Друзья, продолжаю вас знакомить с историческими материалами, которые я собрал за 25 лет на главной российской выставке строительной техники и технологий – CTT. В 2025 году CTT Expo отметила свой четвертьвековой юбилей. В двух предыдущих статьях я рассказывал, какими были выставки СТТ в период с 2000 по 2009 год.
В конце статьи см. ссылки на два предыдущих ретро-фотообзора, посвященных выставкам СТТ периода 2000-2004 гг. и 2005-2009 гг.
Теперь речь о следующем историческом этапе – с 2010 по 2014 год. Казалось бы, все это было не так давно, однако с тех пор много воды утекло: стали достоянием истории целые заводы, не выпускаются многие модели техники тех лет, а какие-то машины так и остались опытными образцами. Например, часто ли вы встречали бескапотные КРАЗы? А автокраны «Ивановец» грузоподъемностью 80 т? Может помните новгородские грузовики «Силант»? Или слыхали о том, что вездеходы Заволжского завода гусеничных тягачей поставляли в Англию под маркой Terex? Сочленный самосвал ЧЕТРА видели? Всё это было в ту пору на выставках СТТ.
Итак, ближе к делу.
СТТ 2010
«Ивановская марка» впервые представила автокраны «Ивановец» КС-7474 г/п 80 т и КС-64714 г/п 60 т. Оба крана смонтированы на спецшасси БАЗ-8033 (8х4) с интегрированной опорно-ходовой рамой. Рама сделана Брянским автозаводом, а ключевые агрегаты, включая кабину, – китайские.
Галичский автокрановый завод показал кран КС-74713 г/п 80 т на спецшасси МЗКТ-790200 (10х10). Шасси обладает управляемыми 1, 2, 4 и 5 осями. Привод крановой установки – от двигателя Deutz.
Новый российский производитель автогидроподъемников марки ČKZ представил сразу целый модельный ряд с высотой подъема 12, 16, 24 и 34 м на шасси УАЗ-2360, ГАЗ-3302, ГАЗ-3309 и КАМАЗ-65115. Как было заявлено производителем, выпуск АГП по лицензии чешской компании ČKZ s.r.o. налажен на заводе в Самарской области. После выставки я тщетно пытался навести справки об этом чешском производителе, Интернет такого не знал. Точно известно, что к этому проекту был причастен гендиректор Ульяновского механического завода № 2 (ныне не существующего). Много ли было сделано подъемников «российско-чешского» завода, мне не ведомо. Единственный раз мне попался 34-метровый АГП на шасси КАМАЗ-43118 с заводским номером 2.
Давно ли вы встречали у нас финские грузовики Sisu? Как раз таки на СТТ 2010 был такой экзот.
Еще один экзотический экспонат – американский кран Altec АС26-103S г/п 23 т на шасси канадского гусеничного вездехода Prinoth.
Челябинский тракторный завод отметился новой моделью малого промышленного трактора Т-8 массой 10,7 т. Он оснащен двигателем Cummins и гидростатической трансмиссией Danfoss. В серию эта машина не пошла.
Еще одна новация от ЧТЗ – 45-тонный бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора ДЭТ-400 тягового класса 25. Новая модель разработана взамен прежней ДЭТ-320. Трактор оснащен двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 370 л.с. и электромеханической трансмиссией на базе электромашин переменного тока, обеспечивающей автоматическое регулирование скоростей в зависимости от тягового усилия.
Помимо прочего, ЧТЗ объявил о начале производства с 2010 года вилочных погрузчиков болгарского завода «Балканкар-Рекорд». Кто-то встречал такие? Пишите в комментах.
На стенде ЧЕТРА демонстрировались две абсолютно новые модели техники, ранее не выпускавшейся предприятиями концерна «Тракторные заводы». Это гусеничной экскаватор ЭГП-230 массой 23,5 т на импортной компонентной базе (двигатель Sisu, гидравлика Bosch Rexroth, Kawasaki, Parker и т.д.), а также телескопический погрузчик ПТС-4012 грузоподъемностью 4 т и высотой подъема 12 м.
