Найти в Дзене

Первый самолет

Считается, что первый в мире самолет изобрели американцы братья Райт, и произошло это 17 декабря 1903 года. Их успешный полет на аппарате тяжелее воздуха стал переломным моментом в истории авиации, открыв эру аэронавтики. Однако более чем за два десятилетия до этого в России отставной офицер, моряк и изобретатель Александр Федорович Можайский разработал и испытал свой летательный аппарат. Оснащенный паровыми двигателями, крыльями, шасси и винтами, он стал одной из первых в мире попыток создания самолета. Но долгое время имя русского изобретателя оставалось в тени, а его заслуги были забыты. Из моряков в авиаторы Александр Федорович Можайский родился в 1825 году под Выборгом в семье лейтенанта флота, а в будущем адмирала, Федора Можайского. С детства мальчика готовили к карьере на флоте. В 10 лет он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В то время этим легендарным учебным заведением руководил знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн. Помимо навигации кадеты изучали ко

Раньше братьев Райт почти на четверть века

Считается, что первый в мире самолет изобрели американцы братья Райт, и произошло это 17 декабря 1903 года. Их успешный полет на аппарате тяжелее воздуха стал переломным моментом в истории авиации, открыв эру аэронавтики. Однако более чем за два десятилетия до этого в России отставной офицер, моряк и изобретатель Александр Федорович Можайский разработал и испытал свой летательный аппарат. Оснащенный паровыми двигателями, крыльями, шасси и винтами, он стал одной из первых в мире попыток создания самолета. Но долгое время имя русского изобретателя оставалось в тени, а его заслуги были забыты.

Из моряков в авиаторы

Александр Федорович Можайский родился в 1825 году под Выборгом в семье лейтенанта флота, а в будущем адмирала, Федора Можайского. С детства мальчика готовили к карьере на флоте. В 10 лет он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В то время этим легендарным учебным заведением руководил знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн. Помимо навигации кадеты изучали кораблестроение – именно эти инженерные знания впоследствии помогли Можайскому в его изобретательской деятельности.

-2

Флотская карьера Можайского складывалась вполне успешно – он ходил по Северному и Балтийскому морям. Однако были в его службе и трагические события, которые неожиданно изменили его судьбу. Он оказался в составе экипажа фрегата «Диана», потерпевшего крушение у берегов Японии из-за цунами. Чтобы вернуться на родину, морякам пришлось строить новое судно. Именно в Японии Можайский, наблюдая за полетом традиционных воздушных змеев, загорелся идеей создания летательного аппарата.

Странный барин

Однако воплотить свою мечту в жизнь Можайский смог лишь годы спустя. В 1863 году, после сокращения флота из-за Крымской войны, он вынужденно ушел в отставку. Это событие стало поворотным – теперь он мог полностью посвятить себя авиации.

Человечество давно мечтало покорить небо. К концу XIX века в воздух уже поднимались воздушные шары и дирижабли, но все они относились к так называемым аппаратам «легче воздуха». Сама мысль, что громоздкие механические конструкции с двигателями – да еще с людьми внутри – смогут когда-то покорить небеса, казалась современникам чудачеством.

Именно таким «чудаком» и прослыл Александр Можайский, поселившийся после женитьбы в селе Котельниково Вологодской губернии. Дни напролет он изучал птиц, охотясь сам и покупая у крестьян тушки для своей коллекции. Каждое крыло им тщательно измерялось, описывались его аэродинамические свойства и особенности конструкции. Эти данные стали основой для расчетов параметров искусственного крыла, способного поднять человека в воздух.

Первые полеты

В 1869 году, после трагической гибели младшего брата, Можайский переехал в его имение под Винницей. Здесь он перешел от расчетов к практике. Его первый летательный аппарат напоминал гигантского воздушного змея – под огромными крыльями располагался фюзеляж с корзиной на колесах. Конструкцию привязывали к упряжке лошадей, сам изобретатель занимал место в корзине, и тройка мчалась с горы. Аппарат ненадолго отрывался от земли и даже парил в воздухе по несколько минут. Однако эти опыты сложно было назвать полноценным полетом. Зато Можайский сделал важный вывод – лошадиной силы для разгона недостаточно, а для дальнейших экспериментов нужны куда более серьезные ресурсы. Пора было отправляться в столицу.

