История компании TEAC: от первых магнитофонов до цифровой эпохи.
Компания TEAC (Tokyo Electro-Acoustic Company, Ltd.) была основана инженером Кацума Тани в 1953 году под названием Tokyo Television Acoustic Company(ТТАС). В 1956 году она сменила название на Tokyo Electro-Acoustic Company (TEAC) и начала специализироваться на производстве профессионального аудиооборудования, в первую очередь катушечных магнитофонов. Позднее ассортимент расширился за счёт кассетных моделей.
Первой оригинальной моделью магнитофона, выпущенной TEAC, стал трёхголовочный TEAC TD-102, появившийся в 1957 году.
Эта модель положила начало развитию профессионального аудиооборудования компании и стала важной вехой в становлении TEAC как производителя точных и надёжных устройств для записи и воспроизведения звука.
В последующие десятилетия компания расширила модельный ряд, подчёркивая инженерную точность, системы шумоподавления и качественные механизмы. Отдельные подразделения — TASCAM (профессиональная студийная техника) и ESOTERIC (Hi-End решения) — дополнили традиционную сферу компании, выпуская современные и высокотехнологичные продукты:
- TASCAM — основанная в 1971 году как независимая компания, затем приобретённая TEAC в 1974 году. Это подразделение сфокусировано на профессиональной студийной аудиотехнике. TASCAM стала одним из пионеров многоканальной записи на ленту и разработала первую кассетную машину для многоканальной записи. Среди известных продуктов TASCAM — профессиональные аудиоинтерфейсы и микшеры, такие как TASCAM Model 12 и Model 16, популярные среди музыкантов и звукорежиссёров. TASCAM остаётся лидером в области портативных рекордеров и студийного оборудования высокого класса.
- ESOTERIC — созданная в 1987 году как высококлассное Hi-End подразделение TEAC. Esoteric выпускает премиальные аудиокомпоненты, проектируя и производя их исключительно в Японии. В числе первых моделей в конце 1980-х годов были референсные CD-проигрыватели P-1 и D-1, а также DAT рекордер R-1 с запатентованной технологией VRDS-NEO.
Эти подразделения дополнили и расширили традиционную сферу деятельности TEAC, позволяя компании оставаться конкурентоспособной как в сегменте профессионального студийного оборудования, так и в высококлассных Hi-End аудиосистемах.
Рождение и расцвет кассетной эпохи
В 1970–1980-х годах TEAC уверенно занимает ведущие позиции среди производителей аудиосистем разного класса. Инженеры компании совершенствуют технологии прямого привода (Direct Drive), внедряют системы точной синхронизации и автоматической калибровки, а также развивают механизмы реверса для удобства использования. Среди значимых моделей этого периода можно отметить кассетные деки серии TEAC V-7000 и V-8000,
а также широкое распространение получили профессиональные катушечные магнитофоны, например, TEAC A-2340S, обеспечивавшие студийное качество записи. Эти технологические решения и продукты стали краеугольным камнем успеха компании, формируя репутацию TEAC как производителя надежной и инновационной аудиотехники.
Пик технологии: TEAC V-8030S
В середине 1990-х, когда цифровой звук вытеснял кассетные форматы, выходит TEAC V-8030S — одна из последних профессиональных однокассетных дек бренда.
Основные характеристики:
· Годы выпуска: 1994–2000
· Страна производства: Япония
· Тип: Однокассетная дека, 4-дорожечная стерео, с реверсом
· Корпус: массивный (442×149×352мм), металлическая передняя панель, ~9,2кг
· Лентопротяжный механизм: два капстановых вала (основной — кварцевый PLL Direct Drive), три мотора постоянного тока для подмотки/загрузки
· Wow & flutter: 0,022% WRMS — выдающийся показатель стабильности вращения
· Головки: три — стирающая и комбинированная запись/воспроизведение (PC-OCC кобальт-аморфный сплав)
· Сквозной канал
Звуковой тракт:
· Частотная характеристика:
· Металлическая лента: 15–21 000 Гц ±3 дБ
· Хромовая лента: 15–20 000 Гц ±3 дБ[1,.
· Обычная лента: 15–18 000 Гц ±3 дБ[1,.
· Отношение сигнал/шум:
· Без NR: 58 дБ (EIAJ).
· Dolby B: 70 дБ (CCIR).
· Dolby C: 80 дБ (CCIR).
· Dolby S: 84 дБ (CCIR).
· Калибровка: автоматическая и ручная подстройка bias/level , генератор тестовых сигналов.
· Шумоподавление: Dolby B, C, S, HX Pro для расширения динамического диапазона.
· Дополнительные функции:
· CD Synchro Start — синхронная запись с CD-плеера.
· CPS (Computomatic Program Search) — быстрый поиск треков по паузам на ленте (до 15 композиций).
