Елена Савельева
В Польше открыли месторождение нефти и природного газа — его назвали крупнейшим в Европе за последние десять лет. В Варшаве заговорили о долгожданной энергетической независимости и рассчитывают, что ресурсов хватит на дюжину лет. Однако специалисты указывают: находка хотя и значимая, но существенно не энергобаланс Польши, и тем более Евросоюза, не повлияет. Подробнее — в материале "Прайм".
Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале
"Это прорыв"
Месторождение обнаружили на северо-западе страны вблизи города Свиноуйсьце, где расположен польский регазификационный терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ). Залежи нефти и газа нашли в скважине Волин-Ист, пробуренной в Балтийском море.
По оценкам канадской Central European Petroleum (CEP), которая занимается разведкой месторождений на территории ЕС, запасы составляют 22 миллиона тонн нефти и 5 миллиардов кубометров газа товарного качества.
Как уточнили в CEP, это самое крупное месторождение углеводородов в Польше и одно из крупнейших в Европе за последнее десятилетие.
"Это исторический момент для польского энергетического сектора", — заявил генеральный директор компании Рольф Г. Скаар.
По словам Кшиштофа Галоша, заместителя госсекретаря и главного геолога Польши, месторождение в Волин-Ист может стать "прорывом в истории разведки углеводородов в стране".
Скромные объемы
Как предполагают в министерстве климата республики, запасов хватит как минимум на десять лет и они покроют 4–5% потребностей экономики.
Однако специалистам такие оценки видятся завышенными: объемов не так много с учетом потребности поляков в энергоресурах: около 15 кубометров природного газа и 30 млн тонн нефти в год.
Как поясняет Александр Прокофьев, заместитель гендиректора по бурению и ремонту скважин АО "СН Инвест", запасы месторождения относят его к средним в общепринятой классификации. С учётом коэффициента извлечения нефти и газа, фактическая извлеченная нефть составит (в лучшем случае) порядка 75% и газ 90% от запасов соответственно.
В реальности это весьма скромный объем, особенно на фоне нынешних масштабов потребления и логистических реалий, говорит Ольга Орлова, руководитель направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа.
"Даже при оптимистичном сценарии и полной разработке месторождения, добытые ресурсы покроют не более одного года потребностей страны и это без учета затрат на добычу, транспортировку, переработку и логистику. Что касается газа, то 5 миллиардов кубометров это примерно треть годового потребления Польши. То есть, даже в случае полной выработки запасов газ будет исчерпан за 12-18 месяцев при текущем уровне спроса", — указывает аналитик.
Еще одна потенциальная преграда тому, чтобы найденные ресурсы в полной мере насытили внутренний рынок: ограниченные перерабатывающие мощности Польши.
Текущая мощность польских НПЗ — всего 24 млн тонн сырой нефти в год. А новое месторождение может дать 22 миллиона тонн нефти. То есть, Варшаве, возможно, придется экспортировать часть сырой нефти, если ее не удастся переработать внутри страны.
Сначала добудьте
Сама разработка займет годы: организация бурения скважин, обустройство месторождения и необходимой инфраструктуры.
"Впереди сложный этап детальной разведки, утверждения проектной документации, а затем и многолетняя инфраструктурная подготовка. Не стоит забывать и о том, что плотность застройки и высокий уровень урбанизации в западной части Польши, где находится месторождение, могут затруднить его рентабельную эксплуатацию", — уточняет Ольга Орлова.
Плюс ко всему — придется противостоять напору мощного экологического лобби Евросоюза, внимание которого уже привлекла перспектива сланцевой добычи в прибрежных водах.
Так, в Германии уже предупредили: разработка месторождения несет большие риски.
Как отмечает в своем докладе Немецкий институт экономических исследований (DIW), предполагаемая добыча нефти может нанести ущерб доходам от туризма на побережье Балтийского моря, а возможные аварии повлекут за собой "неоценимые трансграничные расходы на ликвидацию их последствий". Кроме того, "добыча ископаемой энергии противоречит целям защиты климата".
Опасения вполне понятны. Неизбежны протесты экологических организаций и жителей прибрежных районов, которым совсем не радостно от соседства с буровыми вышками, не считая потенциальных нефтяных пятен, если что-то пойдет не так, замечает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Картина не изменится
Таким образом, говорить о существенном влиянии открытия на энергетическую независимость или снижение зависимости от импорта преждевременно. До начала добычи еще далеко, в итоге Польша получит дополнительно лишь небольшой процент к текущему потреблению.
Как отмечает Александр Прокофьев, сам факт обнаружения "огромных залежей" на время может позволить снизить общеевропейскую панику по поводу "дефицита ресурсов" из-за отсутствия поставок российской нефти.
В целом же картина не поменяется: и Польша, и Евросоюз, как были, так и останутся импортерами углеводородов.