Газета The New York Times опубликовала интервью с миллиардером Питером Тилем - одним из самых влиятельных людей Кремниевой долины и давним спонсором республиканцев. Его ещё называют «теневым хозяином Белого дома». В интервью он описывает путь последних времен, пришествия антихриста и технологий, которые развиваются вокруг нас. Небольшая справка: Питеру Тилю 57 лет. Он родился в Германии, в раннем возрасте перебрался в США и стал звездой венчурного капитализма. Forbes оценивает его состояние в $20,9 млрд. У Тиля была и есть доля почти в каждой крупной интернет-компании. Его влияние распространяется далеко за пределы Кремниевой долины. Он член Бильдербергского клуба. Считается, что это «мировое правительство», на заседаниях которого и определяется курс западного мира. Тиль консерватор и давно поддерживает Республиканскую партию. Вот несколько тезисов, которые я предлагаю брать и обсуждать, потому что в нашей повестке много из того, что было сказано, и есть о чём подумать, где-то возразить, где-то развить мысль.
Человечество замедлилось, и главная проблема, что человечество зашло в технологический тупик. Ситуацию, если мыслить историческими категориями, совсем недавно облегчили компьютеризация и Интернет. Тиль говорит, что изменения стали медленнее приходить в нашу жизнь. Более 200 лет (с 1750 по 1970 годы) мы ускорялись: корабли, железные дороги, автомобили, самолеты – всё это гнало нас вперед. А сейчас, кроме цифрового мира, везде застой. Реальная проблема в медицине: «Если мы посмотрим на биотехнологии, то, например, есть деменция, болезнь Альцгеймера, и за последние 40-50 лет мы не достигли никакого прогресса». Конечно, он говорит об устройстве американского общества, указывая, что оно строится на том, что представители среднего класса стремятся, чтобы их дети жили лучше (богаче, сытнее, вкуснее), чем их родители, и, если это не так, то на лицо застой. Тиль говорит, что человечество замедлилось. Мы с Вами часто обсуждали, что мир как-то ускорился или нет? Мы сейчас быстро летим на всех парах. Смотришь, например, что было 20 лет назад и что сейчас: это катастрофический прорыв.
Сергей Михеев: Понятно, что взгляды верующего человека и неверующего будут радикально отличаться. На «охи» и «ахи» по поводу замедления хотелось бы задать вопрос: какова конечная цель? Надо всё время ускоряться-ускоряться, а дальше? Каков тот идеал, к которому вы призываете? Такое впечатление, что цель ничто, а движение всё. Тиль говорит, что «мы замедлились, и это очень плохо». Хочется сказать: «Не торопись, а то успеешь!» Для начала обрисуйте эту цель, в чем она состоит? Это вечная физическая жизнь, вечная молодость, которая никогда не кончается? Освоение дальних миров? Что имеется в виду?
На самом деле, их спроси – и они не смогут ничего толкового ответить. «Мы затормозились». До какого момента мы должны ускориться? Должны носиться по улицам со скоростью света, чтобы нас было не видно? На мой взгляд, для религиозного человека это должно быть важно. Почему? Потому что мы видим, что в движении, в котором научно-технический прогресс абсолютизируется, нет цели - оно бессмысленно. Для православных христиан цель понятная – это спасение души в вечной жизни и пребывание с Богом как с абсолютным Добром, Любовью, Светом. Да, это очень абстрактно и даже непостижимо, но, по крайней мере, понятно и можно изложить. Вопрос: в постоянно ускоряющемся движении в мире, где научно-технический прогресс абсолютизируется, какая цель? Где тот идеал, к которому надо стремиться? Быстрее двигаться, чтобы успеть куда? Например, когда вы едете на машине или на общественном транспорте, то начинаете ускоряться. Почему? Потому что вы должны быть ко времени в каком-то месте. О чём идет речь? Куда мы обязательно должны успеть?
Страшно спросить.
Сергей Михеев: Надо понять, что вся суета этого мира, включая научно-технический прогресс, бессмысленна, потому что она бесцельна. Это самое важное и главное. Это первое.
