Как царь Петр не стал вице-адмиралом
Будущий император Петр Великий, имея от роду 10 лет, составил в Москве из дворян учебную воинскую роту, назвав ее «потешною». Себя он определил в ней барабанщиком, а по исполнении 12 лет – простым солдатом. К этому времени прежняя игра в солдатики превратилась в военно-практическое обучение. В конце 1683 года в «потешную роту» стали записываться и взрослые. Первым это сделал придворный конюх (по другим сведениям стряпчий) Бухвостов. Сергей Леонтьевич Бухвостов «с подачи царя» и значится в русской военной истории «первым российским солдатом».
После воинских упражнений и постепенного обретения опыта, любимым занятием юного Петра стало кораблестроение и морское дело. Но это не было просто очередным увлечением. Неутомимый монарх служил и во флоте и в сухопутных полках наряду со своими подданными, начиная с низших ступеней. В морской службе, между прочим, он дошел до звания контр-адмирала.
Однажды, когда образовалось вакантное место вице-адмирала, Петр Алексеевич подал в Адмиралтейскую коллегию просьбу, в которой изложил свою прежнюю службу и просил назначения на вакантное место. Однако, коллегия при внимательном рассмотрении дела решила отдать предпочтение контр-адмиралу, который более Петра прослужил во флоте и имел больше случаев отличиться. Царь на это решение прореагировал так:
- Члены коллегии судили справедливо и поступили как должно. Если бы они были так подлы, что из искательства предпочли бы меня моему товарищу, то не остались бы без наказания.
Так изволила повелеть Екатерина
Николай Иванович Сенявин – продолжатель известной в России флотской династии Сенявиных получил военное воспитание в учрежденной еще Петром Великим в Санкт-Петербурге Академии морской гвардии. В 1763 году, находясь в чине капитана 2-го ранга, он был представлен императрице Екатерине II в списке флотских офицеров для производства в очередные воинские звания. Но против фамилии Сенявина стояла пометка: офицер отстранен от должности и находится под следствием. Оказывается, что три года назад бывший под его командою фрегат «Архангел Михаил», следуя из Кронштадта к берегам Пруссии, «при великом шторме и тумане» наскочил на мель на Голландском рифе и был совершенно разбит. Продолжая плавание на одном из бывших под его же командою транспорте, снова потерпел неудачу - транспорт был выброшен на берег, а находящиеся на нем люди едва успели спастись.
Тут приходится удивляться не столько трехгодичной длительности следствия, сколько тому, что еще до окончания этого следствия начальники рискнули представить офицера к очередному чину. Казалось бы, должен был тут же последовать громкий разнос. Но… Императрица, слегка поморщив лоб, напротив фамилии капитана 2-го ранга соизволила начертать следующую высочайшую резолюцию: «Когда суд офицера оправдает, тогда дать ему следующий чин, не докладывая более».
Нетрудно догадаться сколь долго после этого еще длился этот суд и как проходила дальнейшая служба Николая Ивановича. Он дослужился до вице-адмирала, и что, видимо, более важно - воспитал для России славного сына, знаменитого флотоводца и ученого адмирала Дмитрия Николаевича Синявина.
Прозвание дать Орлом
Давать кораблям имена - традиция древняя. Одним из первых было название мифического корабля «Арго, на котором команда Ясона отправился в Колхиду за золотым руном. По преданию, его построил мастер Арг с помощью богини Афины. Известны и другие античные названия: «Изис» (от имени Изиды – египетской богини небес и Земли), «Александрия»…
Кораблестроители прошлого наделяли свои суда качествами живых существ и обычно рисовали в носовой части корпуса большие глаза, дабы они хорошо видели подводные мели и рифы.
А вот обычай помещать названия судов на бортах в большинстве стран появился гораздо позже – лишь в XVII веке. Что касается России, этот обычай установился только к концу царствования Петра I, хотя и до него, случалось, давать названия некоторым судам. Так, первый боевой парусный корабль по велению отца Петра Алексея Михайловича получил название «Орёл». В указе по этому поводу говорилось: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знамёнах нашить орлы же». Установленные на корме и носу окрашенных под золото деревянные резные двуглавые орлы позже надолго стали традиционным украшением всех военных судов.
Предыдущая часть:
Продолжение:
Другие рассказы автора на канале:
https://dzen.ru/suite/ee5eafaf-3898-408b-9165-7d6dd67622c1