В те годы в выставке СТТ регулярно участвовал «Уралвагонзавод». На СТТ 2010 можно было ознакомиться с тремя новинками – гусеничным экскаватором ЭО-41211 массой 23 т, погрузчиком с бортовым поворотом ПМК-6.02 и трактором РТ-М-160У, оснащенным погрузочным и бульдозерным оборудованием.
Совместное белорусско-российское предприятие «Дорэлектромаш» представило свой первый экскаватор-погрузчик ДЭМ-310 на собственном шасси. В его конструкции применены мосты итальянской фирмы Carraro, европейская гидравлика и двигатель Д-245.
Самосвал Урал-63685-03 (6х4) г/п 14,5 т с 250-сильным мотором ЯМЗ-236 был явно создан в пику КАМАЗ-65115. Как отмечали на заводе, оптимизация технических и эксплуатационных характеристик автомобиля позволила добиться оптимального соотношения его грузоподъемности и экономичности, а также снизить стоимость владения. В эксплуатации я эту машину так и не видел.
На стенде Кременчугского автозавода состоялась российская премьера бескапотника КРАЗ. 20-тонный самосвал КРАЗ С20.0 получил каркасно-панельную кабину собственной разработки, двигатель ЯМЗ-6501.10, новую конструкцию балансирной подвески задних колес, новую переднюю ось, новый рулевой механизм интегрального типа и ряд других изменений.
В экспозиции МАЗа был замечен 8-тонный самосвал модели 450350. Данная разработка представляет собой гибрид грузовика МАЗ-4370 и ЗИЛа. Машина создана совместными усилиями Минского автозавода, завода «Метровагонмаш» и фирмы «ТехноКомплекс». Особенность автомобиля заключается в том, что на шасси МАЗ-438043 установлены зиловские мосты и самосвальный кузов, применяемый на автомобилях ЗИЛ.
***********************************
Премьера АвтоКластера уже в августе. Не пропустите!
Друзья, полагаю, многие из вас хорошо знают главную российскую выставку строительной техники и технологий СТТ Ехро, которая в этом году отметила 25-летний юбилей. Организатором легендарной выставки является компания Sigma Expo Group. В портфеле этой компании есть и другие успешные выставочные проекты – COMvex, CTO Expo, Logistika Expo, посвященные коммерческому транспорту, запчастям и логистике, которые вместе с CTT Expo, ежегодно, в конце мая, проходят в МВЦ Крокус Экспо, в рамках главного отраслевого события России – синергии выставок EXPO.
Хочу сообщить, что Sigma Expo Group запускает новый проект. 19-22 августа 2025 года в Крокус Экспо впервые состоится АвтоКластер отраслевых выставок – событие, которые объединит 3 выставки на одной площадке: ИнтерАвтоМеханика (выставка автомобильной индустрии), ComAutoTrans (выставка коммерческой техники и тест-драйв), AutoBusExpo (международный автобусный салон).
Регистрация посетителей открыта на официальном сайте организатора выставок – компании Sigma Expo Group: https://sigma-expo.ru/ Промокод MPAUTOD6 позволит бесплатно получить билет на любую из выставок.
*************************************
СТТ 2011
Ульяновский механический завод № 2 в 2011 году разбавил собственную линейку грузоподъемной техники 25-тонным краном МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТТ-4М. Крановая установка данной модели заимствована от автокранов семейства МКТ-25. Кстати, этот образец был не единственным, в дальнейшем УМЗ № 2 выпустил партию таких кранов.
«Ивановская марка» тоже разнообразила модельный ряд абсолютно новым типом продукции – кранами-манипуляторами. На выставке было представлено три модели в гражданском исполнении – КМ-80, КМ-100 и КМ-120 с грузовым моментом 8/9,7/11,25 тм соответственно и модель военного назначения для работ с опасными грузами – КМВ-10 с грузовым моментом 11,5 тм. Впоследствии мелкосерийный выпуск КМУ «Ивановец» был налажен на заводе «Раскат».
