Найти в Дзене
Джедай из Шира

Почему "Водный мир" стал провалом Голливуда? Лучше бы они послушали Стивена Спилберга

Один из самых нашумевших голливудских фантастических фильмов — «Водный мир» 1995 года, действие которого происходит на Земле, почти полностью погрузившейся в море после таяния полярных льдов. В главной роли Кевин Костнер в образе стоического странника, известного просто как Моряк. В фильме показаны диктаторы-мореплаватели, погони на гидроциклах в открытом море и плавучие сообщества, пытающиеся выжить в этом постапокалиптическом будущем. Учитывая, что карьера Костнера была на взлёте (за его плечами были такие хиты, как «Танцы с волками», «Телохранитель» и др.), эта амбициозная картина вполне могла стать хитом. Однако «Водный мир» не смог завоевать признание критиков или большие кассовые сборы. Что же пошло не так и при чем тут Стивен Спилберг и Джосс Уидон? Это и разберем сегодня в статье! Истоки «Водного мира» можно проследить вплоть до австралийской постапокалиптической серии фильмов «Безумный Макс» режиссёра Джорджа Миллера с Мелом Гибсоном в роли грубого антигероя. «Безумный Макс»
Оглавление

Один из самых нашумевших голливудских фантастических фильмов — «Водный мир» 1995 года, действие которого происходит на Земле, почти полностью погрузившейся в море после таяния полярных льдов.

В главной роли Кевин Костнер в образе стоического странника, известного просто как Моряк. В фильме показаны диктаторы-мореплаватели, погони на гидроциклах в открытом море и плавучие сообщества, пытающиеся выжить в этом постапокалиптическом будущем.

Учитывая, что карьера Костнера была на взлёте (за его плечами были такие хиты, как «Танцы с волками», «Телохранитель» и др.), эта амбициозная картина вполне могла стать хитом.

Однако «Водный мир» не смог завоевать признание критиков или большие кассовые сборы.

Что же пошло не так и при чем тут Стивен Спилберг и Джосс Уидон? Это и разберем сегодня в статье!

Фильм начинался как откровенная пародия на «Безумного Макса»

-2

Истоки «Водного мира» можно проследить вплоть до австралийской постапокалиптической серии фильмов «Безумный Макс» режиссёра Джорджа Миллера с Мелом Гибсоном в роли грубого антигероя.

«Безумный Макс» породил целую линейку подражаний и плагиатов, а легендарный продюсер фильмов категории «Б» Роджер Корман, один из тех, кто работал в Голливуде был заинтересован в том, чтобы заработать на суровой и мрачной эстетике фильма.

Поэтому коллега Кормана Брэд Кревой встретился с тогда ещё начинающим сценаристом Питером Рейдером и предложил ему деньги за написание похожего сценария, но Кревой был против идеи Рейдера снять фильм на воде, а не в пустынной местности.

Рейдер всё же воплотил эту первоначальную идею в сценарий в 1986 году, но до 1989 года сценарий не продавался в Голливуде. Костнер и Рейнольдс присоединились к проекту в 1992 году, и Рейдер написал шесть или семь черновиков, прежде чем они заменили его своими сценаристами.

Сам Рейдер говорил, что из-за написания многочисленных черновиков он «выгорал» на проекте, и это стало предвестником будущих проблем.

Создатели фильма проигнорировали совет Стивена Спилберга

-3

Рейнольдс и Костнер сами по себе были опытными режиссерами к тому времени, когда началось активное производство "Водного мира", а Костнер получил премию "Оскар" за режиссуру и продюсирование "Танцев с волками".

Однако, когда они начали работать вместе над "Водным миром", к ним обратился режиссер-ветеран Стивен Спилберг, у которого были конкретные рекомендации по постановке, основанные на его собственном опыте работы над "Челюстями".

К несчастью для всех вовлеченных сторон, мудрые слова Спилберга были в значительной степени проигнорированы, что предвещало грядущую катастрофу.

Рейдер вспоминал, что Спилберг лично звонил съёмочной группе, чтобы предостеречь их от съёмок в открытой воде, а не на контролируемой площадке. По слухам, у Спилберга был неудачный опыт съёмок «Челюстей» за несколько лет до этого в условиях открытой воды, и он хотел, чтобы «Водный мир» избежал ошибок, которые он допустил.

Вместо этого «Водный мир» снимали в Тихом океане у побережья Гавайев, и большую часть основных съёмок пришлось проводить в непредсказуемых погодных условиях.

Костнер и Рейнольдс сильно поссорились во время постпродакшена

-4

У Костнера и Рейнольдса уже был опыт совместной работы до съёмок в «Водном мире», в том числе над фильмом 1991 года «Робин Гуд: Принц воров». Однако, несмотря на кассовый успех их последней совместной работы, они поссорились во время съёмок этого фильма из-за акцента Костнера, значимости Алана Рикмана и финальной версии.

После неудачного опыта сотрудничества они решили снова работать вместе над «Водным миром», но прежние профессиональные разногласия между ними вспыхнули с новой силой.