Второе: по многим естественно-научным направлениям, включающим то, что касается жизни человека, мы явно замедлились, и есть ощущение тупика. На мой взгляд, здесь есть религиозный смысл: видимо, мы приблизились к каким-то естественным пределам, за которыми наука и техника не могут ничего сделать. Вы хотите продлить человеческую жизнь до 200-300 лет? Но непонятно зачем, и она всё равно будет конечна. «Мы в медицине, науке приблизились к тому, что хотим жить бесконечно долго, а не получается». Не получается, потому что, видимо, есть что-то, что внутренне в эту жизнь заложено (механизм смерти), что для человечества является непреодолимым. Значит, в мироздании, в его глубинных механизмах заложено что-то, что непостижимо для нас. Может быть, стоит задуматься о том, что это заложено не случайно и в этом есть такой гигантский и глубокий смысл, который мы не можем постичь.
Это касается не только жизни человека, но и развития техники, когда человек в середине XX века (как писали в советских газетах) «Покорил космос». Хотя он его совсем не покорил: ну вышли мы на околоземную орбиту, запустили аппараты на недалекие планеты, человек побывал на Луне - и что? В масштабах Вселенной это меньше муравьиного шага! Мечтали о межзвездных перелетах, а сейчас нет оснований о них мечтать - в обозримом будущем их не будет! Потому что нет никаких подходов к тому, чтобы создать такие технические средства, двигатели, которые реально переносили бы нас в пределах человеческой жизни в гигантские парсеки, световые годы. Бесконечной мечте экспансивного развития положен предел. Недаром сейчас все сосредоточились на чём? Использовать космическое пространство как средство связи, разведки, в военных целях и пр., а про межзвездные перелеты перестали говорить, потому что не могут даже добраться до Марса. Потому что этим амбициям положен естественный предел: вы вторглись в область того, с чем не можете справиться. «А тогда давайте рисовать друг другу веселые картинки!» Тиль говорит, что «в цифровой сфере мощный прорыв», а в чём прорыв? В том, что научились создавать такие образы, которые неотличимы от настоящих! Вот вам важная вещь – замена тупику! Вы не можете вылечить людей, но создаете фильмы, где жизнь продлена до 200 лет. Вы не можете достичь других миров, но создаете фильмы, в которых вы уже в других мирах. Вы не можете двигаться во времени, но создаете фильмы, в которых путешествуете в прошлое или будущее.
Таким образом, реальность заменяется иллюзией. Там, где в реальности вы уперлись в естественные пределы, в Божественный замысел, вы не в состоянии преодолеть физически, а начинаете их преодолевать в воображении. Вот вам ИИ и цифровые технологии в помощь!
Мы вышли на то, что Тиль думает дальше. И что же поможет достичь нового технологического скачка? Ответ Тиля – искусственный интеллект! «Если не вкладываться в него, всё так и будет стоять на месте. С ИИ может произойти множество интересных вещей. Например, если внедрить его в военные дроны, могут быть страшные, опасные последствия. Но это лишь побочный эффект от ИИ. Ведь Интернета тоже раньше боялись, и, если его отключить, то все процессы остановятся. ИИ должен вывести нас на новый уровень, и этого глупо бояться». Мне кажется, что волнуют побочные последствия, что в какой-то момент человек окажется побочным последствием для ИИ.
Сергей Михеев: Он считает себя умным человеком, а в итоге ничего умного не сказал. «Нас ИИ может вывести на новый уровень»: какой уровень? Что произойдет благодаря ИИ? Очень много возбужденных мечтаний, иногда откровенной манипуляции, корыстного интереса, потому что, когда просят вкладываться в развитие ИИ, то речь идет о деньгах. Речь идет о том, чтобы каким-то компаниям, организациям давать больше денег, то есть осваивать бюджеты, а о чём конкретно идет речь, никто не может сказать. Как обычно, в сфере убийства человека понятно, что можно делать: вот ИИ может управлять огромными армиями, дронами, ракетами. Как для убийства - мы видим, а как не для убийства, кроме рисования картинок? Как ИИ может вылечить все болезни? Сейчас нам внушают, что «ИИ уже придумал, как вылечить рак». А он еще ничего не придумал и придумает ли? «ИИ накормит всю планету»: даже близко к этому нет никакого подхода! В итоге это упирается в дихотомию: весь мир материальный, а ИИ порождает виртуальный мир фантазий, картинок, иллюзий. Эти противоречия никакие Бильдербергские клубы преодолеть не могут! Что они будут делать? Они с помощью новых технологий начнут очень тонко, реалистично обманывать человечество. Потому что для этого ИИ очень хорошо годится.
