Ещё в годы Второй Мировой Войны, лёгкие танки считались безнадёжно устаревшими. Однако после её окончания выяснилось, что единственной бронетехникой, которая может быть десантирована с самолёта и поддержать десантников в бою являются как раз лёгкие танки и списывать их в утиль преждевременно. Правда потребовалось радикально пересмотреть концепцию этих машин и усилить их огневую мощь. Таким образом конструкторы начали думать над некими гибридами обычных танков и лёгких.
Одним из ярких представителей этой категории стало изделие под индексом «Объект 906Б», разработанное с прицелом на нужды Воздушно-десантных войск (ВДВ). Этот танк представляет собой удивительное сочетание передовых технологий, высокой мобильности и огневой мощи, что делает его идеальным решением для выполнения задач в условиях ограниченного пространства и высокой динамики боевых действий.
В данной статье мы детально рассмотрим конструкцию и характеристики Объекта 906Б, его потенциал в контексте современных военных конфликтов, а также почему эта машина так и осталась лишь на чертёжных досках.
Пояснительная записка
Волгоградский тракторный завод известен своими разработками в области военной техники. Именно здесь, в местном конструкторском бюро, была создана вся линейка боевых машин десанта, а ранее завод выпускал БТР-50. Легкая плавающая техника – вот специализация ВГТЗ. Особое место занимает танк ПТ-76, которому еще в начале 60-х годов начали искать замену, спустя всего десятилетие после начала его серийного производства. Новая машина должна была превосходить предшественника по всем параметрам: более крупный калибр орудия, усиленная броня, более мощный двигатель и меньшая масса. Кроме того, танк должен был обладать возможностью десантирования с парашютом. По сути, это был своего рода прототип БМД, созданный на основе максимальных характеристик.
Далее представлена пояснительная записка к проекту экспериментальной машины Объект 906Б, разработка которого была утверждена в июле 1962 года. Машина разрабатывалась на базе опытного образца Объект 906 и значительно отличалась от него. Например, экипаж был сокращен с 3 до 2 человек, что является весьма спорным решением. Не менее удивителен отказ от водометов на плавающей машине, а также размещение воздухозаборника на крыше башни. Вероятно, концепция строилась вокруг одной цели – создать максимально компактный танк. Это удалось, но машина оказалась невостребованной. В октябре 1962 года был создан ходовой макет, который так и остался в единственном экземпляре. Авторы некогда совершенно секретной пояснительной записки – главный конструктор ВГТЗ И. В. Гавалов и ведущий конструктор темы Ю. М. Сорокин. Текст приводится без сокращений, с необходимыми расшифровками.
Краткая пояснительная записка к проекту лёгкого плавающего авиадесантируемого танка
Введение
Основным принципом компоновки, определяющим размеры и расположение отсеков танка, стало использование водоизмещения всего объема танка (корпуса и башни), а не только корпуса, размещение отделения управления механика-водителя в башне, а также организация системы забора воздуха на крыше башни для раздельного питания экипажа, двигателя и системы охлаждения.
Конструкция танка более компактна, чем у объекта 906, что позволило уменьшить высоту и длину бронированного корпуса. В носовой части корпуса расположены топливные баки, кассеты для пушечных выстрелов, аккумуляторы, контейнер для сбора стреляных гильз и, частично, запасные части, инструменты и принадлежности (ЗИП).
В средней части корпуса, на общей вращающейся платформе, размещены боевое отделение и отделение управления, аварийный люк, электрооборудование системы зарядки аккумуляторов, противопожарное оборудование, система воздухопуска, орудийный ЗИП и личное имущество экипажа.
В кормовой части находится моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с силовым блоком, состоящим из двигателя УТД-20 и гидромеханической трансмиссии (ГМТ), гидроприводом управления, бескассетным воздухоочистителем, подогревателем с маслобаком и системой охлаждения двигателя и ГМТ.
Плавающий танк имеет дифференцированное распределение объемов для обеспечения необходимого водоизмещения и запаса плавучести. Полный объем танка составляет 15,036 м3. Общий объем, необходимый для обеспечения водоизмещения, распределяется следующим образом:
а) корпус – 70%;
б) башня – 25%;
в) ходовая часть – 5%.
Новая форма и площадь проекций брони позволяют существенно снизить боевой вес танка.
Корпус
Броневой корпус имеет прямоугольное поперечное сечение высотой 750 мм с вертикальными бортами, выполненный из броневой стали марки 2П.
Носовая часть корпуса наклонена под углом 55° к вертикали, кормовая часть имеет переменную наклонность.
Надгусеничные полки выполнены в виде полых коробок из тонколистового материала, заполненных пенопластом ПС-Б (беспрессовый).
