Сегодня педагоги России, несмотря на теоретические трудности, активно занимаются изучением, осмыслением и внедрением компетентностного подхода в школьную жизнь. В педагогический язык вошли такие словосочетания как «коммуникативная компетентность» и «информационная компетентность». Информационную компетентность сегодня выделяют в качестве ключевой компетентности, что ученые объясняют как потребностями самой сферы образования, так и общественными запросами. Последние находят выражение в том, что все возрастающая неопределенность в быстро меняющемся мире требует от человека способности быстро оценивать ситуацию и принимать верное решение на основе информации, которой человек уже обладает либо способен найти в кратчайшее время. Информационная компетентность позволяет человеку в современных условиях достигать общественных и профессиональных успехов. В последние годы внимание к проблемам, связанным с информационными технологиями и информационным поведением педагога, чрезвычайно обострилось.
Об этом говорит огромный поток публикаций, посвященных использованию информационных ресурсов в педагогической деятельности и отражающих взгляды на подготовку учителя (чаще всего предметника) к применению компьютера в своей профессиональной деятельности. Терминология и понятийный аппарат в сфере педагогических приложений информатики и информационно-коммуникационных технологий в настоящее время еще не вполне устоялся. По этой причине целесообразно разобраться в основных понятиях, используемых в данной сфере. В теории образования компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий называют по-разному: «компьютерная грамотность», «информационная культура», «информационно-коммуникационная компетентность», «компетентность в сфере новых информационных технологий (НИТ)», «информационная коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность)», «информационная компьютерная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Хотя на наш взгляд под всеми указанными понятиями подразумевается актуальное употребление средств информационно-коммуникационных технологий в трудовой деятельности человека. Возникает вопрос о том, что такое средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ). Наиболее подробное на наш взгляд определение дает доктор педагогических наук, профессор И.В.Роберт, говоря, что средства ИКТ - это «программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К таким средствам относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода текстовой и графической информации и манипулирования ею, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и «виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и др.); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и на глобальном» .
Наше внимание привлекло мнение О.А.Кизик, в котором отмечается, что информационную компетентность необходимо рассматривать во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура» и «компьютерная грамотность», характеризующими уровень развития личности. Понятие компьютерная грамотность, получило широкое распространение в сферах образования в период введения в среднюю школу нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» (1985г.). Впоследствии стало достаточно устойчивым основное наполнение понятия «компьютерная грамотность школьника» - это: 1. умение обращаться с компьютером (пользоваться базовыми возможностями операционной системы, несколькими прикладными программами, взаимодействовать с Интернет-браузерами и системами электронной почты); 2. создание простейших программ для компьютера; . представление об устройстве и принципах действия ЭВМ (структура ПК и функции его основных устройств; физические основы и принципы действия основных элементов компьютера); . представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации (примеры решения практических задач в ряде учебных предметов.) Появившееся на этапе введения предмета информатики понятие компьютерная грамотность и до сих пор встречается в методической литературе, причем не только применительно к общему образованию. Например, под компьютерной грамотностью учителей А.С.Белкин понимает профессиональную компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования необходимой информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации школы, использованием международных компьютерных сетей и способов участия в Интернете. «Структура компьютерной грамотности включает: 1. Умение пользоваться видеоаппаратурой. 2. Умение разрабатывать сценарии, видеозаписи сюжетов, связанных с образовательным процессом, с собственной профессиональной деятельностью. . Умение использовать сценарии видеоигр, придавая им дидактическую направленность. . Знание основ работы с компьютером, систем получения информации. . Овладение навыками работы с компьютером. . Умение строить виртуальные модели образовательного пространства и вариантов ее реализации»
Понятие «информационная культура» изначально возникло путем добавления новых и некоторого расширения прежних компонентов компьютерной грамотности. Смысл такого изменения сводился к желанию показать открывающиеся широчайшие возможности применения информатических знаний и умений не только в других предметах, но и в повседневной практике человека информационного общества. Одним из первых отечественных ученых, описавших в своей работе процесс формирования компьютерной грамотности учащихся, был академик А.П.Ершов, который утверждал, что для успешной реализации этого процесса необходимо сформировать у учащихся следующие навыки: ¾ навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ; ¾ навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методе математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач; ¾ знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; ¾ понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; ¾ навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем; ¾ умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять результаты в практической деятельности. «Данные требования, взятые в минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - воспитание информационной грамотности учащихся» . Вместе с тем, отражение в этом понятии феномена «культура» невольно придает ему тот расширенный смысл, который в определенном контексте может трактоваться с точки зрения общего понятия культуры как высшего проявления образованности и компетентности. Сегодня согласно своему складывающемуся статусу на свободное место между начальной грамотностью и культурой претендует понятие «компетентность». В таком случае, как отмечает М.П.Лапчик, «роль основополагающей цели обучения информатики в образовательной школе переходит именно к компьютерной компетентности, которую в целях наиболее точного и полного отождествления с ее сутью следует более развернуто называть информационно-коммуникационной компетентностью, или сокращенно ИКТ-компетентностью» .
