Добрый день!
Будучи моряком, трудно игнорировать существование Соединённых Штатов - страна большая, промышленность мощная, активно ведёт торговлю с другими государствами, в том числе - морем. Если ваши рейсы проходят за границей и, особенно, если ваша компания - иностранная, то велики шансы рано или поздно попасть в американские порты.
Режим въезда/выезда в США строже, чем в других странах, и оформление американской визы часто превращается в лотерею - дадут или нет?
Туристы забивают форумы вопросами, где и когда лучше подавать документы, как не ударить в грязь лицом перед офицером в посольстве, а вдруг спросят что-то эдакое и что же делать, если отказали? Почти что паника - вдруг я так и не увижу огни Бродвея, а ведь так хотелось!!!
Но моряки, прибывающие в Штаты - не туристы, им туда нужно по делу - приехать на своё судно, на работу. Поэтому для них есть и специальная виза, и свои нюансы. Давайте их рассмотрим.
Уточнение!
Всё нижесказанное НЕ относится к морякам, работающим только во внутренних водах США (на портовых судах, например) - это уже работа в самой Америке на постоянной основе, как трудовой мигрант (хотя, как я слышал, туда берут только граждан). Нас интересуют "залëтные" моряки, чьи суда просто заходят в американские порты.
- Виза
Как и для всех граждан не-безвизовых с США стран, морякам этих государств (России, например) нужна виза. Но специальная.
Знакомьтесь - виза C1/D, где C-1 - транзит через США в третьи страны, а D - экипажи морских судов/самолётов.
Основная задача визы - въезд в США для присоединения к своему экипажу, если смена происходит в одном из их портов. Других действий (приехать в гости/учиться/начать путешествие по стране) она не предполагает.
По C1/D можно находиться в стране не более 29 дней подряд (например, на случай, если вы приехали, а судно задержалось на внешнем рейде из-за непогоды). Для граждан России виза выдаётся сроком на 2 года (хотя для граждан, например, Филиппин - на 10 лет).
Часто в оформлении помогает компания-работодатель, которая попросит у моряка набор документов и анкету, а потом сама всё отправит, запишет на собеседование и организует поездку в посольство. Кто-то делает сам через платные конторы.
Знаю как минимум один случай, когда человек делал C1/D абсолютно самостоятельно. Для этого он предоставил в посольство подписанный контракт и другие документы, подтверждающие его работу в море.
Процесс собеседования в посольстве выглядит точно так же, как и с другими визами. Как правило, интервью проходит быстро и без особых сложностей.
При первом получении, когда виза делалась компанией "на всякий случай", меня спросили только одно: "Какая у вас должность на судне?"
И всё, approved. Второй раз, когда было точно известно, когда и куда надо ехать, спросили чуть больше:
- Какая у вас должность на судне?
- Как называется ваше судно?
- В каком порту планируется смена экипажа?
- У вас никогда не было проблем с законом?
Заняло пару минут с учётом печатания на компьютере.
Есть ли прецеденты, что в C1/D отказывают? Да, иногда бывает. В основном - потому что не собрали нужные документы, или все родственники заявителя уже уехали в Штаты нелегалами. Хотя иногда отказывают и без видимых причин, но реже.
- Прибытие самолётом
В аэропорту - стандартный погранконтроль. На руках, помимо паспорта с визой, чаще всего нужно иметь:
- Мореходную книжку (англ. Seaman's Book)
- Судовую роль (англ. Crew List), где данный человек отмечен как член экипажа конкретного судна.
- Гарантийное письмо от компании, подтверждающее, что именно этот гражданин едет на такое-то судно, с приложенными контактами судового агента в порту
Моряков достаточно часто просят пройти на отдельную беседу в офис пограничников - это абсолютно нормальная ситуация. С туристическими, учебными и рабочими визами народу много, а С1/D встречается у пассажиров реже (чаще - у экипажей прибывших самолётов). Им нужно убедиться, что вы действительно моряк и приехали для смены, а не чего-то ещё.
В офисе ещё раз посмотрят бумаги и отпустят. В крайнем случае - позвонят агенту и, уточнив детали, пропустят дальше.
- Прибытие морем
Вот тут другая ситуация. Вы уже на борту и ваше судно прибыло в американский порт. Пограничники поднимутся на борт, когда судно уже будет пришвартовано к терминалу.
Как правило, приходят 3-5 человек из CBP (Погранично-таможенная служба).
Всех людей на борту попросят подойти в одно помещение (часто - кают-компанию), где будет face-control: нужно подойти по очереди к офицеру с паспортом в руках, он его посмотрит и поставит штамп.
Но штамп не в паспорт, а в специальную форму, называемую Crewman's Landing Permit (Разрешение на сход на берег для члена экипажа). В народе именуется просто Shore Pass.
