Найти в Дзене
Красный кот

К термальным источникам Адыгеи. День восьмой. О пользе пеших прогулок

Вот жизнь пошла! Уж воистину – день да ночь, сутки прочь. И летят эти самые сутки прочь все быстрее и быстрее. Осталось уже только два дня нашего пребывания в Адыгее. И опять, как два года назад в Гагре, пришло ощущение какого-то «полета над гнездом кукушки» - какой-то странной солнечной и необъятной пустоты в душе, свидетельствующей о том, что мой отпуск все же догнал меня в дороге, накрыл как девятый вал, закрутил, вышиб из привычной колеи и потащил за собой в череду одинаковых ленивых и спокойных дней, где не надо ни о чем думать, не надо ни во что вникать и чувствуешь себя как те мужики на «Ривьере», которые, верно, каждый день подолгу спорят – как лучше будет смотреться лежак, за который надо привязать ограничительную ленту вокруг их бесконечно копающейся канавки. Соответственно – и мысли мои становятся ленивыми и солнечно-необъятными, лишенными четких контуров, резкости и контрастности. И видится мне все как в дымке, когда щуришь глаза, глядя против солнца на нечто далёкое и мал

Вот жизнь пошла! Уж воистину – день да ночь, сутки прочь. И летят эти самые сутки прочь все быстрее и быстрее. Осталось уже только два дня нашего пребывания в Адыгее. И опять, как два года назад в Гагре, пришло ощущение какого-то «полета над гнездом кукушки» - какой-то странной солнечной и необъятной пустоты в душе, свидетельствующей о том, что мой отпуск все же догнал меня в дороге, накрыл как девятый вал, закрутил, вышиб из привычной колеи и потащил за собой в череду одинаковых ленивых и спокойных дней, где не надо ни о чем думать, не надо ни во что вникать и чувствуешь себя как те мужики на «Ривьере», которые, верно, каждый день подолгу спорят – как лучше будет смотреться лежак, за который надо привязать ограничительную ленту вокруг их бесконечно копающейся канавки.

Соответственно – и мысли мои становятся ленивыми и солнечно-необъятными, лишенными четких контуров, резкости и контрастности. И видится мне все как в дымке, когда щуришь глаза, глядя против солнца на нечто далёкое и мало имеющее отношения к тебе самому.

Однако – в сторону толстовские предложения на десять страниц, прочь рефлексию чеховских интеллигентов. Осталось два дня – и их надо прожить, хотя и хочется, как моему любимому Поэту, лечь и погрузив мысль в какой-то смутный сон, слушать таинственную сагу, которую лепечут местные речки, ручьи... и гиды.

*******

Сегодня у нас по плану поездка на урочище Мишоко.

В географии урочищем называют одну из морфологических частей ландшафта — сопряжённую систему фаций (однородных участков) и их групп (подурочищ), которые объединены общей направленностью физико-географических процессов и приурочены к одной мезоформе рельефа на однородном субстрате...
...В широком смысле, [это] любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились люди

Так гласит Википедия!

О названии нашего урочища действительно договорились люди и означает оно то, что вы и подумали – Медвежье. Что касается фаций на одной мезоморфе рельефа и однородном субстрате, то и тут энциклопедия не ошиблась – все так и есть. И мезоморфа и субстрат строго на своем месте!

А если кроме шуток – то для нас это просто определенный турпоходом участок местности недалеко от местных разработок известнякового щебня и метаморфического гипса, который часть тургруппы должна была одолеть пешком, а часть – на лошадях. Конечно, почти всем хотелось «покататься на лошадках», даже нашему возрастному Марку Ааронычу, преподавателю физики из Питера. Но его отвели из этой группы ввиду массограбаритных характеристик (адыгейские лошадки не очень большие). Три закадычных подруги бальзаковского возраста сами не захотели. Я тоже отказался по ряду причин.

Остальных – отвели на инструктаж и до поры до времени мы с ними распрощались.

Перед отправкой на конный маршрут
Перед отправкой на конный маршрут

*******

Нынешний гид – Люба, прекрасная, туристически организованная женщина, которая должна была провести нас через огонь, воду и медные трубы туристических троп. Всем бы таких гидов – наверняка количество несчастных случаев неуклонно пошло бы вниз, а традиционные ценности российского народа сильно добавили в глазах мужского (а равно и женского) населения нашей любимой Родины. Право же – шагая за таким гидом как-то стыдно становится страдать от жары, жажды и крутых необорудованных косогоров (на которые она нас, впрочем, и не повела, слава Богу).