В начале 2010-х годов Угличский машиностроительный завод еще работал и регулярно участвовал в выставке СТТ. На СТТ 2011 предприятие отметилось двумя новыми моделями автокранов с опорным контуром из пяти опор. Это 25-тонный КС-55726-2 на шасси КАМАЗ-43118 и 30-тонный КС-55740 на шасси Урал-4320.
Завод «Ивэнергомаш» отметился 14-тонным краном-ветераном СМК-14, выпускавшимся с начала 90-х годов. Особенности конструкции этой машины – дизель-электрический привод крановых механизмов, выдвижение стрелы червячным механизмом, тросовый подъем стрелы.
Liebherr привез на выставку необычный 3-осный сити-кран LTC 1045-3.1 г/п 45 т. Представляет интерес концепция подвижной кабины крана, благодаря чему была решена проблема ограниченной обзорности сити-кранов. Для движения по дороге кабина смещается телескопическим устройством в переднюю часть шасси и механически фиксируется. Опционально предлагалась кабина, поднимающаяся на высоту 7,5 м.
На СТТ 2011, впервые в России показали турецкий автокран Hidrokon НК 60 22 Т2 г/п 20 т с 21-метровой стрелой. Базовое шасси – турецкий Ford Cargo. Поставлялась ли такая экзотика в Россию – не знаю, в эксплуатации я никогда не встречал.
Челябинский тракторный завод представил перспективные дизельные двигатели серии «Т», а также показал тракторы, оснащенные новыми моторами. Линейка дизелей была создана ЧТЗ с привлечением зарубежных партнеров. Разработка осуществлялась в рамках государственного тендера. Условия тендера предусматривали линейку рядных 4- и 6-цилиндровых, а также V-образных 8- и 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения. Конструкция двигателей имела более чем 80-процентную унификацию комплектующих и пониженную металлоемкость. Так, новый 4-цилиндровый двигатель при сопоставимой мощности со старым мотором Д-180 был легче более чем в 2 раза. По состоянию на середину 2011 года предприятие изготовило для проведения испытаний по 60 единиц 4- и 6-цилиндровых моторов. В конце того же года планировался выпуск опытно-промышленной партии, а в 2012 году – серийное производство. Дальше о судьбе этого проекта ничего не было слышно. Кто знаком с темой, пишите в комментариях.
Петербургский тракторный завод в конце 2000-х приступил к выпуску фронтальных погрузчиков, не унифицированных с трактором «Кировец». Они комплектовались двигателем ЯМЗ-238 и трансмиссией ZF. В 2011 году завод показал погрузчик Кировец К 3080 с увеличенной г/п до 8 т. Увы, судьба этого проекта не задалась, производство прекратили из-за нерентабельности: выпуск был единичным, а цена – неконкурентоспособной.
Гвоздь программы в экспозиции холдинга «Амкодор» – экскаватор-погрузчик Амкодор 732, созданный на собственном (не тракторном) шасси. Машина оснащена двигателем Д-245С2, полноприводной трансмиссией Саrraro и импортной гидравликой. В дальнейшем белорусский производитель освоил эту модель в серии.
Белорусская фирма «Святовит» показала весьма любопытный экспонат – экскаватор-планировщик ТТМ-6901Э на шасси плавающего гусеничного снегоболотохода нижегородского НПО «Транспорт».
Словацкое предприятие CSM Tisovec впервые на СТТ 2011 представило на российском рынке экскаватор-планировщик UDS 232 на пневмоколесном шасси. На тот момент эта модель выпускалась уже не первый год, однако в Россию не поставлялась. Экскаваторная надстройка UDS 232 заимствована от популярного у нас экскаватора UDS 214.