Размещение механика-водителя в башне и установка малогабаритного силового блока позволили уменьшить высоту и длину корпуса по наибольшему периметру, где листы имеют наибольшую толщину (носовые, бортовые и кормовые), что привело к наибольшему выигрышу в весе.
Выбранная форма отличается простотой изготовления и уменьшает длину сварных швов. Небольшое количество вырезов под люки значительно увеличивает жесткость конструкции.
Лобовая проекция корпуса обеспечивает защиту от пробития пулей Б-32 калибра 14,5 мм с дистанции 150 м, а бортовая (вся) – от пули Б-32 калибра 7,62 мм с дистанции 150–200 м.
Башня и вооружение
Башня представляет собой комбинацию двух объемных фигур: передняя (лобовая) часть имеет коническую форму, а бортовая – трапециевидную.
Размеры башни в горизонтальной плоскости значительно развиты, занимая у основания всю ширину корпуса.
Высота башни изменяется, при этом она существенно уменьшена на отдельных участках за счет следующих основных конструктивных решений:
- вынос оси цапф пушки вперед и приведение пушки на линию заряжания при угле возвышения +30°, что позволило понизить кормовую часть башни;
- использование цельноштампованной крыши с небольшими отверстиями под люки;
- увеличение диаметра погона, что устранило ограничение угла возвышения и позволило разместить отделение механика-водителя, а также уменьшить высоту башни в лобовой части;
- установка пушки цапфами в гнезда, приваренные непосредственно к корпусу башни, и минимальный размер амбразуры (320 х 300 мм) без громоздкой рамки.
Конструкция башни упрощена и выполнена сварной из стальных броневых листов марки 2П с переменными углами наклона к вертикали по периметру.
Лобовая проекция башни обеспечивает защиту от пули Б-32 калибра 14,5 мм с дистанции 100 м, а бортовая и кормовая проекции рассчитаны на защиту от пули Б-32 калибра 7,62 мм со всех дистанций.
Танковая пушка Д-58, спаренная с пулеметом СГМТ, устанавливается в башне при помощи цапф в соответствующие гнезда амбразуры.
Амбразура закрывается маской, бронестойкость которой соответствует бронестойкости лобовой проекции башни.
На маске имеются амортизаторы для ограничения углов вертикального наведения и проточки с уплотнительными элементами, предотвращающими проникновение внутрь свинцовых брызг и воды. Снаружи маска закрыта чехлом из негорючей водонепроницаемой ткани.
Слева от пушки установлен комбинированный бесподсветочный прицел типа ТПНБ-2.
Установка прицела типа ТПНБ-2, помимо удобства в работе, улучшает боевые характеристики вооружения:
- отсутствие подсветки (громоздкие выступающие осветители с приводами);
- компактность расположения прицельных устройств;
- малый вес;
- устойчивость к воздействию ударной волны.
По левую руку от командира-наводчика находится механизм поворота (МПГ), отвечающий за горизонтальную наводку, оснащённый индикатором азимута и подпружиненной боевой шестерней с разъёмом. Диаметр погона башни составляет 2152 мм. Наверху башни установлены два воздухозаборных короба с поворотными жалюзи диффузорного типа.
В задней части башни предусмотрено отверстие для монтажа выдвижного понтонного устройства с приводом, а также для установки и снятия механизма заряжания орудия. Этот механизм рассчитан на размещение 23 снарядов для пушки Д-58.
К крыше и боковым стенкам башни приварены раструбы кольцевого воздуховода, обеспечивающего охлаждение и питание двигателя.
Вращающиеся башенки командира-наводчика и механика-водителя имеют схожую конструкцию и представляют собой люк-лаз с отверстием диаметром 480 мм.
Башенки оборудованы призматическими приборами наблюдения, стандартизированными для использования на танке. Башня оснащена вращающейся подвесной платформой диаметром 1900 мм, в центре которой размещено вращающееся контактное устройство ВКУ-519.
Отделение управления
Справа от пушки танка находится автономное, подвижное отделение управления, которое опирается на две шариковые опоры: верхняя – башенка с приборами наблюдения и люком, нижняя – погон с ВКУ на платформе боевого отделения.
В отделении управления расположены: водительское сиденье, рычаги и педали управления, центральная панель приборов, воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов, нижняя шариковая опора с ВКУ-519, инструменты и другое оборудование. Для обеспечения постоянного положения водителя и приборов наблюдения башенки предусмотрено карданное передаточное устройство, обеспечивающее кинематическую связь с погоном башни.
Приводы управления подразделяются на три группы: задающие, распределительные и исполнительные механизмы. Задающие механизмы расположены в отделении водителя и включают в себя: переключатель скоростей, рычаги поворота, а также педали горного тормоза и подачи топлива.
