Найти в Дзене
IQша

Ребёнок залипает в телефоне? Что делать

Подобные запросы вбивают в поиск тысячи родителей. Мы изучили современные исследования, пообщались с психологами на эту тему. В статье вы узнаете: виноват ли сам ребёнок? или всё-таки гаджеты? или все не так однозначно? За последние десять лет гаджеты изменили нашу жизнь. Не в плохую или хорошую сторону — просто изменили. Они стали частью повседневности, такой же, как кресло или ключи от дома. Мы включаем музыку, вызываем такси, записываемся к врачу, заказываем продукты и даже решаем конфликты в переписке, — всё через экран. Получается абсурд — хотим, чтобы ребенок не зависал в гаджетах, но сами не выпускает их из рук. Согласно исследованию российских психологов (2019), уже сегодня некоторые дети в 4 года начинают зависеть от цифрового контента: едят с мультиками, смотрят ролики в дороге. Индонезийское исследование подтверждает: неконтролируемое использование гаджетов негативно влияет на развитие детей 3–6 лет, включая речь, эмоциональный интеллект и способность к обучению. Если посмот
Оглавление

Подобные запросы вбивают в поиск тысячи родителей. Мы изучили современные исследования, пообщались с психологами на эту тему. В статье вы узнаете: виноват ли сам ребёнок? или всё-таки гаджеты? или все не так однозначно?

freepik.ru
freepik.ru

За последние десять лет гаджеты изменили нашу жизнь. Не в плохую или хорошую сторону — просто изменили. Они стали частью повседневности, такой же, как кресло или ключи от дома. Мы включаем музыку, вызываем такси, записываемся к врачу, заказываем продукты и даже решаем конфликты в переписке, — всё через экран.

Получается абсурд — хотим, чтобы ребенок не зависал в гаджетах, но сами не выпускает их из рук.

Когда ребёнок «уходит» в телефон

Согласно исследованию российских психологов (2019), уже сегодня некоторые дети в 4 года начинают зависеть от цифрового контента: едят с мультиками, смотрят ролики в дороге.

Индонезийское исследование подтверждает: неконтролируемое использование гаджетов негативно влияет на развитие детей 3–6 лет, включая речь, эмоциональный интеллект и способность к обучению.

Если посмотреть глубже, то «залипание» в экран — это не про лень или избалованность. Это механизм регуляции, возможность справиться с эмоциями, скукой, тревогой, отсутствием интереса.

Давайте по-честному. Кто из нас не листал ленту в моменты усталости или перегруза?

Если у ребёнка нет интересных задач, эмоционального контакта, ритуалов и границ, экран становится самым доступным способом справиться с миром.

И вот еще. Два масштабных исследования подтверждают: чем чаще родители используют гаджеты — тем больше времени дети проводят у экранов.

В России и Бразилии установлена чёткая корреляция: дополнительные 30 минут родительского просмотра — означают примерно одинаковое увеличение у ребёнка. (
sdo-journal.ru, psyjournals.ru)

Почему бесполезно запрещать гаджеты

Ну а теперь важное. Запрет — это простой путь, но, увы, неэффективный. Почему?

Раньше наказанием было «Гулять не пойдешь!», и что было? Вам меньше хотелось гулять? Теперь — «Убери телефон!». Но ребенок еще больше хочет только одного — добраться до гаджета. А если смартфон в вашей руке 80% времени — запрет звучит, мягко говоря, неубедительно.

Кроме того, гаджет стал культурным кодом нового поколения. Это их способ быть в мире: учиться, играть, общаться. Если вы просто отнимаете — вы не заменяете, вы опустошаете. А в пустоту сразу просачивается чувство обделённости и агрессия.

Решение не в запрете.

Что же делать? И как не впасть в крайности

В современном мире родитель — это не только заботливый человек, но и медиатор между ребёнком и цифровой средой. И эта роль требует усилий. Вот несколько эффективных методов научить и показать ребенку настоящее предназначение гаджета.

  • Модель поведения. Проговаривайте ребенку, что вы делаете в телефоне:
«Смотри, сейчас я включу навигатор — чтобы быстрее добраться до бабушки». «Сейчас посмотрю, какие цветы можно посадить на даче». «Ой, нашла такую классную картинку — может, нарисуем с тобой такую же?»
  • Показать другой способ.

Например, можно:
— Вместо «дай посмотрю рецепт» — открыть вместе книгу с картинками или спросить бабушку.
— Вместо мультика в машине — включить любимую музыку и петь вместе.
— Вместо просмотра бессмысленного видео — сделать своё. Даже если просто заснять, как смешно кот ест. А потом вместе смотреть, монтировать, придумывать подпись.

✔ Время строго дозировано — не более 30 минут в день для дошкольников.

✔ Контент
развивающий, а не просто развлекающий.

✔ Родитель
рядом — вовлекается, обсуждает, объясняет.

На
IQsha.ru мы учитываем все эти принципы. Наши задания созданы педагогами и психологами, с учётом возрастных норм. Платформа абсолютно безопасна: без рекламы, нет автоматического списания за продления.

Пример полезного контента — логические задачки для детей 6 лет. Они развивают мышление, внимание и учат решать нестандартные задачи — всё в игровой форме.

Упражнение «Логические задачки» для 6 лет
Упражнение «Логические задачки» для 6 лет

И главное — откладывайте гаджет, когда вы вместе: на прогулке, за ужином, перед сном. Потому что быть рядом — это не только «физически присутствовать», но и не залипать в другое измерение, когда ребёнок рядом ждёт взгляда, улыбки, вопроса. Это труднее, чем кажется но это работает.

Конечно, бывают срывы. Конечно, устаёшь, и хочется просто провалиться в ролики. Но если ты себе разрешаешь отдыхать с экраном, то и ребёнку разрешаешь.

Правила цифровой гигиены

Если вы тоже чувствуете, что смартфон всё чаще забирает ваше внимание, вот несколько проверенных правил, которые мне помогают:

  • Оставлять телефон в другой комнате, когда играешь с ребёнком. Пусть хотя бы 20 минут будут только ваши.
  • Не брать гаджет на кухню во время еды. Совсем. Даже если он звонит. Обед — это про людей, не про экраны.
  • Задавать себе вопрос: «Зачем я сейчас беру телефон?». Иногда этот вопрос возвращает к жизни.
  • Использовать телефон как инструмент совместной активности, а не индивидуального погружения. «Сфоткай меня!» — отличный повод быть вместе.
  • Показывать, как ты умеешь отдыхать без телефона. Читать, шить, лепить, рисовать, лежать и просто смотреть в окно.

Дети видят. Всё. И главное — как мы живём. Не что мы говорим, а что мы делаем.И если мы хотим, чтобы они не залипали — начнём с себя. И тогда смартфон останется тем, чем он и должен быть: помощником в жизни, а не её заменой.

А что вы думаете о цифровом воспитании?