**************************
Данное понятие остается лишь наделить обоснованным и адекватным сложившейся обстановке содержанием. Что же касается понятия информационной культуры в том ее исходном понимании, которое было приведено выше, то ему, скорее всего, придется расстаться с какими-то предметно-содержательными признаками, развиваемыми при формировании ИКТ-компетентности, с одновременным усилением аспектов общекультурного характера. Информационная культура - явление высшего порядка, очевидное преимущество этого понятия заключается в его открытости и обращенности в перспективу. В этом смысле примечательна трактовка наиболее важных с точки зрения К.К.Колина целей обучения информатике: «формирование новой информационной культуры российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения людей в новой, высокоавтоматизарованной информационной среде обитания людей в XXI веке; формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, которые должны быть основаны на признании единства основных информационных законов в природе и обществе, а также на понимании ведущей роли информации в эволюционных процессах и обеспечении жизнедеятельности природных и социальных систем; подготовка интеллектуальной элиты общества к освоению новой методологии научных исследований, в основе которой будет лежать информационный подход как фундаментальный метод познания природы, человека и общества; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий». .
При этом важно понимать, что было бы неправильно делать попытку жесткого разделения элементов «триады» компьютерная грамотность® ИКТ-компетентность® информационная культура и этапов их формирования в условиях образовательного процесса. «Данные понятия по самой сути своей естественно взаимозависимы и взаимосвязаны. Более того, в перспективе мы можем прийти к таким подходам построения образования, когда в интегрированных курсах предметные области будут сочетаться со сферами компетентности» .
Использование компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерное для современной педагогической науки стремление придать знаниям с одной стороны личностный, а с другой стороны - прагматический деятельностный характер. Как отмечает в своей работе М.П.Лапчик, информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) педагога ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности. В научной литературе понятие «коммуникация» трактуется и в широком и узком смысле. В широком смысле под ним рассматривают систему, в которой осуществляется взаимодействие, процесс взаимодействия, способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В узком смысле, коммуникация (от лат. Communication - делать общим, связывать, общаться) определяется как «путь сообщения, линия связи»; «процесс передачи и приема информации (идей, образов, оценок, установок)»; «линия или канал, соединяющие участников обмена информацией»; «взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается». Определенный интерес для нас представляет точка зрения А.А.Андреева, который отмечает, что в последние два-три года стало широко использоваться комплексное словосочетание «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Автор считает, что, так как понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, логичнее использовать общепринятый устоявшийся термин «новые информационные технологии» и соответствующую аббревиатуру НИТ. Особенностью большинства НИТ состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, став важным элементом предметной среды. С 1994 г., со времени выхода в свет монографии И.В.Роберт, под средствами новых информационных технологий (СНИТ) понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации». [131, с.81] В настоящее время разработано и эксплуатируется значительное число СНИТ, их парк меняется почти ежегодно. К средствам и системам НИТ, которые используются и потенциально могут быть использованы в образовании, относятся: компьютеры, дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, базы данных, базы знаний, ситстемы мультимедиа, видеотекст, телетекст, ТВ-информ, модем, пад, компьютерные сети, электронная почта, электронные конференции, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, цифровые фотокамеры, устройства ввода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон, факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернете, СD-ROM, системы распознавания текста. Этот список далеко не полный, но он дает представление о многообразии систем и средств НИТ [4, с. 161]. И.А.Зимняя рассматривает информационно-технологическую компетентность, которую она понимает, как «способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде» [57, с.25], считая ее одной из ключевых собственно социальных компетентностей. При описании содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности исследователи подчеркивают разные аспекты. Например, такие ученые как Адольф В.