Volvo на СТТ 2011 представила экскаваторы-погрузчики новой серии «B». Однако уже в 2014 году компания объявила о закрытии завода по производству экскаваторов-погрузчиков в польском Вроцлаве. Официально озвученная причина: данный тип машин теряет популярность на развитых рынках, так как вместо экскаваторов-погрузчиков более эффективно показывают себя компактные фронтальные погрузчики и мини-экскаваторы.
На СТТ 2011 Liebherr показал свой первый шарнирно-сочлененный самосвал – TA 230 (6x6) г/п 30 т.
Кроме того, Liebherr презентовал экзотический в наши дни гусеничный погрузчик – модель LR 634 Litronic. На самом деле, погрузчики на базе гусеничных тракторов выпускались еще во времена СССР, а ЧТЗ пытался наладить их производство в 90-е годы, однако, в итоге, эта тема сошла на нет.
Группа ГАЗ показала новую модель двухзвенного гусеничного вездехода ГАЗ-3344 производства Заволжского завода гусеничных тягачей. Первое звено является силовым модулем, в нем расположены кабина на 5 человек и моторное отделение. Второе звено – грузовое.
Кременчугский автозавод презентовал самосвал КРАЗ С 18.1 (6х4) г/п 18 т с капотом нового дизайна. Поскольку двигатель ЯМЗ-6511 не вписывался в стандартное кразовское подкапотное пространство, пришлось разработать интегральный пластиковый капот. Кроме того, на КРАЗ С 18.1 внедрили новую панель приборов, рулевой механизм интегрального типа и ряду других нововведений.
СТТ 2012
Галичский автокрановый завод представил автокран КС-99713 г/п 110 т, являющийся результатом сотрудничества с японской фирмой Tadano. Базовым шасси послужил 5-осный МЗКТ-790400 с колесной формулой 10х8, крановая надстройка – Tadano.
Минский автомобильный завод показал свой первый автокран КС-5472ВY г/п 35 т. Главная фишка новинки – специальное шасси МАЗ-6903А3, изготовленное на дочернем предприятии «Могилевтрансмаш». Серийное производство крана намечалось освоить в конце 2012-го – начале 2013-го года. Увы, тема спецшасси так и не пошла.
Завод «Витстройтехмаш» представил новую модель 16-метрового автогидроподъемника ВИПО-16-01. Самое интересное у новинки – базовое шасси. Это совершенно новый автомобиль высокой проходимости Silant (4х4), выпуск которого был освоен заводом «Автоспецоборудование» в Великом Новгороде.
Корпорация «Русские машины» продемонстрировала первые результаты партнерства с американской компанией Terex – экскаватор-погрузчик TLB 815-RM и 14-тонный автогрейдер TG 140. В 2012 году выпуск новых машин под брендом Terex стартовал на ТВЭКСе (экскаваторы-погрузчики) и на «Брянском арсенале» (автогрейдеры).
Кроме того, марку Terex и индекс ZZ-3 получил гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр», освоенный Заволжским заводом гусеничных тягачей еще в 90-е годы. Эту машину сертифицировали для Великобритании, а также для стран Евросоюза.
ЧЕТРА представила известный карьерный погрузчик ПК 120 г/п 12 т, выпускаемый заводом «Промтрактор» в новой версии. На нем вместо гидромеханической трансмиссии применили электромеханическую.
Тема гусеничных экскаваторов ЧЕТРА получила свое продолжение в очередной модели ЭГП 200 массой 20 т. Машина получила двигатель Cummins и гидравлику известных западных фирм.
Новое направление дорожно-строительной техники ЧЕТРА было представлено двумя моделями машин, изготовленных совместно с китайскими партнерами, – автогрейдером Chetra G 165 массой 17 т производства Xuzhou Wbest Heavy-Duty Machinery Technology & Science Co., Ltd. и грунтовым виброкатком Chetra-Jotec RVS 12D массой 12,4 т. Первые образцы целиком китайские, однако на перспективу намечалась локализация. По итогу было собрано несколько единиц из машинокомплектов, тема дорожно-строительной техники ЧЕТРА не получила продолжения.
На стенде Кировского завода демонстрировались плоды сотрудничества с китайской компанией Powerplus (официально заявлялось, что она американская). Линейка включала фронтальные и вилочные погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики с бортовым поворотом и экскаваторы-погрузчики. На первом этапе завод осуществлял сборку из поступающих из Китая машинокомплектов. В дальнейшем планировалась локализация, однако история с Powerplus не получила дальнейшего развития.
Амкодор привез на выставку новое семейство фронтальных погрузчиков, которое включает 4 модели г/п 2, 3, 4 и 5 т. Машины получили современный дизайн, эргономичные кабины и импортные комплектующие. По словам производителя, 2- и 3-тонные машины находятся в опытно-промышленном производстве, а 4- и 5-тонные будут изготовлены в 2013 году. Но, видимо, что-то пошло не так, новинки так и не стали серийными.
Фирма «Святовит» показала свой первый мини-экскаватор ЕС3М1 массой 3,67 т. В его комплектации нашли широкое применение компоненты ведущих европейских производителей.
На выставке СТТ 2012 дебютировали два новых отечественных производителя дорожно-строительной техники с Урала.
«ДСТ-Урал» представил бульдозер ТМ 10.10ГСТ, который ведет свою родословную от трактора ЧТЗ Б10М, но на нем применена гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth.
Предприятие «Строительные и дорожные машины» отметилось автогрейдером СДМ-25А, который представляет собой модернизированную версию ДЗ-98В.
Шоу-стоппером стенда JCB выступал инженерный высокомобильный экскаватор-погрузчик JCB НМЕЕ. Данная машина способна не только выполнять традиционные для нее работы – экскавацию и погрузку, но и оперативно доехать к месту работы благодаря скорости 88 км/ч, а также надежно защищать оператора от пуль и осколков в бронированной кабине. По словам представителя JCB, новинкой заинтересовались российские военные.
Немалое удивление вызвал «засветившийся» на СТТ 2012 полноприводный ЗИЛ-433442. По информации, озвученной АМО ЗИЛ двумя годами ранее, выпуск грузовиков высокой проходимости был прекращен по причине отсутствия поставщика передних ведущих мостов. Как сообщили на выставке, вопрос с поставками мостов был решен, и завод возобновил производство автомобилей 4х4 и 6х6. Правда, пионеру отечественного автомобилестроения оставалось, увы, совсем немного – в конце 2012 года остановили главный конвейер. В дальнейшем, с 2013 по 2016 год ЗИЛы собирались стапельным методом, фактически, единично.
Спустя несколько кризисных лет на выставку СТТ вернулся завод Yarovit, выпускавший мелкосерийно тяжелые грузовики Gloros. В экспозиции была представлена модель 4-осного самосвала с колесной формулой 8х6 г/п 35 т.
АЗ «Чайка-Сервис» удивил публику собственным грузовиком «Тайга». Машина представляла собой комбинацию шасси ГАЗ-33081 «Садко» (4х4) с удлиненной до 4570 мм базой и доработанной кабиной «Газели» (двухрядной, 7-местной), оснащенной оригинальным пластиковым капотом и оперением. Выставочный автомобиль оснастили двигателем Cummins мощностью 154 л.с.
Нижегородская фирма «Рускомтранс» продемонстрировала собственное видение среднетоннажного автомобиля высокой проходимости. Презентованный ею проект под названием «Тундра» представлял собой комбинацию шасси Iveco 4х4 и кабины «Валдая». Машина г/п 3,3 т оснащена 120-сильным двигателем Cummins.
Кременчугский автозавод впервые в России представил самосвал КРАЗ С20.2R (6х4) с кабиной Renault Kerax. На этой модели стоял двигатель ЯМЗ-6511 и механическая КПП ZF.
