Найти в Дзене
Челнинские известия

Как из грузовика КАМАЗ сделать собор Парижской Богоматери

В последние годы в Закамье бурно развивается событийный туризм, когда некое значимое мероприятие из сферы культуры, бизнеса, спорта становится поводом для привлечения жителей из других городов и регионов. За примером далеко ходить не надо: визитной карточкой Елабуги стали Спасская ярмарка и фестиваль классической музыки имени Березовского. Заявил о себе и Менделеевск – с «Гонкой Героев» и «Пастернаковскими чтениями». Мамадыш каждый год проводит фестиваль санок, на который съезжаются из других регионов. Эти мероприятия собирают значительное количество туристов, получают федеральный резонанс.

«Челнинские известия» спросили у экспертов – может ли событийный туризм обосноваться в Челнах и какие инициативы могли бы здесь «выстрелить»?

Младший научный сотрудник сектора социоурбанистики Социологического института РАН – ФНИСЦ РАН Елена Рассолова:

– Наш город молодой, но уже со своей историей. Поэтому событийный туризм, думаю, это про Челны. Обязательно должно быть что-то такое, что отражало бы нашу идентичность. Хотелось бы, чтобы это были темы, похожие на те, что связаны с движением «Том Сойер фест». Например, истории с восстановлением советской мозаики – в Тольятти этому посвящен полноценный маршрут. Можно развивать и крупные культурные кейсы, но с большим прицелом на современное искусство или на стыке науки и искусств (science art). Можно думать в сторону масштабных фестивалей, где подсвечивается тема «КАМАЗа» – что-то международное, с сочетанием современных технологий, инженерного творчества, синтеза науки и искусств (робо-арт, техно-арт, к примеру). А первоначальные идеи академика Рубаненко могли бы стать опорой для архитектурного фестиваля. Здесь можно сделать акцент на том, что Челны – город социалистической мечты (и это тоже привлекает туристов).

В целом Набережные Челны – многослойный город, где хочется исследовать и искать смыслы. Потенциал велик. Он ждет своего часа.

Председатель Союза художников Челнов Ленар Ахметов:

-2

– В Набережных Челнах присутствует стандартный набор праздников – Сабантуй, День молодежи, Новый год, которые проводятся ярко, креативно, с душой. Однако они скорее для внутреннего потребителя. Раньше блистал фестиваль цветов, но былого градуса креативности уже нет. И слава Богу. Я с содроганием вспоминаю, как накануне праздника вокруг лысели все клумбы и газоны. Поэтому мне было некомфортно на этом «кладбище цветов». Но это сугубо мое мнение.

Между тем, я считаю, что у Набережных Челнов огромный потенциал для событийного туризма. Основная фишка – у нас технократичный город, столица автомобилестроения. Поэтому необходимо развиваться в этом направлении. Возьмем хотя бы команду «КАМАЗ-мастер» – ни один город Татарстана и России не может похвастаться таким международным брендом. Почему мы не используем это? Не проводим гонки грузовиков под эгидой «КАМАЗ-мастера»? Проект можно масштабировать и сделать более креативным. Устраивать арт-соревнования, на которых художники будут рисовать на бортах, кабинах грузовиков. Потом провести парад ярких автомобилей. Там же могут продемонстрировать свои машины те, кто готов преобразить авто в печь, клумбу, собор Парижской Богоматери, киоск с мороженым, то есть создать какой-то образ. Это как фестиваль санок в Мамадыше, но круче.

Не стоит забывать, что мы живем на берегу Камы. Сейчас, благодаря обустройству набережных, у нас появилась возможность любоваться закатами над водной гладью. Но этого, считаю, недостаточно. Где парусные регаты, сабантуи на воде, конкурсы креативных лодок?

-3

Еще одним безусловным брендом Челнов являются скульптуры Ильдара Ханова. Ханов – выдающийся мастер, монументалист, философ, экспериментатор. Благодаря его работам, город приобрел неповторимый облик. Почему до сих пор мы не проводим конкурс скульптур имени Ханова? Наверняка в России есть художники, кто работает в том же ключе. И это мероприятие могло бы проводиться не по принципу «искусство ради искусства», а чтобы насытить общественные пространства города хорошими художественными работами.

Я понимаю, что в любом деле главное – политическая воля и деньги. Но мечтать надо, иначе не будет движения вперед.

Архитектор Равиль Сафиуллин:

-4

– У Набережных Челнов есть потенциал для событийного туризма. Это крупный, живой город с активным населением, большим количеством молодых людей, студенческой и творческой средой. Есть инфраструктура, и главное – интерес к событиям, которые выходят за рамки обыденного.

Пока большинство интересных инициатив исходят «снизу» – от частных организаторов, энтузиастов, сообществ.

Чтобы в Челнах начал формироваться устойчивый событийный туризм, должны совпасть три условия: профессиональная команда, поддержка со стороны власти и явный общественный интерес. Пока это происходит точечно. Но даже одно удачное мероприятие может стать примером, за которым потянутся другие.

Заслуженный работник культуры РТ, Почетный гражданин Набережных Челнов Гульзада Рзаева:

-5

– Набережные Челны всегда находились в эпицентре культурных событий, подхватывали тренды в искусстве, были обласканы вниманием столичных звезд. В 70-х годах город пережил настоящий культурный бум.

Сейчас город имеет шанс снова стать федеральной культурной ареной, благодаря своей истории. Мы стоим на пороге 400-летия города. Хотелось бы, чтобы юбилей стал поводом для культурного рывка. Наш элеватор – исторический объект, который строили немецкие военнопленные. Один факт, а какой простор для работы: от фотовыставки до реконструкции события! Другой факт – строительство завода ячеистых бетонов. Я сама была свидетелем того, как появились военные палатки недалеко от пекарни на улице Центральной. В них жили строители во главе с прославленным бригадиром каменщиков, первостроителем, почетным гражданином Набережных Челнов Геворгом Геворгяном. Яркое событие имеет право быть увековеченным. И сколько таких исторических эпизодов, штрихов, которые имеют конкретный адрес – дом, улицу. Здесь могут происходить встречи, экскурсии, флэшмобы. Еще живы очевидцы, герои – пусть говорят!

Как можно использовать цифру «400» при подготовке к юбилею

  • сделать 400 портретов горожан, прославивших Набережные Челны
  • посадить 400 деревьев и создать юбилейный сквер
  • найти 400 мест в городе, где живёт история

Фото респондентов и пресс-службы мэрии города