А., Витухновская А.А., Жданов С.А. к числу значимых признаков относят знание информатики как предмета; использование компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется ИКТ-компетентность. В рассмотрении сущности информационно-коммуникационной компетентности педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (применение информационных технологий), технический (знание возможностей компьютера, границ области применения того или иного программного обеспечения), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией). Каждая из перечисленных составляющих в той или иной мере была рассмотрена по отношению к педагогам вообще. О структуре ИКК именно классных руководителей работ при изучении литературы по нашей теме мы не встречали. Поэтому нам предстоит дать определение понятию ИКК классных руководителей. Нам близка точка зрения М.П.Лапчика, который утверждает, что «ИКТ-компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения» [90, с.12]. В литературе также часто встречаются термины «информационная компетентность», «компьютерная компетентность» и другие, но мы считаем, что логичнее говорить о компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), поскольку этот термин содержит те ключевые слова, которые наиболее полно раскрывают содержание самого понятия. Изучение проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов и наш опыт работы позволили предложить следующее рабочее определение. ИКК классного руководителя - это интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая: 1. познавательную и социальную мотивацию; 2. систему знаний; . совокупность умений и навыков; . способы деятельности и субъективный опыт; . индивидуально-личностные качества педагога. Поэтому в структуру ИКК классного руководителя нами были включены мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, практический и личностный компоненты. Ученые рассматривают ИКК в сфере образования применительно к разным категориям специалистов - управленцам, педагогам, учащимся, студентам. При этом представляют интересующее нас явление как сложное, многокомпонентное, отражающее и признаки информационной культуры личности, и достижения в области компьютерной техники. Обратим особое внимание на тот факт, что в настоящее время ИКК учителя становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуальным считается такое обучение учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. Согласно современному видению проблемы профессиональная компетентность объединяет в себе три составные части: ключевую, базовую и специальную. Исходя из этого, следует предполагать, что в процессе формирования профессиональной компетентности педагогического работника испытывать отражение ИКК должны все три ее составные части. Мы принимаем точку зрения М.П.Лапчика, согласно которой ИКК является обязательной составляющей группы специальных профессиональных компетенций, занимая среди них весьма значительное место. М.П.Лапчик дает четкие характеристики трех основных этапов формирования ИКК: базового, общего и профессионального, на первом из которых, формируются базовые ИКК, а на двух последних - специальные. Первый этап (базовый) характеризуется формированием базовой составляющей ИКК и происходит в период обучения будущего педагога ещё в средней школе на уроках по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. К компонентам ИКК, которые образуются на этом этапе, относятся: общие представления об устройстве ПК; основы работы с операционной системой Windows; создание несложных документов в Word; создание простых расчетных таблиц Excel; создание простых презентаций. Отличительной особенностью первого этапа является применение информационных технологий в учебной деятельности школьника и при решении несложных бытовых задач. Хорошую основу для определения содержания понятия ИКК учащихся образовательной школы создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А.Кузнецова в Российской академии образования. Авторы выделяют шесть видов компетенций: компетенции в сфере информационно-аналитической, познавательной и коммуникативной деятельности, технологическая компетенция, компетенция в области техникознания (техническая компетентность), компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений. Говоря о компетенции в сфере информационно-аналитической деятельности, А.А.Кузнецов отмечает, что к этому виду относится понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества, знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира; умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности; владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости. Компетенция в сфере познавательной деятельности состоит, по его мнению, из понимания сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы; знания основных этапов системно-информационного анализа; владения основными интеллектуальными операциями, такими, как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.; сформированности определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинированного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации. Описывая компетенции в сфере коммуникативной деятельности, А.