Минский автозавод отметился новой моделью 15-тонного самосвала МАЗ-5516W4-420-000, занявшего нишу между самосвалами МАЗ г/п 10 и 20 т. Новинка оснащена двигателем Cummins мощностью 300 л.с. Передняя ось и задние мосты – КАМАЗ. До конца 2012 года планировалось запустить автомобиль в серию. Кто-то видел эти машины в эксплуатации? Пишите в комментариях.
На СТТ 2012 состоялась российская премьера грузовиков Tatra Phoenix. Годом ранее чешская компания Tatra, а s. объявила о подписании соглашения о сотрудничестве с DAF Trucks NV. Результатом партнерства с новым акционером стала линейка грузовиков Tatra Phoenix, на которых применяется традиционное татровское шасси, представляющее собой центральную несущую трубу с заключенными внутри карданными валами и независимую подвеску всех колес. На автомобилях этого семейства ставили двигатели Paccar MX, механическую или автоматическую КПП ZF, пневмоподвеску всех колес, кабину DAF CF 85.
После почти 20-летнего перерыва чешская компания Avia вернулась на российский рынок. На выставке были показаны разные спецнадстройки на шасси Avia D120 полной массой 12 т, с колесной формулой 4х2 и 4х4, оснащенные двигателем Cummins и коробкой ZF.
В те годы была хорошая традиция – показывать на СТТ историческую технику. В течение нескольких лет ЧТЗ привозил на выставку одну из первых своих машин – трактор «Сталинец» С-65. Достойную традицию продолжил Клинцовский автокрановый завод, пригнавший в Москву свой первый автокран – АК-75 на шасси ЗИЛ-164А. В конце 2000-х годов раритет был отреставрирован и установлен на постамент у заводской проходной. Специально для участия в СТТ 2012 кран сняли с постамента, и он своим ходом (по словам представителя завода) добрался в Москву из Брянской области.
В свою очередь, компания Volvo СЕ в год своего 180-летнего юбилея выставила один из своих ранних фронтальных погрузчиков образца 1966-1972 гг. – модель Volvo ВМ840. Этот раритет незадолго до выставки был обнаружен в России, причем в рабочем состоянии.
СТТ 2013
Челябинский механический завод представил новый автокран КС-65717 г/п 50 т со стрелой 34,6 м. Впервые в России крановая установка такой г/п была смонтирована на шасси Iveco Trakker 6х6. Из нетипичных конструктивных особенностей отмечу выдвижение стрелы двумя внешними гидроцилиндрами.
Клинцовский автокрановый завод привез на выставку опытный гусеничный дизель-гидравлический кран RDK-50Т г/п 50 т с телескопической стрелой.
АЗ «Чайка-Сервис» показал подъемник Socage на шасси ГАЗ-33088 «Садко», который стал знаменитым на всю Германию благодаря участию в крупнейшей в мире строительной выставке Bauma. Нижегородский производитель был единственным, кто представлял в Германии российскую технику. Кстати, «Садко» доехал своим ходом из Н.Новгорода до Мюнхена и обратно. По словам представителя «Чайки-Сервис», ГАЗовский вездеход вызвал дикий восторг у немцев.
Шоу-стоппер экспозиции «ЧЕТРА – Промышленные машины» – первый шарнирно-сочлененный самосвал, выпущенный на заводе «Промтрактор». Модель С-33 грузоподъемностью 33,5 т оснастили двигателем Cummins, трансмиссией и мостами ZF, рулевым управлением Eaton и прочими западными компонентами. В 2014-2015 гг. планировалось начать серийный выпуск. Увы, не срослось.
Еще одна премьера из Чебоксар – концепт самого малого в линейке бульдозера – ЧЕТРА Т-6 массой 9,4 т. Машина укомплектована двигателем Алтайского моторного завода А-41СИ мощностью 100 л.с. и гидростатической трансмиссией.
