Найти в Дзене
Советская Хроника

Аварии атомных подлодок в СССР. Засекреченные катастрофы

Оглавление

Введение: параллели с современностью

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Из-за цензуры и секретности эвакуация началась лишь через 36 часов. Прошло более тридцати лет, и казалось бы, сейчас всё прозрачно и проще. Но это не так. На полигоне в Архангельской Области восьмого августа происходит взрыв. Местная администрация выпускает сообщение о кратковременном скачке радиации и удаляет его, а корпорация «Росатом» лишь спустя два дня подтверждает, что взрыв произошёл на установке с источником радиации и погибло пять человек. Опять же ситуацию для простых смертных никто не поясняет, что порождает панику.

Оставим это на совести современников, а наше дело - история. Вся ситуация вокруг Северодвинска - очередное доказательство того, что история людей ничему не учит. И в советское время на военных и не очень объектах случались радиационные катастрофы различных масштабов. О них знают единицы, и прямо сейчас мы постараемся исправить ситуацию.

Предпосылки создания атомного флота

Для начала поясним, что острая необходимость в ядерном оружии в целом и ядерных подлодках в частности встала перед СССР из-за постоянных проигрышей на международной арене. США окружили страну военными базами, и Советы решили делать ставку на подлодки, которые способны незаметно перемещаться куда угодно и постоянно держать Америку в страхе.

К-431: катастрофа в бухте Чажма (1985)

Пионерами движения стали лодки проекта 675, именуемые в НАТО как «Эхо-2». Одной из них была К-431 - атомная малышка длиной 115 метров. Её построили менее чем за год в 1965 году, и долгих двадцать лет на ней лишь меняли ракеты и подавали топливо двум реакторам. В конце восьмидесятых встал вопрос о списании, но прошедшую 180 тысяч миль лодку оставили. В 1985 году в очередной раз решили её дозаправить в бухте Чажма.

Подлодки К-431 в бухте Чажма.
Подлодки К-431 в бухте Чажма.

Причина аварии

Происходило это с нарушением всех возможных норм безопасности. Ввиду древности технологий крышку реактора для зарядки нужно было поднять, но не слишком высоко, иначе лодку могло перекосить. Для предотвращения проблемы на крышку попросту положили балку. Ввиду особой политики СССР подробности до сих пор покрыты атмосферой тайны, но самая распространённая версия в том, что мимо проходил торпедный катер, и его волна свалила балку. Крышка реактора поднялась к небесам, лодку перекосило, и в реакторе началась неконтролируемая цепная реакция. Говоря проще, находясь в открытом состоянии, атомный реактор включился и, само собой, спровоцировал страшный взрыв.

Подлодка К-431 после взрыва.
Подлодка К-431 после взрыва.

Последствия взрыва

Мгновенно погибли восемь офицеров и два солдата-срочника. Чтобы вы понимали разрушительность взрыва: двенадцатитонную крышку реактора отбросило на сотню метров. Позже её нашли по золотому кольцу одного из офицеров. В эпицентре уровень радиации приближался к ста тысячам рентген в час. На крышке пресловутого третьего блока ЧАЭС было десять.

Ликвидация аварии

И снова тушили пожар абсолютно неподготовленные люди: экипажи соседних лодок, работники гавани и проходившие мимо ребята. У них не было никакой спецтехники, а между тем реакторы и сама подлодка полыхали, выдавая в воздух нереальное количество радиации. Специалисты прибыли на место лишь через три часа. Само собой, первым делом была установлена тотальная информационная блокада, а посёлок Шкотово-22 полностью отрезали от окружающего мира.

-4

Благодаря усилиям так называемых специалистов точный масштаб разрушений остаётся загадкой до сих пор. Имеются данные о радиоактивном облаке длиной в три с половиной километра, которое отправилось в полёт, и о 290 официальных пострадавших. Впрочем, к середине девяностых даже официально эту цифру увеличили до 900. Многим из них диагностировали острую лучевую болезнь, но точными подсчётами и установлением связи между заболеваниями и аварией никто не занимался. Нужно было получить специальное удостоверение, что удалось не всем.