Распределительные и исполнительные механизмы находятся в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) и на трансмиссии.
Кинематическая передача от задающего механизма к распределительному, осуществляемая во время движения отделения механика-водителя по кругу из-за вращения башни или во время стоянки, реализована с помощью передаточного шестерёнчатого механизма (ПШМ).
ПШМ представляет собой набор ведущих, паразитных и ведомых шестерён, установленных на шариковых опорах платформы боевого отделения. Ведущие и ведомые шестерни блока оснащены поводками: первые соединены с задающими органами управления, а вторые – с механизмом распределения.
Все органы управления танком воздействуют на гидравлическую систему (за исключением подачи топлива и горного тормоза), что обеспечивает минимальное усилие при управлении и автоматизацию.
Моторно-трансмиссионное отделение
В задней части корпуса расположен силовой блок, состоящий из двигателя УТД-20 завода №77 и гидромеханической трансмиссии.
Этот блок длиной 1500 мм крепится в трёх точках с использованием амортизаторов, что обеспечивает высокую жёсткость узла, точную и постоянную соосность двигателя и коробки передач, исключая влияние деформаций днища и передачу вибрации на корпус.
Система охлаждения двигателя и гидромеханической трансмиссии – эжекционная, закрытого типа, размещена по бортам корпуса и имеет на выходном тракте (диффузоре) клапанную систему для герметизации во время плавания.
Отработанные газы при работающем двигателе во время плавания, с помощью двухходового крана, направляются непосредственно в воду, минуя эжектор.
Между моторной перегородкой и двигателем под крышей корпуса расположены: одноступенчатый автоматический воздухоочиститель типа ВТИА, не требующий обслуживания, и подогреватель двойного действия, предназначенный для подогрева силового блока перед запуском и для охлаждения системы охлаждения машины забортной водой при движении на плаву с отключенными эжекторами. Бортовая передача – планетарная, соосная с грузовым валом гидромеханической трансмиссии.
Топливная система
Топливная система состоит из передних топливных баков ёмкостью 315 литров, баков-стеллажей ёмкостью 300 литров и топливной магистральной системы. Все баки имеют общий расходный бачок ёмкостью 7 литров, расположенный в корпусе топливоизмерителя и крана, размещённых в МТО на моторной перегородке. Распределительный кран соединён с топливоизмерителем, показывающим количество топлива в подключённой группе баков. Заправка системы осуществляется через заливные горловины баков, расположенные в носовой части корпуса.
Топливо, поступающее в двигатель, предварительно подогревается в котле обогрева.
Ходовая часть
Катки диаметром 670 мм с дисками из алюминиевого сплава, общим количеством 12 штук, по 6 катков на борт. Гусеница мелкозвенчатая, сайлент-блочная, с общим количеством траков 192 на машину. Подвеска гидропневматическая, позволяющая опускать и поднимать танк на 280÷250 мм, а также регулировать жёсткость подрессоривания с помощью гидропривода управления. Сборка подвески, опорных катков и поддерживающих роликов – блочная, не требующая подгоночных работ.
Электро- и противопожарное оборудование
Принципиальная схема электро- и противопожарного оборудования характеризуется малой длиной проводов, кабелей, небольшим количеством осветительных и других приборов, а также трасс магистральных трубопроводов УАППО.
ЗИП
Запасные инструменты и принадлежности отличаются уменьшенным ассортиментом и количеством, перевозимым на танке.
Система воздухозабора и вентиляции
Забор атмосферного воздуха для питания двигателя, системы охлаждения и вентиляции башни осуществляется по принципиально новой схеме.
Свежий воздух проходит через два воздухозаборника с поворотными диффузорными жалюзи, расположенными на крыше башни, и направляется в кольцевой воздухопровод корпуса, попадая в МТО с герметичной моторной перегородкой.
Погон башни и кольцевой воздухопровод корпуса оснащены неподвижными уплотняющими устройствами, управляемыми единой пневматической магистралью автоматики, предотвращающими попадание воды при движении на плаву и используемыми в системе противоатомной защиты (ПАЗ). Забор и нагнетание атмосферного воздуха при активированной ПАЗ для экипажа танка осуществляется вентилятором сепаратного типа с фильтрами от биологических и химических отравляющих веществ (БОВ и ХОВ), расположенным в кормовой части башни на опорном кольце погона. При движении на плаву воздух забирается из воздухозаборника на крыше башни.
Большая площадь входа свежего воздуха (2114 х 600 мм) в МТО положительно влияет на вентиляцию, обдув двигателя и других агрегатов танка.