Наш пеший маршрут начался в заброшенных яблоневых, грушевых и алычовых садах – приехать бы сюда по весне, представляю какой тут вид и запах! Люба с этим от души согласилась, но приезжать сюда за этим надо в апреле. Сейчас же тут зреет алыча, одичавшие яблочки и грушки, которые нам настоятельно не рекомендовали принимать внутрь (кстати – из алычи делают соус ткемали; наверное я когда-то это знал, но сегодня для меня это было открытием).

К сожалению, этот огромный дикий сад поражен Мандрагорой – как оказалось это совершенно кошмарный сорняк, паразитирующий на деревьях и за год могущий оплести и убить любое дерево.

Не знаю, права ли наша Люба (гид), но по ее словам поганый паразит не выводится ничем и единственная возможность спасти дерево – отпилить и сжечь пораженные участки. Так что, уважаемый читатель, теперь и ты знаешь, что Мандрагора – это не писклявая дрянь из Хогвартса, а жестокий молчаливый паразит!

*****

Наш пеший маршрут привел нас из заброшенных садов к заброшенному карьеру, где ещё сравнительно недавно добывали известковый щебень. Тот, кто видел на картинках кимберлитовую трубку «Мир» может составить себе общее представление об этом карьере. Разница, разумеется, в совершенно несопоставимом масштабе.

Карьер
Карьер

Тут гид Люба прочла нам небольшую лекцию на тему океана Тетис, плескавшегося тут с 320 по 70 миллион лет до нашей эры (то есть – до Рождества Христова) и сформировавшего тутошние «мезоморфы рельефа на общем субстрате».

Люба – человек крещенный, носит крестик не стесняясь (вообще, южные народы, как я заметил, не стесняются исповедовать свою веру хотя бы в виде символов). Но ей конечно и в голову не придет оспаривать написанное в учебниках. И, тем не менее, в ходе ее рассказа (и в последующем) меня то и дело подмывало вставить шпильку в эти благочестивые научные байки про то, что вот плескался себе океан, плескался – а потом, вдруг, «началось активное опускание суши и поднятие Кавказских гор». В результате чего, якобы, и сформировался бассейн Черного моря и Кавказ. Ну, да ладно, что теперь. Но, как было сказано ранее, имеющиеся факты (складчатый характер гор, эти самые аммониты и прочее) не в меньшей степени свидетельствуют о библейском Потопе, чем о том, что в геологии и палеонтологии принято считать за истину.

Это была наша вторая видовая площадка – и, в отличие от первой, она не вызвала паники от близости ущелья, по которому течет река Белая. 

Первая видовая площадка. Внизу - река Белая
Первая видовая площадка. Внизу - река Белая

Вообще то, если вдуматься, весь наш маршрут петлял так или иначе вокруг да около заброшенных садов. Сколько мы прошли... Наверное, километров пять (вся экскурсия заняла около полутора часов). Но за это время Люба нам многое рассказала о медвежьем урочище и многое показала.

Адыгея – одно из мест для экстремального туризма. Мы имели возможность убедиться в этом выйдя на оборудованную площадку, где желающим пощекотать нервы предоставляется такая возможность. Но это – ещё не экстремальный туризм! Это просто развлечения от одного вида которых холодеет душа и сосет под ложечкой.

Качели над пропастью
Качели над пропастью

Отправка туриста на другую сторону ущелья
Отправка туриста на другую сторону ущелья

Конечная станция перемещения - грот, что виден в горе напротив. Оттуда человека переводят в грот ниже - и тем же способом (на троллее) отправляют обратно
Конечная станция перемещения - грот, что виден в горе напротив. Оттуда человека переводят в грот ниже - и тем же способом (на троллее) отправляют обратно

Как люди на это идут (за свои же деньги!) – уму не постижимо. Есть в этом что-то от обоснования развлечений из романа Стругацких «Хищные вещи века»:

«...А теперь ведь жизнь стала жирная, тихая, всего в достатке. К чему себя применить? Я же не карась, я же человек все-таки, мне же скучно...»

Да уж...Но есть и такие, кто в точном соответствии с вышеупомянутым романом гуляет по отвесным склонам, держась за «троллей». Иные ползают по скалам с отрицательным уклоном. Может быть это такой светский способ той же жизненной реализации, что у первых монахов из Свято-Михайловского монастыря?

********

Тут есть, как говорят, красивый водопад под названием «Молоток» – но он внизу ущелья и мы до него не дошли, так как пришлось бы спускаться на 200 метров вниз по не оборудованному склону с уклоном 45 градусов, а потом так же подниматься. Гид Люба по этому поводу заметила, что если бы в группе были люди помоложе (Марка Аароныча, если конкретно) - она бы нас точно повела смотреть водопад. Я, признаться, внутренне перекрестился – и не в том даже дело, что уклон и не оборудованный склон, а в том, что Люба потащила бы нас с большой скоростью, учитывая ограниченность во времени. Самой то ей что сделается. А вот с нами...