Дальше: «ночной кошмар» Тиля – это «мировое правительство», которое контролирует ИИ. То есть он будет существовать, а появится группа людей, которая будет всеми процессами управлять. Тиль уверен, что страшный сценарий, когда ИИ приводит человечество к концу, придумало само человечество. На самом деле, все наоборот: «без ИИ мир уже не выживет, и не надо правительству трогать ИИ, не надо его контролировать - пусть развивается как сам может». Тиль переходит к ядерному оружию: «Зачем мы отдали ядерное оружие под контроль ООН и чем это помогло обезопасить мир? Ничем».
Сергей Михеев: Может быть, он проспал этот момент? Никто ни под какой контроль ООН ядерное оружие не отдал. Есть национальное командование в каждой из ядерных держав, которое и решает, применять ядерное оружие или не применять. Товарищ не знает простых вещей. Тиль призывает к абсолютному хаосу: это тоже к вопросу о «сумасшедших ученых» - один из типажей голливудских кинофильмов. С одной стороны, говорит: «Давайте вкладывать в ИИ»; а с другой стороны: «Не контролируйте его». Это вроде полной свободы художника, который что хочет, то и делает. А ответственность за всё и к каким результатам это приведет, его не интересует - он «верит». Он религиозно верит в нейросеть, которая в его сознании уже заменила ему Бога: поэтому, конечно, «Бога нельзя контролировать - это невозможно. Дайте ему творить новую реальность, а что он сотворит - не наше дело. Может быть, он всех нас убьет? Значит, на то его воля».
Если выходить на религиозные вещи, то это попытка подменить истинного Бога идолом в новом обличии.
Далее: антихрист или Армагеддон. Тиль говорит, что у него много мыслей о конце света. Ему не верится, что никто никогда не писал, как именно антихрист захватывает мир, но он знает, как это будет. С сарказмом миллиардер говорит о том, что может представить в XVII веке доктора Стрейнджлава - человека, похожего на Эдварда Теллера (американский физик-теоретик, «отец водородной бомбы»), который захватит власть над миром. «А сейчас гораздо более вероятно, что это будет кто-то вроде Греты Тунберг». Главная идея миллиардера в том, что если человечество про всё это говорит, то оно очень зря боится Армагеддона: ведь этого не миновать, если, конечно, ИИ не спасет нас от застоя и стагнации. ИИ спасет от антихриста.
Сергей Михеев: Он с богатой фантазией! К вопросу о том, почему его слушают? Потому что он миллиардер. Является ли тот факт, что у вас много денег, синонимом того, что вы провидите будущее? Вопрос спорный. На мой взгляд, не является. Я его не знаю: может быть, при близком знакомстве он не такой сумасшедший, но это похоже на бред, и эти люди пытаются управлять миром!Они являются апологетами того, что «всё отдайте ИИ». Это очень важно, и я не первый год говорю о кампании по раскрутке ИИ как мировой истерике. Это похоже на ту истерику, которая была с COVID-19. Еще недавно нас пугали тем, что мы все помрем, если не сделаем прививку. Сейчас новая истерика и психопатия. «Мы не проживем без ИИ - надо быстрее включаться в эту гонку!» Мы становимся свидетелями ещё одного эксперимента по глобальному управлению человечеством. «Всех надо свести с ума искусственным интеллектом. Если вы еще его у себя не внедрили, то пропали - ваша страна отстанет навсегда». Это явно набирает обороты и всё больше похоже на истерическую пандемию.
Здесь очень важно сохранять трезвость рассудка, в том числе в национальной стратегии развития ИИ.
