Кино на кладбище? Если это шутка, то совсем не смешная? Наверное, именно так прореагирует большинство из прочитавших заголовок. Между тем это не шутка от слова совсем. На Мальте открылся Международный фестиваль короткометражных фильмов. В нём приняли участие молодые кинематографисты из Мальты, Италии, Португалии, Испании, Греции, Германии, Австрии, США, Канады, Бразилии, Туниса, Индонезии. Ну, и причём здесь кладбище, поинтересуетесь вы. Всё просто. Кинопоказы проходят на мемориальном кладбище в Мсида бастион (к слову, последнее захоронение совершено в 2014 году), зрительские ряды стоят прямо между надгробиями, саркофаги и памятники подсвечены гирляндами фонариков. Начинается программа в 20.30, то есть с наступлением темноты.
Сразу скажу, что я снимала в самом конце светового дня, благо доступ был объявлен за час до начала показа. На ночную съёмку как-то не решилась, наверное, побоялась, что в кадр попадёт кто-то незапланированный.
Если честно, меня не столько интересовали фильмы, сколько вообще формат действа. К моему удивлению, никого данное соседство не смущало. Моя коллега очень точно выразилась по этому поводу: похоже, только мы пришли на кладбище, остальные пришли на фестиваль.
Публика спокойно заказывала напитки, хрустела попкорном, селфилась на фоне памятников, приплясывала в такт весёлой дискотечной музыке, а самые смелые устроили пикник прямо на бастионной стене.
Вот она, разница менталитетов. Об этом я уже и писала, и снимала, только вот привыкнуть никак не могу.
А это видео о соборе Святого Иоанна, где часто проходят концерты, а пол являет собой. Впрочем, посмотрите сами, о чём речь.
Тем временем темнело, народ всё прибывал. Музыка становилась громче, иллюминация ярче, обстановка (для меня) всё зловещее, для большинства- всё расслабленнее. Парочки бродили вдоль могил и читали эпитафии.
Естественно показ задерживался, это же Мальта, но как-то постепенно все стали стягиваться к просмотровой зоне и рассаживаться. Посмотрите, сколько людей.
У меня, как и у моей коллеги, сесть со всеми посреди могильных плит духу не хватило (бокал апероля не помог), и мы остались на скамейке сбоку, откуда было всё прекрасно видно.
Кстати, масса народа предпочитала смотреть фильмы издалека, с фудкорта или вообще от барной стойки. Ну, что тут сказать, и такое бывает.
Самым притягательным объектом был. Нет, не то, что вы подумали, а автомат с попкорном.
Программа была разбита на сеты по 5 фильмов продолжительностью от 5 до 30 минут с часовым перерывом на "переварить" увиденное и съеденное (тонар с едой был, но за оградой, потому как на территорию он просто не мог попасть из-за размеров как собственных, так и входа). Сами посмотрите.
Судя по количеству сетов и перерывов, программа была рассчитана часов до 3 утра, если не дольше. Практически на всю ночь. Про фильмы напишу отдельно - надо как-то разложить всё по полочкам и договориться с тараканами, которые бегают внутри головы, бурно жестикулируя руками (или лапами?) и обсуждая увиденное так громко, что их споры заглушают любые другие мысли.
Было ли что-то, что врезалось в память и поразило? Однозначно. Отдельная небольшая просмотровая зона.
На отдельной небольшой площадке нонстопом шли короткометражки из Газы под общим грифом "Нерассказанные истории из Газы". Людей там было совсем немного, и я их понимаю. Сама смогла выдержать минут 15, настолько всё показанное было страшным. Представить себя в подобных обстоятельствах просто не могу. Не выдержала бы однозначно.
Палестинский режиссёр Рапид Машрави собрал воедино киносвидетельства двадцати двух палестинских операторов, находившихся в Газе, непосредственно в эпицентре событий.
Не хотелось бы заканчивать на такой тревожной и трагической ноте, но это наша жизнь. Она такая, какая есть.
Переходим к следующему событию.
В следующий вечер нас ожидал концерт "Бетховен и я" в отеле Хилтон, на который мы отправились, чтобы послушать русскую музыку. Пожалуйста, не подумайте, что у меня от жары расплавились мозги. Всё было именно так, как я написала: мы пошли на концерт Бетховена, чтобы услышать музыку Скрябина. Того самого Александра Николаевича Скрябина, великого русского композитора, автора знаменитого "Прометея", создателя свето-музыкального инструмента и идеи преображения мира за счёт исполнения великого трансформирующего сознание произведения под названием "Мистерия".
Почему так странно называется концерт? Всё просто. Мы на Мальте, а здесь исполнение русской музыки, увы, не приветствуется. Не, чтобы её не исполняли, но всякий раз для этого нужен особый "специфический" повод. Например, в Месяц гордости непременно исполняют Чайковского, Шостаковича преподносят как борца с тоталитарным режимом, а у Мусоргского просто не указывают фамилию, обещая "Картинки с выставки", которые, вроде как, написались сами собой. Есть ли исключения? Есть, это наш Русский Дом, упрямо гнущий свою линию. Но этот концерт - не тот случай. Его представлял Мальтийский симфонический оркестр, финансируемый из государственного бюджета страны.
В программу, помимо бетховенского скрипичного концерта (солистка Ji Young Lim), вошли "Поцелуй феи" Игоря Стравинского и "Поэма экстаза" Александра Скрябина. Вот ради последней мы с мамой и пошли на концерт. Что было приятно, перед началом нам предложили программку, открыв которую я увидела вот что:
В ней концерт уже именовался "Бетховен и Скрябин". Ну, что ж, мудро. Для всех афиша официальная с Людвигом Ивановичем (как мы его звали в детстве), а для понимающих, пришедших на концерт - уже ближе к истине.
О концерте в двух словах. Нет слов. Публика устроила овацию сначала корейской скрипачке И Янг Лим, потом армянскому дирижёру Сергею Смбатяну, потом мальтийским музыкантам.
Вот ссылка на отрывки из концерта, чтобы вы сами могли оценить уровень исполнения:
Качество видео в этот раз, прямо скажем, так себе: сзади меня сидел какой-то нервный господин, который начинал то кашлять, то сморкаться, то ёрзать на стуле всякий раз, как я доставала телефон. Съёмка на концерте не была запрещена, но он об этом явно не догадывался, и боролся с моими попытками запечатлеть происходящее, как мог.
Остальное в эти дни было как обычно: сходили поплавать, купили продукты, убрали квартиру. Это обычная, простая история.
Работающим - хорошей рабочей недели, отпускникам - приятных впечатлений, а всем вместе - адекватных соседей. Ну, и вообще...
P.S. Чуть не забыла по поводу фотографии. Эта английская пушка начала XIX века - одна из многих, установленных в Мсида бастион. Раньше из неё стреляли, а теперь она превратилась в предмет интерьера. Вот ведь, как всё меняется.
Ссылка на то, как мы встретили День ВМФ России: