Византийский император Константин Багрянородный в своём историко-географическом трактате «Об управлении империей» скупо сообщает своим читателям о неком «Золотом береге» Чёрного моря, не сообщая о нём более никаких подробностей, полагая, что люди и так хорошо о нём осведомлены:
«Расстояние по побережью моря от реки Дунай до реки Днестр 120 миль. От реки же Днестр до реки Днепр 80 миль, так называемый "Золотой берег"».
Странно о таком читать, когда описанный императором участок побережья Чёрного моря представляет собой голую степь, лишённую каких-либо полезных ископаемых, тем более золота. И сейчас этот край, несмотря на наличие крупных городов и посёлков, выглядит малоприглядно ввиду высоких осыпающихся суглинистых берегов, окрашивающих морскую воду в коричневый цвет. Даже для туристического бизнеса это далеко не «Золотой берег», несмотря на открытость южному солнцу.
Однако во времена Константина Багрянородного, а это Х век нашей эры, указанный в трактате участок побережья Чёрного моря без особого преувеличения действительно был «золотым» благодаря обилию находимых людьми изделий из золота, без труда ими извлекаемого из суглинистых берегов. Более того, местные жители занимались золотым промыслом и в последующие столетия, что вызывало пристальный интерес как у учёных, так и у чиновников. Из отчётов экспедиций конца XIX века можно было вычитать о «технологии» добычи презренного металла местным населением:
"Это они делают следующим образом: влезают в воду, берут лопаткой со дна лимана слой песку и выбрасывают его, как наносный, в сторону; со вторым слоем поступают точно также, третий же осторожно промывают на лопатку и очень часто находят одну или несколько золотых вещиц; если в третьем слое ничего не окажется, то они берут четвертый и этим заканчивают свои поиски в одном месте и переходят к другому; если встречаются в воде камни, то они всегда их переворачивают, так как под ними обыкновенно находили золотые вещи".
Как видим, речь идёт не о золотом песке, а о вещах, промысел которых, к сожалению, продолжается и сейчас. Долгое время происхождение изделий из золота на указанном выше участке побережья Чёрного моря объяснялось обилием затонувших здесь в древности греческих кораблей. Со временем это не только подтвердилось, но и дополнилось новыми фактами. В частности, археологами был обнаружен древнегреческий город Ольвия, считавшийся одним из богатейших полисов на всём Чёрном море. Город был основан в VI веке до нашей эры на берегу Днепро-Бугского лимана недалеко от современного Очакова в Николаевской области. На протяжении столетий полис успешно развивался и богател за счёт экспорта зерна в другие греческие полисы. Однако повышение уровня Чёрного моря и усиление мощи его штормов привело к размыву берегов, сложенных из того же суглинка, и постепенному разрушению древнего города. Подобная участь постигала и другие греческие полисы не только на Золотом берегу, но и в других районах Чёрного моря.
Ольвия была невероятно богатым городом. Об этом свидетельствуют находки непосредственно на территории сохранившейся части города. Например, в ходе археологической экспедиции 1842 года учёными у основания местного Акрополя без лишних трудовых затрат были обнаружены золотые монеты, ожерелье, серьги, лавровый венок и перстень весом в 45 граммов. Примечательны находки учёных в греческих гробницах, изобилующих простыми безделушками из золота. Сохранившиеся надписи полиса свидетельствуют о наличии в городе золотых статуй богини Ники, массово установленных в поселении.
Но стоит понимать, что одного, пусть и очень большого, города мало для того, чтобы превратить участок берега Чёрного протяжённостью 80 миль в Золотой берег. И здесь свой вклад внесли те самые древние корабли, которые, будучи гружёнными твёрдой валютой, спасаясь от погони пиратов, не могли сразу причалить к порту Ольвии, терпели крушение, пытаясь пришвартоваться в гаванях более мелких полисов. Этим объясняется изобилие золотых и серебряных монет в водах Чёрного моря за десятки километров от Ольвии. Благодаря подобным катастрофам в древности местные жители в начале XIX века частенько находили на берегу небольшие серебряные слитки вскоре после бурь на море.
Немаловажный вклад в богатство пустынного берега внесли и скифы, которые интенсивно торговали с жителями Ольвии. Скифы хоронили своих почивших родственников и вождей в курганах, которые мы и сейчас в большом количестве можем наблюдать в Крыму. А в курганы для хорошей загробной жизни помещали не только привычные им предметы своего быта, но и, конечно же, драгоценности. И чем выше статус умершего, тем больше богатств оказывалось в его усыпальнице, при этом курган старались разместить на максимально видном для всех месте, например, на берегу того же Чёрного моря. Берег размывался, и курган со всеми своими богатствами осыпался прямо в морскую пучину, пополняя казну Посейдона.
Такие скифские захоронения цепочкой тянулись вдоль побережья Чёрного моря. Некоторые из них, будучи созданными вдали от берега, сохранились до сих пор, в частности знаменитая курганная группа «Сто могил» недалеко от Ольвии. К моменту их изучения экспедицией Мурзакевича большая их часть была разграблена, однако и то, что сохранилось, весьма впечатлило учёных мужей.
Понятно, что количество обнаруживаемых здесь золотых вещей с каждым годом становится всё меньше и меньше, но во времена Константина Багрянородного изделия из золота, да и серебра, были здесь в таком изобилии, что дали ему повод назвать берег как возле Ольвии, так и всё его протяжение от Днепра до Днестра «Золотым берегом». Ни один другой участок побережья Чёрного моря не может и не мог похвастаться наличем такого изобилия ценных предметов эпохи античности.
Рубрика "Загадки Чёрного моря":
______________________