына в чат. Она спрашивала совета: как ей быть - все дети как дети, прекрасные - и один только ее сын такой... ужасный.
В ответ весь класс прорвало. Нашлись еще родители "будущих преступников", "будущих клиентов психушки", "будущих маньяков"... Почти каждый сообщил (со слов учителя) о полной неспособности ребенка к обучению...
В ходе диалога выяснилось, что ситуация не так плоха, как думал каждый в одиночку. А когда к диалогу и разбору ситуации были привлечены дети - тут и вовсе всё стало на свои места.
19. Учитель не комментирует и не объясняет свои требования и их причины
Многие вещи из перечисленных в пункте "про учебный процесс" в реальности направлены на подавление сил и воли ребенка (и родителя), обеспечение возможности управлять эмоционально парализованным человеком.
Когда требование учителя кажется вам странным / необычным / неэффективным, если требований слишком много - задавайте учителю вопросы о причинах этих требований.
Возможно, то или иное требование, при всей своей странности, окажется оправданным авторской методикой. Тогда вы обязательно услышите от учителя гордое "по моим личным исследованиям розовый цвет обложки тетради повышает успеваемость. Вот данные психо-физиологических тестов из лаборатории, вот результаты за 10 лет..."
Если учитель отвечает "потому что я так сказала, я учитель, вы ДОЛЖНЫ МНЕ ДОВЕРЯТЬ" - это резкий сигнал к тому, чтобы потерять доверие немедленно.
Вы не обязаны слепо доверять вообще никому и никогда. Вы всегда имеете право знать о методах, методиках и причинах их выбора в отношении вас и вашего ребенка.
20. В диалоге с другими родителями вы понимаете, что учитель лжет
Вы много раз пытались поговорить с учителем о своем ребенке в учебном процессе... слышали какие-то ответы...
Наконец решили обсудить это с другими родителями.
И тут выясняется, что у всех родителей разная (порой, диаметрально противоположная) версия происходящего со слов учителя.
Учитель-садист зачастую дает родителям разную информацию (преднамеренно или интуитивно), чтобы не дать им возможности составить объективную картину происходящего.
Имейте это в виду и не считайте случайностью, если - в совокупности с другими симптомами - такое повторяется больше одного раза.
__________________________
Если эта статья поможет спасти хотя бы одного ребенка - я буду счастлива.
Дисклеймер: никого из учителей ни в чем не обвиняю, все персонажи вымышленные.
А в следующих статьях расскажу, как наш новый учитель в течение года "выхаживала" эмоционально покалеченных детей.
Все, кстати, теперь уже в порядке :-) И психосоматика прошла, и в школу бегут с радостью, получают свои пятерки и двойки - и обожают учителя, даже когда она их ругает... Пусть всё это сохранится... :-)