Водопад - под горой напротив
Водопад - под горой напротив

Вид с другого ракурса, метров на 500 дальше.Если что - спуск вниз вон там, где эта светлая скальная порода
Вид с другого ракурса, метров на 500 дальше.Если что - спуск вниз вон там, где эта светлая скальная порода

И вот, наконец, мы вышли к конечной точке нашего пешего маршрута, где уже скучали наши конно-активные собратья. В итоге оказалось, что им не показали и половины того, что увидели мы! Вероятнее всего инструкторы просто не обладали навыками гидов и по большей части следили за стройностью конной процессии, а не за фактическим наполнением маршрута.

Конная прогулка
Конная прогулка

Что ж – каждый остался при своих: они – с конями, мы – с хорошей экскурсией!

После посещения урочища нас отвезли в какое-то странное заведение, первое название которого «Беловодье» как-будто намекало на что-то, связанное с историей края по берегам реки Белая. Зато второе название – «Паноптикум» – настораживало. Ещё и гид Люба поддала огоньку, начав описывать найденные тут по раскопках кости. Зубы с ладонь, череп с рогами, но без нижней челюсти.

На практике это оказался настоящий паноптикум, оправдывающий название не рекой, а языческой легендой, известной во всей России – о Беловодье, где текут молочные реки в кисельных берегах и которое, как истина агентов Малдера и Скалли, всегда находится «где-то там». К сожалению, восковых фигур данных агентов, а так же Нео из «Матрицы» и «Людей в черном» тут не держат. Зато вперемешку лежат аммониты, иконы, советские телевизоры, бюсты Ленина, портреты Сталина, ржавые мечи, разные чучела, яйца динозавров (со спиралью ДНК оных тварей в разрезе) – и те самые два черепа непонятной конструкции.

В Паноптикуме
В Паноптикуме

Чучела
Чучела

Странные иконы
Странные иконы

Тот самый череп
Тот самый череп

Череп рептилоида
Череп рептилоида

Как вишенка на торте венчает всю эту безумную коллекцию «официальный американский учебник по уфологии» и сам коллекционер, словно древний артефакт в смоле застывший в тех временах, когда вся эта дребедень вызывала у многих интерес. Где-то тут должен был быть и бластер, которым юный инопланетянин [Хррсч...] пытался поразить Руфабго в пустую голову, желая спасти инопланетянку с непередаваемо прекрасной нижней челюстью...

Что касается черепов – то да, это необычно. Но, как я подумал после, тут все зависит от точки зрения. Переверни этот череп – и вот это уже не череп, а то, что с обратной стороны тела.

В общем то слушать все это в итоге не достало сил (хотя деньги были уже заплачены) и я, выйдя во двор, сел, пригорюнившись, на пенек, совершенно точно служащий порталом в другие галактики. Сзади флегмантично валялся в пыли инопланетянин, косящий под адыгского кабана. Светило странное солнышко...

******

После обеда мы всё-таки решили неуклонно дойти до реки и искупаться! К сожалению, часовая конная прогулка так умотала детей, что, кроме брата Василия все остальные со стонами отказались. А зря! Мы всё-таки нашли относительно короткий путь к реке и прекрасно провели время.

Белая – горная река, разумеется холодная, но в пределах поселка температура ее едва ли ниже +18. Обычная наша холодная водопроводная вода. У нас мы в такой воде не купаемся – как-то не тянет. А тут – вполне.

Хорошо и то, что тут нет никакой возможности утонуть. Есть конечно участки, где можно поплавать (что достаточно удивительно для горной реки) – но и там глубина не превышает 1,5 метров. И если в таком глубоком месте лечь на воду – река сама потащит тебя на отмель, набирая скорость. Получается и приятно и немного смешно.

...И вот наступил последний день нашего оплаченного в составе тура пользования термальными источниками.

Термальные источники «Водная Ривьера» при свете дня...
Термальные источники «Водная Ривьера» при свете дня...

...и под покровом ночи
...и под покровом ночи

И по-моему никто в связи с этим не выразил печали – напротив, оказалось, что вся эта радоновая терапия видимо сама собой подошла к логическому концу, так как сидеть в этой воде стало тяжело. И не только нам, но и всем, кто ежедневно вместе с нами тут отмачивался по два часа. Что ж – всему свое время и всякой вещи под небом. Цена вопроса - на фотографиях

-18

-19