А.Кузнецов перечисляет в данной группе отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков; знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций; знание этических норм общения и основных положений правовой информатики. Технологическая же компетенция трактуется автором как понимание сущности технологического подхода к организации деятельности; знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности; умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи, в частности с помощью средств автоматизации; владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий. Компетенция в области техникознания (техническая компетентность) отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик. А компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений, по мнению группы ученых во главе с А.А.Кузнецовым, состоит из понимания необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовности и способности нести личную ответственность за добросовестность распространяемой информации; уважения прав других и умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности. Второй общий этап формирования ИКК характеризуется формированием общей составляющей ИКК и осуществляется в период обучения на первом и втором курсах педагогического вуза по предмету информатика. Основными компонентами ИКК формируемыми на данном этапе являются: умения находить информацию с использованием ресурсов Интернета, создавать сложные документы Word, расчетные таблицы в Excel с использованием формул, математических, логических, статистических функций, строить диаграммы, создавать базы данных (однотабличных, многотабличных), строить запросы, формы и отчеты. Отличительная особенность данного этапа от двух других - является умение использовать информационные технологии для решения повседневных студенческих задач (подготовка курсовых и дипломных работ, написания докладов и рефератов, подготовки к семинарам и практическим занятиям, подготовка к выступлениям на студенческих научных конференциях). При определении содержания общей ИКК студентов педагогического вуза, опираясь на существующие в мире и в России подходы к определению квалификации специалиста в области информационных технологий, выделим перечень соответствующих умений. Данные умения можно разделить на четыре блока: информационный блок, блок компьютерной и информационной техники, блок операционной системы и блок прикладных программ. Первый включает в себя поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации; критическое осмысление найденной информации; выбор той, к которой можно относиться с доверием; представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и других способов; выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной компьютерной и информационной техники. Ко второму блоку относят знание структуры современного персонального компьютера и назначения его основных устройств; умение выбрать компьютерную и информационную технику для адекватного решения задач и обосновать способы взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Блок операционной системы содержит умение настраивать пользовательский интерфейс Windows; создавать файловую структуру компьютера; использовать основные термины языка операционной системы Windows (окно программы, диалоговое окно, меню, панель инструментов, элементы управления в диалоговых окнах и на панелях инструментов, такие как кнопка, счетчик, раскрывающийся список, прокручиваемый список, флажок, переключатель, корешок); использовать стандартные программы Windows для решения несложных задач (Калькулятор - выполнение расчетов, WordPad - создание несложных текстовых документов, Paint - создание и видоизменение рисунков и др.). И четвертый блок прикладных программ складывается из умений и навыков в области создания и редактирования текстов с таблицами, рисунками и схемами, документов массовой рассылки, использования перекрестных ссылок, закладок, сносок, оглавлений и указателей при обработке документов в Word; создания расчетных таблиц с использованием формул и встроенных функций, построения диаграмм и графиков, элементов пользовательского интерфейса средствами Excel; проектирования и создания однотабличных и многотабличных баз данных, запросов, форм и отчетов средствами СУБД Access; поиска информации в Интернете с использованием различных поисковых систем; создания и получения электронных писем; создания и использования компьютерных презентаций. Третий этап - формирование профессиональной составляющей ИКК характерен для третьего - пятого курсов