Грант на изобретение

Можайский начал свои эксперименты с создания уменьшенных моделей будущего самолета, которые он называл «летучками». Конструкция представляла собой лодочку-фюзеляж с одной прямоугольной несущей поверхностью, закрепленной под углом. Движение обеспечивали три воздушных винта, работавших от часовой пружины.

Публичные испытания моделей проводились в Михайловском манеже, где некоторым образцам действительно удавалось отрываться от пола и преодолевать почти всю длину зала.

Работы Можайского привлекли внимание. В 1877 году изобретателю представилась возможность лично продемонстрировать свой проект военному министру Дмитрию Милютину. Идея получила одобрение – на дальнейшие разработки было выделено 3 тысячи рублей – сумма, сопоставимая с годовым жалованием высокопоставленного чиновника. Однако, по расчетам Можайского, этих денег было недостаточно, требовалось около 19 тысяч рублей. Изобретатель был вынужден искать дополнительные источники – привлекал частных инвесторов, вкладывал личные средства от доходов с имения и преподавательской деятельности. В 1879 году он вернулся на военную службу, заняв должность преподавателя в Морском кадетском корпусе.

Жар-птица

В 1882 году Александр Можайский завершил работу над своим «летательным снарядом», который он назвал «Жар-птица». Конструкция состояла из лодкообразного фюзеляжа с четырехколесным шасси, двух прямоугольных крыльев размахом свыше двух метров, обтянутых лакированным шелком, и трех четырехлопастных винтов. Управление осуществлялось двойным рулевым механизмом.

Два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил для аппарата были изготовлены в Англии по чертежам Можайского. Изобретатель радикально переосмыслил конструкцию двигателей, создав полые детали по аналогии со строением птичьих костей, что позволило значительно снизить вес.

По замыслу Можайского, самолет мог бы садиться на воду. Его тип фюзеляжного самолета на 30 лет опередил зарубежных конструкторов.

Отрыв от земли

Испытания «Жар-птицы» прошли 20 июля 1882 года на военном поле под Красным Селом. Можайскому было уже 57 лет, поэтому управление доверили помощнику изобретателя, молодому механику Балтийского завода Ивану Голубеву. Для взлета была сооружена специальная наклонная дорожка.

-3

«Жар-птица» успешно оторвалась от земли, преодолев, по разным данным, от нескольких десятков до сотни метров. Однако при посадке аппарат потерял равновесие – крыло задело землю, что привело к повреждению конструкции и травме пилота.

Несмотря на аварию, это событие стало эпохальным – впервые в истории аппарат тяжелее воздуха с человеком на борту совершил управляемый полет. И хотя скептики утверждают, что аппарат Можайского не смог полноценно взлететь, но и первый полет братьев Райт длился всего 12 секунд, а закончился повреждением крыла.

Потерянное наследие

После повреждения «Жар-птицы» Александр Можайский продолжал упорно работать над совершенствованием своего летательного аппарата, однако военное ведомство утратило интерес к его разработкам. Финансирование проекта было прекращено. Можайский скончался 21 марта 1890 года, не дожив до полета братьев Райт 13 лет.

После смерти изобретателя «Жар-птица» долгие годы гнила под открытым небом в Красном Селе. Затем ее перевезли в вологодское имение Можайского, где она была уничтожена пожаром 1895 года. Двигатели и прототипы, хранившиеся на Балтийском заводе, также были утрачены. На долгие десятилетия наследие Можайского было забыто.

Первый русский авиатор

В советский период имя Александра Можайского было возвращено из забвения. А сегодня его роль как одного из пионеров авиации получила всеобщее признание. В знак уважения к достижениям изобретателя его именем названа Военно-космическая академия в Санкт-Петербурге.

Научное наследие Можайского оказало большое влияние на развитие авиастроения в России. Предложенная им фюзеляжная конструкция самолета стала основой для будущих разработок отечественных авиаконструкторов. В то время зарубежные инженеры ориентировались на бипланную бесфюзеляжную схему братьев Райт и отказались от нее лишь после Первой мировой войны.

Александр Можайский шел своим, оригинальным путем, предвосхитив многие конструкторские решения XX века. И если сегодня российские самолеты продолжают бороздить небо, то в этом есть и частица гения того самого отставного морского офицера, который осмелился бросить вызов земному притяжению.