Следующая чебоксарская новинка – 27-тонный гусеничный экскаватор ЧЕТРА ЭГП-270. Эта модель стала дальнейшим развитием новой продуктовой линейки завода «Промтрактор». В 2012 году предприятие освоило мелкосерийный выпуск экскаваторов массой 23 т, а в 2012 году представил модель массой 20 т.
Мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ серии А – тоже новый продукт Концерна «Тракторные заводы». С 2012 года их стали серийно делать на САРЭКСе.
Компания «РМ-Терекс» представила усовершенствованную линейку экскаваторов серии TVEX, изготовленных на заводе «Тверской экскаватор». От традиционных ТВЭКСов серии ЕК и ЕТ новинки отличает новая кабина, гидросистема Bosch Rexroth, на колесных экскаваторах стоят мосты и трансмиссия ZF, на гусеничных – Х-образная гусеничная тележка и надежные элементы гусеничного хода.
Кировский завод привез на СТТ новую модификацию промышленного трактора «Кировец» К-708 – седельный тягач. Машина имеет габаритную ширину 2,5 м, это позволяет использовать ее на дорогах общего пользования без получения специального разрешения. Максимальная скорость составляет 44 км/ч.
По части совместных продуктов, наряду с китайской техникой Powerplus, предлагаемой в России под брендом «Кировец», были презентованы китайские бульдозеры Кировец-Pengpu и тракторы Deutz-Fahr.
Завод дорожных машин из Рыбинска показал свой первый фронтальный погрузчик. Прежде это предприятие специализировалось на дорожных катках. Первенец, получивший обозначение ДМ-30, характеризуется г/п 3 т и оснащен двигателем ММЗ Д-260.
На СТТ 2013 состоялся дебют нового поколения ГАЗелей – ГАЗель NEXT.
Машиностроительный завод «Тонар» на рубеже 2000-2010-х годов освоил производство самосвалов и тягачей. На выставке предприятие показало самосвал Тонар-6528 г/п 32 т с непривычным расположением осей – три сзади, одна спереди (колесная формула 8х6). Как прокомментировал производитель, такая комбинация осей позволяет эксплуатировать одиночную машину полной массой 47 т. На автомобиль устанавливался двигатель семейства ЯМЗ-650, рамы и кузова делали на «Тонаре», а кабины ставили китайские. На тот момент заводом было выпущено более 100 единиц автотехники.
Уралвагонзавод презентовал многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 в исполнении на комбинированном рельсо-колесном ходу. Машина предназначена для выполнения маневровых и поездных работ и способна транспортировать до 15 порожних грузовых вагонов. На пневмоколесном ходу она может перевозить грузы на платформе или прицепе по автодорогам. ТВМ-2 оснащен дизелем Deutz мощностью 165 л.с. Максимальная скорость движения на колесном ходу достигает 42 км/ч.
«Рускомтранс» отметился любопытным спецавтомобилем Sobol tracks motion на гусеничном ходу. На шасси ГАЗ-23107 «Соболь» вместо колес установлены быстросменные гусеничные тележки Mattracks. В таком виде обычный автомобиль обретает способность преодолевать труднопроходимые места, т.к. гусеницы имеют большую площадь контакта с поверхностью, чем штатные колеса, а также имеют развитые грунтозацепы.
Минский завод колесных тягачей показал две новых модели тягачей – седельный и балластный. Особенное впечатление производил брутальный седельный тягач МЗКТ-742910 с колесной формулой 8х8, рассчитанный на транспортировку полуприцепа г/п 100 т.
Второй тягач МЗКТ-741600-011 – балластный – также имеет колесную формулу 8х8, он способен работать в составе автопоезда полной массой 90 т.
СТТ 2014
В 2014 году выставка СТТ отметила 15-летие. В юбилейном году она повторила рекорд предыдущего 2013 года, ее площадь составила 130.000 м2, а количество участников превысило 1000.