педагогического вуза. Обучение ведется по таким предметам как «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационное и техническое обеспечение преподавателя», «Информационные технологии обучения» и др. Компоненты ИКК, формируемые на данном этапе: навыки использования ресурсов Интернета для поиска информации по организации образовательной деятельности школьников и в целях участия в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях для повышения своего профессионального уровня, текстовых процессоров для оформления учебно-программной документации и создания материалов для учебного процесса, табличных процессоров для рейтинговой системы оценки и создания компьютерных тестов, систем управления базами данных для учета результатов образовательной деятельности школьников, специализированных инструментальных систем для создания компьютерных тестов, инструментальных программ для создания собственных Интернет-ресурсов, готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях, стандартных приложений и специализированных программ для управления учебно-воспитательным процессом. Отличительной особенностью данного этапа является способность решать профессиональные педагогические задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. В профессиональной ИКК будущего учителя можно в свою очередь выделить общепедагогическую и предметную составляющие. Общепедагогическая составляющая - это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания; предметная составляющая - специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, истории и др.) и педагогической деятельности работника образования (директора, воспитателя, классного руководителя и др.). Содержание умений, входящих в состав ИКК постоянно меняется. Это связано как с расширением источников информации, так и с расширением умений по их использованию. При этом, особый интерес представляет для нас мысль М.П.Лапчика, который подчеркивает, что перечень компетенций предметной составляющей профессиональной ИКК надо вести в условиях обстоятельного анализа конкретного вида педагогической деятельности учителя. В нашем случае это деятельность классного руководителя, которая определяется перечнем его функциональных обязанностей. Очевидно, что ИКК классного руководителя - это не тоже самое, что ИКК студента, учащегося или любого другого специалиста. Мы согласны с мнением исследователей, которые отмечают, что ИКК работника образования, также как и ИКК классного руководителя, имеет свои особенности и отличается от ИКК любого человека - члена информационного общества. Что же отличает классного руководителя от других специалистов, работающих в сфере образования? Чему необходимо учить классных руководителей при развитии их ИКК? Вот вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы выяснить специфику ИКК классных руководителей. «В деятельности классного руководителя как организатора воспитательного процесса школы следует выделить пять основных забот по организации воспитывающей среды: 1. создание и развитие ученического коллектива; 2. организация взаимодействия педагогов, входящих в малый педагогический коллектив, работающий в классе; . взаимодействие с внеклассными и внешкольными учебно-воспитательными заведениями и объединениями; . взаимодействие с родителями учащихся; . создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс». [98, с.146] Фигура классного руководителя появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявлению индивидуальных способностей, то есть там и тогда, где и когда вообще рождается забота об отдельном ребенке. Отличие классного руководителя от преподавателя общественных дисциплин, который также называется словом педагог, заключается в том, что преподаватель за частую, как показывает практика, ограничивает себя узкими рамками и вводит ребенка только в мир конкретной науки, передает определенные программные знания научного характера. А классный руководитель - лицо, вводящее ребенка в мир культуры и идущее рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи. Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Все должностные лица школы содействуют достижению воспитательной цели - формированию личности, способной строить жизнь достойного человека. Эту цель ставит и классный руководитель в работе с группой детей, только ориентируясь на индивидуальное формирование каждого ребенка как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель прослеживает становление и развитие каждого отдельного ребенка. Характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие группы и личностное развитие каждого ребенка группы - одна из функций классного руководителя как профессионала. Осуществление данной функции он производит постоянно, наблюдая за деятельностью и поведением детей, фиксируя их реакции на происходящее вокруг, их взаимоотношения, содержание автономной самостоятельной деятельности.