Shore Pass заполняется заранее, формы можно распечатать с сайта СBP (форма I-95), или использовать чистые бланки, оставленные офицерами на борту в прошлый раз (оставят, если попросить).
Помимо стандартной информации, нужно указать свой адрес в США: пишем название компании, предоставляющей судового агента.
В пустое поле пограничник поставит штамп, подтверждающий наличие визы C1/D (считаться будет въездом по D). Если у человека на борту нет визы - ничего страшного, ему просто поставят другой штамп, где будет кратко написано "Сход на берег запрещëн", и он не сможет пойти в...
- Увольнение на берег
Если есть возможность, многие моряки в перерывах между вахтами хотят сойти на берег в порту, чтобы съездить в магазин, попробовать местную пищу или просто погулять. Когда на руках есть Shore Pass с отметкой, разрешающей landing - со стороны государства вопросов больше нет, остальное - на усмотрение капитана и властей порта.
Капитан не возражает и администрация терминала согласна (а они могут запросто и не разрешить)? Тогда можно идти. Почти всегда перемещение внутри порта пешком запрещено, поэтому организуется водитель с пропуском на терминал, который и будет везти в город. Так что Uber вызвать не получится.
Чаще всего, машину организует судовой агент, которому нужно позвонить заранее. Средняя цена за туда-назад - около 20 долларов с человека.
Всё зависит от порта и агента, предоставляющего транспорт. Могут брать деньги с каждого пассажира, могут сразу за всю машину. Иногда заламывают до 300-400 долларов, и, даже если ехать вчетвером, получается дорого.
Водитель или спрашивает, куда отвезти, или везёт сам - многое зависит от личной вредности:
"Друг, знаешь, даунтаун далековато отсюда... А хотя ладно, поехали."
© водитель в Хьюстоне
Или вот:
"Значит так, я вас отвезу к одному моллу. Всех. В другие места не поеду. Дальше - делайте, что хотите. Заберу в одно время. Только не надо тут никуда теряться, окей?"
© водитель в Бомонте
А дальше - магазины, кафешки, парки, улицы. В назначенное время водитель заберёт вас и отвезёт обратно в порт.
Важный момент: При сходе на берег моряк должен взять с собой Shore Pass и ксерокопию паспорта. Сам же паспорт предписано оставить на судне.
Морякам без визы сход на берег закрыт, за исключением случаев, требующих неотложную медицинскую помощь и угрожающих жизни. Исключение составляют "неинкорпорированные территории США" - например, остров Гуам. Они находятся под управлением США, но не являются их частью. На некоторые из них виза не требуется вообще. Но именно на континентальную часть Штатов, Аляску и Гавайи виза нужна обязательно.
Но есть один вариант, когда ступить на американскую землю без визы можно, не уезжая в больницу. Об этом ниже.
- Смена в порту без визы
Приехать в американский порт без визы, чтобы сесть на судно, НЕЛЬЗЯ. Но, при стечении обстоятельств, домой из него без визы уехать МОЖНО.
Компании крайне неохотно решаются на такой шаг - это очень сложно устроить, и местные власти ОЧЕНЬ неохотно соглашаются на такое.
На такую смену пойдут, если у моряка уже идёт долгая переработка (сидит на судне 8 месяцев, при контракте в 5-6), либо срочно требуется долгое лечение, и ему нужно ехать домой как можно скорее.
При этом других вариантов сменить его в обозримом будущем не должно быть - планируется долгий переход; или дрейф в течении месяца, а потом - как получится и.т.д. Иными словами, или сейчас, или вообще непонятно когда.
Если судно пойдёт дальше, например, в Коста-Рику и будет там через неделю, то вопрос о смене в США никто прорабатывать не будет - сменят в Коста-Рике и всё.
Правда, американские власти, в зависимости от порта, могут наотрез отказать в смене моряку без визы.
Но если уж они согласятся, должны соблюдаться некоторые условия:
- Лица, убывающие с судна, должны покинуть территорию США в кратчайшие сроки. В идеале - первым рейсом, на который можно успеть.
- Необходимо сразу после схода на берег ехать в офис пограничной службы и оформить бумагу, разрешающую выезд из страны без визы.
- Сразу ехать в аэропорт и улететь as soon as possible.
Часто человеку (или нескольким людям), таким путём покидающему США, выделяется сопровождающий офицер, который будет с ним неразлучно до самого пограничного контроля в аэропорту. На всякий случай.
Кто-то называет это депортацией, но это не так. При получении визы в будущем будет учитываться факт такого выезда, но, так как всё было оформлено правильно, негативных последствий быть не должно.
Спасибо за внимание!
Заходите ещё!