На СТТ 2014 состоялась премьера очередной модели чебоксарского экскаватора – 45-тонного ЧЕТРА ЭГП 450.
Компания «РМ-Терекс» продемонстрировала новейшие разработки, созданные совместно российскими и зарубежными специалистами – 20-тонные экскаваторы, позиционируемые в премиум-сегменте: гусеничный Terex TX 210 LC и колесный Terex WX 200. Их серийный выпуск был начат в 2015 году на заводе «Тверской экскаватор».
На стенде «Уралвагонзавода» помимо прочего была представлена техника орловского завода «Дормаш» – автогрейдер, бульдозер и фронтальный погрузчик – под маркой УВЗ. В ту пору намечалась интеграция «Дормаша» в состав УВЗ. К сожалению, слияние не состоялось, и несколько лет спустя орловский завод прекратил свое существование. Кстати, на выставке «засветилась» новинка – 2-осный 8,5-тонный автогрейдер ДЗ-100.
Холдинг «Амкодор» показал два новых вида техники, прежде им не выпускавшихся, – гусеничный экскаватор и автогрейдер.
Экскаваторная тематика возникла не на пустом месте – в конце 2013 года в состав холдинга вошел Кохановский экскаваторный завод. 23-тонный гусеничный экскаватор Амкодор 923 получил компонентную базу от известных немецких и итальянских производителей.
А вот 14-тонный автогрейдер Амкодор RD 165C, как оказалось, имел польское происхождение, на «Амкодоре» осуществлялась только его сборка.
На СТТ 2014 состоялась премьера 25-тонного автокрана Palfinger Sany SPC250 на шасси КАМАЗ. Совместный продукт родился благодаря сотрудничеству компаний Palfinger Sany Mobile Cranes и КАМАЗ. В рамках данного договора планировалась сборка и установка крановой надстройки Palfinger Sany на шасси КАМАЗ на дочернем предприятии КАМАЗа – Туймазинском заводе автобетоновозов. Я таких кранов в эксплуатации не видел. А вы встречали? Пишите в комментах.
Новый магистральный тягач KAMAЗ-5490 тогда еще был в диковинку. На СТТ он выставлялся впервые. На тот момент было выпущено порядка 100 новых тягачей.
Группа ГАЗ впервые презентовала линейку среднетоннажных автомобилей семейства NEXT. На выставку автозавод привез ГАЗон NEXT City (на малоразмерных колесах) и внедорожник Садко NEXT. ГАЗон NEXT начали выпускать в конце того же года, а вот Садко NEXT – только в 2019-м.
Завод «Тонар» представил свой первый карьерный самосвал – Тонар-4525 грузоподъемностью 45 т…
…а также самосвал «без перегруза» Тонар-652803 с колесной формулой 10х4, полной массой 40 т.
Петербургский тракторный завод показал 2-осный шарнирно-сочлененный самосвал К-708.2 г/п 20 т в транспортном габарите (шириной 2,5 м). Информация о серийном производстве этой машины так и не появилась.
Кременчугский автозавод показал шасси КРАЗ Н27.3ЕХ (8х8) г/п 27 т с компоновкой кабина перед двигателем. Назначение шасси – монтаж технологического оборудования (бурового, кранового и т.д.). Машина оснащена 400-сильным двигателем ЯМЗ-7511.10, ярославскими сцеплением и КПП. Кабина – китайская.
Звездой экспозиции Mercedes-Benz был карьерный самосвал Western Star 6900XD. Машина грузоподъемностью 40 т оснащена двигателем Detroit Diesel мощностью 470 л.с. и имеет большую степень унификации с грузовиками Freightliner. При наличии спроса на российском рынке производитель рассматривал возможность сборки и локализации на заводе «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в Н.Челнах.
Ниже даны ссылки на предыдущие ретро-фотообзоры, посвященные выставкам СТТ периода 2000-2004 гг. и 2005-2009 гг.:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!