· RTZ (Return To Zero) — возврат к началу записи одним нажатием.
· Timer Record/Play — запись и воспроизведение по таймеру.
· Auto Tape Selector — автоматическое определение типа ленты.
Особенности мотора:
Модель оснащена главным Direct Drive мотором и драйвером, которые по механике и принципу работы аналогичны технологиям управления трёхфазными бесщёточными двигателями, использовавшимся в флоппи-дисководах 1990-х. Даже чип управления той же фирмы и марки.
Аналогия подтверждена обсуждениями среди инженеров на Tapeheads, однако дека, разумеется, работает только с аудиокассетами.
Современная продукция TEAC и TASCAM
Сегодня TEAC и её профессиональный бренд TASCAM выпускают преимущественно цифровое и студийное оборудование:
· Цифровые ресиверы (NR-7C, NR-7CD, AI-503 и др.) с поддержкой USB, Bluetooth, сетевого стриминга
· Студийные интерфейсы, микшеры (TASCAM Model 12, Model 16)
· USB-DAC и ЦАПы (UD-505, NT-505, AI-300)
· Виниловые проигрыватели (TN-550, TN-400, TN-300BT)
· Кассетные деки TASCAM 202MKVII — простые и бюджетные, не профессионального класса из 1990-х это дешёвые двухкассетные деки, и они не сравнимы по уровню с V-8030S.
Новых однокассетных дек профессионального класса и уровня TEAC V-8030S в ассортименте больше нет.
TEAC V-8030S — одна из самых продуманных и надёжных однокассетных дек своего времени, сочетающая инженерию класса high-end и широкий функционал.
Хотя V-8030S позиционируется как топовая дека, на форумах японских аудиофилов (включая Stereo Sound Japan и профильные ветки Tapeheads, Audio Heritage, AV Watch.) существует мнение, что по уровню механики, технических решений и конечного звука этот аппарат держит уверенную планку для категории Hi-Fi, но немного не дотягивает до Hi-End-класса, как, например, некоторые культовые модели Sony. На практике это означает, что V-8030S — одна из лучших однокассетных дек TEAC и отличный вариант для качественного аналогового звука.
Примечание про “Hi-End”:
Можно уточнить, что термин "Hi-End" субъективен и не имеет официальной стандартизации и используется скорее как маркетинговое обозначение продукции высочайшего качества, ориентированной на аудиофилов.
А вы как считаете, справедливо ли мнение японских аудиофилов о том, что TEAC V-8030S соответствует уровню Hi-Fi, но немного не дотягивает до Hi-End-класса? Поделитесь своим мнением в комментариях — будет интересно обсудить.
Другие мои публикации:
Магнитофон Маяк: технологическая легенда СССР
https://dzen.ru/a/aENC-cPlMV4bKolN
ReVox B215 — кассетная дека HI FI
https://dzen.ru/a/aKbugn3vXzwZhbJK
Akai GX-747 — катушечный магнитофон Hi-Fi
https://dzen.ru/a/aKDN8qIEVkqnuMU3
Pioneer CT-A9: инженерный шедевр эпохи кассет
https://dzen.ru/a/aJ0CVMZu9GuFBHNq
Кассетная дека TEAC R-999X вершина золотой эры Hi-Fi
https://dzen.ru/a/aJt65cjjXUXh2Uza
ReVox B710 — швейцарский эталон кассетной техники
https://dzen.ru/a/aJoWZVmx6WGMwwTl
AKAI GXC-570D: топовая кассетная дека 70-х
https://dzen.ru/a/aJbZdtk5Sg9f032V
Pioneer T-D7: цифровой апогей кассетного формата
https://dzen.ru/a/aJSRgChce3ZrJvJg
Technics RS-AZ7 — последняя кассетная дека Hi-Fi
https://dzen.ru/a/aJEbR1iCBVKHh-mJ
Aiwa XK-S9000 топовая кассетная дека
https://dzen.ru/a/aJDHilGUOW9CPavb
AKAI GX-R99 последняя топовая кассетная дека
https://dzen.ru/a/aI2bptiaI0niMwNR
TEAC V-8030S — последняя одно кассетная дека?
https://dzen.ru/a/aIR6vWBK2UatJw09
Pioneer CT-95 последняя топовая кассетная дека?
https://dzen.ru/a/aIDQTaqR3GwyOsVe
Почему Nakamichi Dragon — кассетная дека, которой нет равных?
https://dzen.ru/a/aH41Z3EWoxxoa46F
Sony TC-KA7ES кссетная дека : вершина аналогового звука?
https://dzen.ru/a/aHvdc0ycwwCScU7_
Электроника T1-003-стерео Советский стереокомплекс
https://dzen.ru/a/aHgHNr5oGny8xg3k
Магнитофон Маяк-005: Катушечная легенда СССР
https://dzen.ru/a/aF1TBCaoQHPHZFKv