Найти в Дзене
Душа Авто

ПАЗ-3205 Как Автобус Пережил Сам СССР

Признавайтесь, кто в детстве или юности ездил в этих коробочках на колесах? Тот самый ПАЗик, который громко урчал, гремел всем, чем можно, но при этом упорно таскал людей из пункта А в пункт Б, несмотря ни на что. Сегодня мы заглянем под капот точнее, в салон и под раму легендарного ПАЗ-3205 автобуса, который стал символом целой эпохи и, как оказалось, может служить чуть ли не вечно. Знаете, что самое забавное в конструкции ПАЗ-3205? Привод стеклоочистителя позаимствован у ЛиАЗа! Типичная советская унификация если деталь подходит, зачем изобретать велосипед? Крутится же! Сев за руль, первое, что бросается в глаза, а точнее, в руки это многооборотистая баранка. Чтобы развернуть этого 7-метрового богатыря, нужно покрутить руль как следует! Хотя, справедливости ради, гидроусилитель тут уже есть не каменный век. Рождение Легенды: Мечты и Реальность Плановой Экономики А знаете, когда началась история ПАЗ-3205? Еще в 1972 году! Павловский автобусный завод задумал не просто обновить старичк

Признавайтесь, кто в детстве или юности ездил в этих коробочках на колесах? Тот самый ПАЗик, который громко урчал, гремел всем, чем можно, но при этом упорно таскал людей из пункта А в пункт Б, несмотря ни на что. Сегодня мы заглянем под капот точнее, в салон и под раму легендарного ПАЗ-3205 автобуса, который стал символом целой эпохи и, как оказалось, может служить чуть ли не вечно.

ПАЗ-3205
ПАЗ-3205

Знаете, что самое забавное в конструкции ПАЗ-3205? Привод стеклоочистителя позаимствован у ЛиАЗа! Типичная советская унификация если деталь подходит, зачем изобретать велосипед? Крутится же!

-2

ПАЗ-3205
ПАЗ-3205

Сев за руль, первое, что бросается в глаза, а точнее, в руки это многооборотистая баранка. Чтобы развернуть этого 7-метрового богатыря, нужно покрутить руль как следует! Хотя, справедливости ради, гидроусилитель тут уже есть не каменный век.

ПАЗ-3205
ПАЗ-3205

Рождение Легенды: Мечты и Реальность Плановой Экономики

А знаете, когда началась история ПАЗ-3205? Еще в 1972 году! Павловский автобусный завод задумал не просто обновить старичка ПАЗ-672, а создать целое семейство: городские, пригородные, полноприводные для бездорожья! И даже экскурсионные с большой площадью остекления. Звучит амбициозно и правильно! Но грянула реальность плановой экономики. Мечты о разнообразии разбились о необходимость срочно выпускать хоть что-то стандартное и простое. Так и появился в итоге "универсальный солдат" ПАЗ-3205 без полного привода и экскурсионных версий, зато массовый.

ПАЗ-672
ПАЗ-672

Если вы думаете, что ПАЗик это просто коробка на колесах, вы глубоко ошибаетесь! Его основа это рама гениальной в своей простоте конструкции. Представьте себе два мощных швеллера стальных балки, идущих от носа до кормы. Причем передние – меньшего сечения (чтобы было легче вписаться в поворот?), а задние – большего (чтобы выдержать толпу пассажиров!). Соединяет их сеть перемычек, создавая невероятно жесткую и прочную конструкцию. Кузов уже ставился на эту раму по вагонной схеме, частично интегрируясь, но основа – вот эти два стальных хребта. Надежность прежде всего! Это не игрушечный монокок.

Размеры? Скромные, по меркам больших автобусов:

  • Длина: 7 метров (вот почему он такой юркий в городе!).
  • Ширина: 2.5 метра (впритирку в некоторые арки).
  • Высота: 2 метра 88 см (почти 3 метра!).
  • База: 3.6 метра (расстояние между осями).

Но главное площадь остекления! Огромные окна обеспечивали водителю отличный обзор, а пассажирам возможность разглядывать окрестности. И форточки на ВСЕХ окнах! Кондиционер? Не, не слышали. Зато свежий ветерок всегда пожалуйста. Советский "климат-контроль" в действии.

Ходовая: Сборная Солянка по-Советски

Подвеска это отдельная песня про унификацию:

  • Задний мост: Достался по наследству от грузовика КАМАЗ (мощно!).
  • Задние рессоры: Тяжелые, упругие. Плюс корректирующие пружины чтобы автобус не клевал носом при торможении и не задирал его при разгоне (с его-то мощностью...).
  • Передняя подвеска: Позаимствована у ГАЗа (вероятно, ГАЗ-53). Знакомая, отработанная конструкция.
  • Рулевая и шкворни: А вот это уже от ЗИЛа! Представляете сборочный конвейер? Детали едут со всей страны.

Салон: Дружелюбный Тесняк на 53 Души

Заходишь внутрь и понимаешь: высота пола – 87.5 см (ступенька приличная!). Зато высота потолка – 196.5 см – даже высокий человек не стукнется. И вот она, магическая цифра – 53 места! По нынешним меркам – теснота, но тогда – норма. Помните эти багажные полки над сиденьями? Туда втискивалось всё: от сумок до коробок с дачным урожаем. Минимум удобств, максимум функциональности.

Сердце Зверя: Восьмицилиндровая "Лошадка"

Под капотом (точнее, под полом в салоне у водителя) скрывалось бензиновое сердце двигатель ЗМЗ-672. V-образная "восьмерка", объемом 4.25 литра. Мощность? Скромные 115-120 лошадиных сил. Крутящий момент? 284.5 Нм это то, что позволяло ему тащить все 53 человека в горку, хоть и не быстро. Интерьер? Пластик, пластик и еще раз пластик. Практично, дешево, легко мыть. Никаких изысков.

Трогается ПАЗик обычно со второй передачи! Первая слишком короткая, для самых тяжелых условий. Максималка около 90 км/ч. И это еще надо было разогнаться! Но зато маневренность для своих размеров просто отличная! Короткая база и острый руль после пары оборотов позволяли объезжать ямы и втискиваться в узкие переулки. Настоящий городской трудяга.

ПАЗ-3205 пережил Союз, пережил лихие 90-е, и многие до сих пор на ходу. Пусть он трясет, пусть шумит, пусть медленный и неудобный по современным меркам но он СВОЙ. И в этом его главная ценность и неубиваемая харизма.