К-278: радиоактивная могила в Норвежском море

К-431 - далеко не единственный атомный нарушитель спокойствия экологов. Была ещё К-278, затонувшая в Норвежском море вследствие пожара. По данным норвежских исследователей, уровень радиации в прилегающих к лодке водах превышает норму в сто тысяч раз. И хотя в настоящий момент ввиду залегания на большой глубине и отдалённости лодка не представляет опасности, рано или поздно корпус, служащий саркофагом, разрушится. Что делать в таком случае - непонятно. Десятки лет учёные строят планы по её поднятию, и свежие данные обещают извлечение этого вундерваффе в начале двадцатых годов.

-5
-6

К-27 «Нагасаки»: история проклятой подлодки

А про катастрофу К-27 и вспоминать не хочется. Погнавшись за американцами, которые успешно обкатали подводную лодку «Морской волк» с атомным реактором на жидком металле, в СССР запилили свой аналог. Ещё в 1959 году на стендовом макете при испытаниях реактора для лодки произошли сразу две аварии. Уже тогда К-27 лишилась первого члена экипажа из-за облучения, но людей мало интересовали. В 1963 году, даже не пройдя нормальных ходовых испытаний, вундерваффе было принято в эксплуатацию, а уже через год отправилось в серьёзный поход.

«Морской волк», атомная подлодка США.
«Морской волк», атомная подлодка США.

Первые аварии

Кто бы мог подумать, но один из двух реакторов отказал. Жидкий металл затвердел, и матросы в прямом смысле руками выбивали образовавшуюся пробку из свинца. Почти все уже тогда получили запредельные уровни радиации, но, полагалось в СССР, жизнь и здоровье простых работяг мало кого интересовали.

Второй поход 1965 года снова отличился - загорелся правый электродвигатель. И что вы думаете? В 1967 году СССР задумал невиданную идею: проплыть вокруг земного шара, не поднимаясь на поверхность. Никогда такого не было! И вот опять: ещё при подготовке реактор сломался, из него вылился свинец. Если бы не ужас происходящего, следующие слова были бы шуткой, но нет...

Финальная катастрофа 1968 года

24 мая 1968 года К-27, за которой к тому времени прочно закрепилось прозвище «Нагасаки», снова выгнали в море. Поговаривают, что один из техников наотрез отказывался отпускать подлодку и не хотел расписываться в бортовом журнале, но кто бы его слушал? И К-27 в последний раз выплыла из базы — в последний, потому что в реакторном отсеке произошёл мощный выброс гамма-излучения. Все 144 матроса получили запредельные дозы, и средняя продолжительность их жизни после инцидента не составила и пятидесяти лет. Девять матросов в страшных муках ушли из жизни в первые же дни.

Подлодка К-27, «Нагасаки».
Подлодка К-27, «Нагасаки».

Ликвидацией последствий занимались всё те же члены экипажа, офицеры и просто персонал, который попался под руку. А в течение следующих десяти лет К-27 всё ещё пытались заново запустить в плавание! Этот факт лучше всего демонстрирует атмосферу, царившую в советской власти. К слову, те же американцы в итоге просто свернули аналогичную программу, сославшись на её сложность и непредсказуемость.

А добрая половина наших героев-подводников не получила от государства никаких льгот. Ребят с К-27 выписывали из госпиталя с диагнозом «астено-вегетативный синдром», потому что признавать факты аварий запрещалось.

Заключение

На момент гибели подводной лодки К-27 до Чернобыля было ещё восемнадцать лет, а до взрыва на К-431 - год. Но позже СССР заявит, что ещё не сталкивался с последствиями атомных катастроф и не знает, что делать.

Но история помнит всё.