По этому американскому миллиардеру: «Идеальный мир – это бессмертие тела и трансгуманизм, которые должны возникнуть при антихристе». По его словам, идеалом была бы «радикальная трансформация, при которой ваше человеческое, естественное тело трансформируется в бессмертное тело. Мы хотим большего, чем переодевание или изменение половых органов. Мы хотим, чтобы вы могли изменить свое сердце, изменить свой разум и изменить всё свое тело. Кстати, ортодоксальное христианство критикует это за то, что эти вещи не заходят достаточно далеко». Здесь он ошибается: как раз эти вещи заходят очень далеко. Трансгуманизм – это просто изменение вашего тела, но вам нужно также преобразить свою душу и всего себя. Он соединяет духовные идеи христианства, что человеку нужно измениться, с тем, что свое тело нужно сделать идеальным: ты будешь сверхидеальный человек. Как Тиль.
Сергей Михеев: Тиль не будет жить вечно, и никакие трансгуманистические ИИ ему не помогут. Здесь опасность в том, что этот сумасшедший бред потихоньку становится новым глобальным проектом с очень серьезной идеологией (антигуманной и античеловеческой), которую начинают навязывать всем как новую тенденцию. То они носились со своей демократией, а до этого ещё с чем-то, и я думаю, что это новый проект, с которым дьявол заходит в этот мир. Периодически сатана испытывает разные глобалистского типа проекты, которые должны полностью «вынести мозги» бедному человеку и установить или мировую власть, или мировой хаос. Это новый проект, который раскручивается на глазах - практически религиозная вера в ИИ - а цели те же самые: создать «нового человека», обеспечить ему другую «вечную жизнь» на Земле и построить некое подобие Рая.
В итоге всё смыкается на тот же самый сюжет: это соревнование, конфликт дьявола с Богом. Дьявол с помощью людей пытается доказать Богу, что Бог или ошибся, или был не прав, или не всемогущий, и отсюда новый заход на идее «материального бессмертия», «рая на Земле», «всеобщего единения» (разъединения). В итоге в глубине всего этого всё равно лежит религиозная борьба и неспособность многих людей в современном мире в этой борьбе определиться, на какой они стороне. А если не определился, что ты на истинной стороне, то тут же попадаешь на ложную сторону!
Помните, как коронавирус уравнял практически все страны на планете Земля, все властьимущие построились в одну шеренгу и стали делать ровно то, что им сказали? И сейчас происходит тоже самое с ИИ, и нас это не обходит стороной. Помните, как говорили: «Если вы не сделаете прививку, то все умрете»? А сейчас говорят: «Если вы не будете развивать ИИ, то все умрете». А вот и не умрем, потому что есть Бог, бессмертная душа, что-то более настоящее и натуральное, чем ваш ИИ, прививки и всё остальное! Оценивать это как опасность нужно и очень важно вырабатывать здравую, трезвую стратегию, опирающуюся на правильные духовные, морально-нравственные оценочные критерии, на вопрос сохранения собственного суверенитета и безопасности.
Почему я хотел поговорить про это интервью? Меня зацепили слова, что «всё замедлилось». Мы слышим и здесь, что «ИИ надо срочно внедрять - мы отстаем». Почему мы куда-то стремимся, чтобы всех обогнать? Порой, когда отчитываемся, говорим: «Вот этого в Европе нет, а у нас уже есть цифровое». Потом бах - Интернет из-за беспилотника выключают, и люди ничем пользоваться не могут! Предлагают 50% чиновников в России заменить на ИИ. Выключат рубильник - и с кем ты будешь общаться?
Сергей Михеев: Первое: они такие же люди, как и все остальные. Второе: основная масса людей, даже те, которые говорят, что они верующие, на самом деле верующими не являются или вера у них неглубокая. Третье: все заражены бесконечной погоней за эффективностью, успехом, благополучием. Плюс ко всему, на нас очень серьезно действует наследие XX века, соревнование систем, в котором постоянно надо было кого-то опережать. Здесь есть объективная составляющая: действительно, мы находимся в конфликте с Западом, который не остановится ни перед чем, если сможет понять, что способен нас уничтожить, и нам надо быть во всеоружии. Есть и субъективная, какая-то постоянная незримая карусель, гонка, что «мы должны быть впереди планеты всей». Я думаю, что объективную часть надо отделить от субъективной и выработать здравую «золотую середину» движения в этом направлении.