Именно классный руководитель более чем кто-либо знает о мере воспитанности своих подопечных. Чтобы уменьшить степень субъективности педагога в его оценках воспитанности детей, максимально приблизить полученную в повседневной реальности характеристику, классный руководитель проводит диагностику группы время от времени. Педагогическая диагностика - это процесс выявления характеристик развивающейся личности. Как только возникает необходимость уточнить ход и тенденции личностного развития детей, как только общие наблюдения за детьми дают основание произвести оценку этого развития и проверить, уточнить оценку во избежание ошибки, тогда педагог обращается к диагностике как совокупности методик, применение которых позволит ему такое уточнение сделать. Педагогическое диагностирование обусловлено системой работы педагога с группой. В совместной деятельности с детьми он многое видит, фиксирует и знает о личностном развитии ребенка гораздо больше, чем дадут ему самые изощренные методики. Но он вынужден прибегать к специально разработанным методикам, чтобы корректировать свои сведения о ходе личностного развития группы детей. Важна для классного руководителя и сумма педагогических характеристик частного порядка, те, что он получает от преподавателей учебных дисциплин.
Немаловажны и сведения, получаемые от родителей детей, хотя эти сведения зачастую оказываются субъективными. Классный руководитель, более чем все остальные педагоги в школе, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности. Опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом. Воспитательные влияния педагогов, работающих в классе, могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываться на развитии личности воспитанников. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю это дает возможность освободиться от стереотипов воспитательной работы.
Одной из обязанностей классных руководителей является организация тесного сотрудничества педагогов и учащихся, которое может происходить, например, по следующим направлениям: 1. знакомство педагогов с индивидуальными особенностями каждого ученика; 2. проведение мини-педсоветов по каждому конкретному проблемному случаю; . помощь в достижении взаимопонимания учителя-предметника и ученика. Классное руководство складывается из организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Одним из ключевых факторов становления и формирования личности подрастающего ребенка является окружающая его социальная среда. Поэтому еще одной заботой классного руководителя становится организация взаимодействия воспитанников с внешкольными и внеклассными учебно-воспитательными заведениями, способствующими творческому личностному развитию учащегося. Неотъемлемым элементом окружающей ребенка среды является семья. А значит, в полномочия классного руководителя входит и содействие наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. В работе классного руководителя с родителями учащегося можно выделить пять основных функций: 1. «ознакомление родителей содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; 2. психолого-педагогическое просвещение (школьные конференции, родительские лектории, индивидуальные консультации, обзоры и выставки литературы для родителей, обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения и т.д.); . вовлечение в совместную с детьми деятельность; . корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности, профилактика формирования вредных привычек, правонарушений и т.д.); . взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет, Совет школы)». [98, с.215] Также педагог должен стремиться сформировать определенные жизненные позиции детей класса. Особое значение в этот момент приобретает информационный элемент, поскольку представленная и визуализированная средствами информационно-коммуникационных технологий информация оказывает на детей и подростков особое влияние в силу их возрастных особенностей: они эмоциональны и восприимчивы. Для школьников особенно важно то, как подается информация. На это обращал серьезное внимание В.А.Сухомлинский, который отмечал, что надо стремиться правильно подать суть фактов, чтобы ребята не только осмыслили, но и пережили истину [Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т1. М.: Педагогика, 1979]. Следуя этому напутствию выдающегося педагога, наша задача средствами информационно-коммуникационных технологий «оживить факты», подобрать такие примеры из разнообразия жизненных ситуаций, которые могли бы вызвать удивление, восхищение, заинтересованность, заставили бы учащегося задуматься, поразмышлять над полученной информацией. Поэтому нам представляется необходимым наличие знаний у учителей о понятии и возможностях использования информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса - средств воспитания, реализующих возможности информационно-коммуникационных технологий, применение которых ориентировано на достижение определенных целей (таких, например, как предоставление информации с целью просвещения и воспитания с привлечением технологий гипертекста, гипермедиа и мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением). Данные средства, на наш взгляд, могут использоваться и во многих областях воспитательного процесса. Необходимо только педагогу не забывать о ряде требований, предъявляемым к этим средствам, соблюдение которых позволит классным руководителям повысить эффективность применения средств информационно-коммуникационных технологий в воспитании школьников. Цель деятельности классного руководителя состоит в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Стремясь к достижению данной цели классному руководителю необходимо решать задачи: ¾ формирование и развитие коллектива класса; ¾ создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; ¾ формирование здорового образа жизни; ¾ организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; ¾ защита прав и интересов обучающихся; ¾ организация системной работы с обучающимися в классе; ¾ гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; ¾ формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; ¾ организация социально значимой творческой деятельности обучающихся. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Профессия любого педагога, в том числе и классного руководителя, характеризуется более или менее подробными перечнями педагогических компетенций, которые определены, например, для классного руководителя в Приложении к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. №21 «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений». 1. «Организационно-координирующие: - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; - установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); - проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; - взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организация в классе общеобразовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общеобразовательного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). 2. Коммуникативные: - регулирование межличностных отношений между обучающимися; - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические: - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; - определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные: - контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися. Эти перечни педагогических компетенций можно рассматривать лишь как необходимый набор профессиональных компетенций среднестатистического педагога России. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценить на основании двух групп критериев: результативности и процесса деятельности.
Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся)» .
Знание цели и задач деятельности классного руководителя позволяет понять особенности применения средств информационно-коммуникационных технологий в его деятельности и указать перечень компетенций входящих в состав его ИКК. Систематизируем возможности средств информационно-коммуникационных технологий для решения классным руководителем поставленных перед ним задач и представим наше видение сущности информационной компетентности классного руководителя. На наш взгляд можно выделить следующие компетенции классного руководителя. При решении организационно-координационных задач средства ИКТ в деятельности классного руководителя могут быть использованы: 1. для рассылки сообщений родителям с электронной почты с целью реализации педагогического и психолого-педагогического консультирования и обеспечения связи общеобразовательного учреждения семьей. . для размещения необходимой информации на страницах Web-сайта образовательного учреждения в целях 1) информирования родителей по вопросам реализации учебно-воспитательного процесса; 2) педагогического и психолого-педагогического просвещения родителей. 3. в качестве компьютерных методов диагностики учащихся, способствующих выявлению особенностей организации образовательного процесса, соответствующих оптимальному развитию положительного потенциала личности каждого ученика класса. 4. для создания презентационных материалов для выстраивания субъект-субъектных отношений в ученическом и педагогическом коллективе класса. . в целях организации деятельности в системе дополнительного образования с использованием ИКТ-технологий. . для организации форума сайта образовательного учреждения как частного случая взаимодействия педагогов с каждым учеником и коллективом класса в целом. . для ведения электронного документооборота в деятельности классного руководителя. При решении коммуникативных задач средства ИКТ в деятельности классного руководителя могут быть использованы: 1. для проведения родительских собраний в форме Интернет-конференций. 2. для создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint и их применения в целях регулирования межличностных отношений обучающихся и содействия общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса. При решении аналитико-прогностических задач средства ИКТ в деятельности классного руководителя могут быть использованы: 1. для формирование электронных личных дел учащихся (персонифицированная информация, информация об учебе и внеучебной занятости, информация о движении учащегося в системе непрерывного регионального образования) средствами пакета 1С Хронограф в целях быстрого доступа к данной информации и формирования внутришкольной отчетности на электронных носителях. 2. для обработки данных и представления результатов в виде таблиц и диаграмм, отражающих динамику развития индивидуальных особенностей учащихся, что облегчает работу по определению состояния и перспектив развития коллектива класса. При решении контрольных задач средства ИКТ в деятельности классного руководителя могут быть использованы: 1. в качестве средств информирование родителей о результатах контроля посещаемости.
Таким образом, ИКК классного руководителя предполагает, что он умеет пользоваться современными техническими средствами, владеет приемами работы с информационно-коммуникационными технологиями и способами их эффективного применения в своей профессиональной деятельности, что в свою очередь, существенно меняет и облегчает характер осуществления им организационно-координирующей, коммуникативной, аналитико-прогностической и контрольной деятельности.