При движении на плаву в морских условиях предусматривается установка складывающихся резинотканевых труб на входные отверстия воздухозаборников, а также размещение на данных трубах топовых огней.
Таким образом, наличие двух раздельных воздуховодов для экипажа и МТО эффективно решает задачу защиты от БОВ и ХОВ во всех режимах работы танка.
ПАЗ
Биологическая защита от проникающей радиации при действии на радиоактивно заражённой местности, обеспечивающая возможность пребывания в зоне заражения с уровнем радиации 300 рентген-час, существенно усовершенствована за счёт следующих конструктивных решений:
- компактное размещение членов экипажа в башне;
- экранирование отсека экипажа металлоёмкими агрегатами, узлами, горюче-смазочными материалами и боеприпасами;
- установка ножевого устройства для среза заражённого верхнего слоя почвы по всей ширине машины.
Полная защита экипажа от радиоактивной пыли, химических и бактериологических отравляющих веществ обеспечивается двумя изолированными друг от друга воздуховодами для МТО и башни с высокоэффективными фильтрами на нагнетающем вентиляторе.
Вышеперечисленные меры позволяют экипажу танка находиться в радиоактивно заражённой местности с кратностью ослабления радиации не менее чем в 4 раза.
Плав
Для движения танка по суше, а также преодоления водных и болотистых преград используется единый движитель – гусеничный.
Отказ от специального водомётного движителя позволил уменьшить металлоёмкость трансмиссии и системы управления, упростить конструкцию танка и снизить потери водоизмещения корпуса. Для обеспечения максимальной скорости движения на плаву и повышения КПД гусеничного движителя предусмотрен ряд конструктивных решений:
- установка гидродинамических кожухов на корпусе;
- применение глубокого трака объекта 906 с доработкой, обеспечивающей увеличение силы тяги на воде без увеличения веса и ухудшения характеристик движения на суше;
- подтягивание ходовой части с равномерным натягиванием гусеницы для исключения потерь мощности на перемотку;
- уменьшение сопротивления внешнего обвода танка.
С целью проверки ходовых качеств модели «906Б», имеющей водоизмещающий объём башни, ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ) в марте 1962 года провело модельные испытания в бассейне гравитационного типа, получив удовлетворительные результаты.
Для регулировки дифферента и водоизмещения на плаву предложена новая конструкция с использованием пространства между бортовыми стенками башни и механизмом заряжания пушки для выдвижного понтонного устройства. Задняя часть понтона служит дополнительной бронезащитой башни от пули Б-32 калибра 7,62 мм с любого расстояния. Выдвижной понтон имеет неподвижное уплотняющее устройство в проёме кормовой части башни, управляемое единой пневматической магистралью автоматики. Понтонное устройство позволяет стабилизировать изменение статического дифферента танка во время плавания, вызванное расходом топлива, боеприпасов и другими факторами.
Обзорность
Пространства, не просматриваемые членами экипажа танка, соответствуют общепринятым тактико-техническим требованиям. Значительно улучшена обзорность механика-водителя как на суше, так и на плаву благодаря расположению смотровых приборов в башенке на крыше башни. Управление танком из вращающейся башни не представляет особых затруднений для механика-водителя, имеющего опыт вождения бронетанковой техники, и не требует длительного обучения.
Заключение
В новом лёгком плавающем танке представляется возможным без коренных переработок повысить тактико-технические характеристики за счёт следующих мероприятий:
— установить взамен танковой пушки Д-58 пусковое орудие для
управляемых и неуправляемых ракет с целью снижения веса и увеличения
огневой мощи танка;
— улучшить тактические качества танка за счёт установки нового
быстроходного, более мощного, многотопливного двигателя ЗТД конструкции
завода № 75;
— наличие малогабаритного силового блока системы охлаждения, блочных агрегатов и узлов даёт возможность на базе нового танка использовать идею унифицированного шасси для изготовления семейства специальных авиадесантных боевых машин, входящих в бронетанковое соединение, с целью увеличения автономности действия на оперативном просторе.
К ним относятся:
— быстроходная, высокопроходимая боевая машина пехоты (БМП) на 10-12 человек с активным ведением огня на ходу всем десантом, оснащённая орудием типа «Копьё»;
— быстроходная, высокопроходимая боевая инженерная машина (БИМ) с размещением 2,5 тонны горючего (заправщик), лебедки, крана, ножевого устройства самозакапывания и др. ремонтное оборудование;
— быстроходная, высокопроходимая боевая машина для транспортировки и запуска тактических ракетных комплексов или целой группы установок противотанковых ракет типа «Малютка» или «Овод».
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/obekt-906b-lyogkij-tank-dlya-vdv-predelnyh-parametrov/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