К моменту начала постпродакшена фильма творческие разногласия вспыхнули с новой силой, и Рейдер заявил, что Костнер дошёл до того, что не пускал Рейнольдса в монтажную. В конце концов Рейнольдс вообще отказался от участия в проекте, и в течение нескольких недель, предшествовавших выходу фильма, они не общались, что сделало рекламный тур действительно необычным.

Костнер и Рейнольдс привлекли сценаристов-конкурентов

-5

Первые признаки творческих разногласий между Костнером и Рейнольдсом проявились за несколько месяцев до начала основных съёмок.

За годы, прошедшие с тех пор, как Рейдер продал свой оригинальный сценарий, «Водный мир» претерпел несколько переписываний и к моменту присоединения Костнера и Рейнольдса насчитывал семь различных вариантов.

Сам Рейдер отошёл на второй план, а Рейнольдс решил, что в последующих версиях тон фильма должен быть более серьёзным, чем изначально задумывал Рейдер.

У Костнера и Рейнольдса были разные представления о том, каким должен быть «Водный мир». Рейнольдс склонялся к научно-фантастическим возможностям, наделяя Моряка жабрами, в то время как Костнер хотел более прямолинейного героя боевика.

Поскольку к началу основных съёмок сценарий ещё не был готов, Костнер, к огорчению Рейнольдса, привлёк своих сценаристов. Сообщается, что Костнер даже переписал свои реплики в середине съёмок, чтобы они соответствовали его видению фильма.

Изменчивая погода и смена декораций увеличили бюджет съёмок

-6

Предупреждение Спилберга съёмочной группе «Водного мира» о том, что нужно тщательно выбирать места для съёмок, оказалось пророческим и обошлось актёрам и съёмочной группе очень дорого.

Из-за плавучей съёмочной площадки актёры и съёмочная группа страдали от морской болезни, а сами декорации обошлись дороже, чем планировалось изначально, в том числе атолл, на строительство которого было выделено 1,5 миллиона долларов в итоге он обошёлся в 5 миллионов долларов.

Съёмки регулярно прерывались из-за сильного ветра, который мешал работе, а во время одной из сцен неожиданный шторм чуть не раздавил Костнера о корабельную мачту.

Во время основных съёмок на Гавайях проходящий ураган затопил атолл, из-за чего его пришлось поднимать со дна океана. Из-за непредсказуемых погодных условий и ветра съёмки были отложены, а в регионе приближался сезон ураганов, поэтому в октябре съёмочная группа переехала на побережье Калифорнии.

Из-за этих условий и задержек бюджет вырос до 175 миллионов долларов, при этом, по некоторым данным, первоначальный бюджет составлял 65 миллионов долларов, а по другим — чуть меньше 100 миллионов долларов.

Предложения Джосса Уидона по переписыванию сценария были в основном отклонены

-7

Помимо всех сценаристов, участвовавших в конкурсе, и многочисленных новых вариантов сценария, написанных после первоначального сценария Рейдера «Водный мир», во время съёмок к работе был привлечён Джосс Уидон, который помог переписать концовку фильма.

Ранее Уидон переписывал сценарии нескольких крупных голливудских фильмов, не указывая своё авторство, что принесло ему репутацию надёжного редактора. Однако опыт работы Уидона над фильмом «Водный мир», где он также делился своими знаниями, оказался для сценариста гораздо более неблагодарным.

По словам Уидона, в финальном акте «Водного мира» «не было воды» в сценарии, и всё время, пока он работал над проектом, он делал заметки со слов Костнера.

Уидон утверждал, что остальные члены съёмочной группы считали идеи и вклад Костнера в сюжет неприкосновенными, а его семинедельное участие в производстве «ничего не дало». Уидон отметил, что добавил в сценарий «Водного мира» несколько каламбуров и сцен, но не смог посмотреть фильм целиком, потому что он «вышел слишком плохим».

Во время съёмок фильма несколько ключевых членов съёмочной группы покинули проект

-8

Из-за закулисных конфликтов, непомерно высокого бюджета и крайне неблагоприятных погодных условий несколько ключевых членов съёмочной группы покинули проект в разгар съёмок.

Поначалу для съемок потребовалось более 500 человек, но плохие условия труда и затянувшийся график съёмок привели к ряду незапланированных увольнений.

Члены съёмочной группы были измотаны из-за длительного периода съёмок, травмы были частым явлением из-за того, что протоколы и процедуры безопасности финансировались недостаточно по сравнению с остальной частью бюджета.

В августе 1994 года художник-постановщик Питер Чесни и специалист по спецэффектам Кейт Стейнберг были вынуждены покинуть съёмочную площадку, а вскоре после этого производство покинул первый помощник режиссёра Алан Кёртисс.

Фильм подвергся жёсткой критике ещё до выхода в прокат

-9

Из-за растущего производственного бюджета, проблем с закулисной деятельностью и отставания от графика основных съёмок «Водный мир» приобрёл дурную славу за несколько месяцев до выхода на экраны.

Новостные издания сравнивали «Водный мир» с предыдущими фильмами «Иштар» и «Врата рая», которые также были дорогостоящими проектами с низкими кассовыми сборами и негативными отзывами критиков.

Эти широко распространившиеся негативные отзывы помогли настроить общественность против «Водного мира» за несколько недель до выхода фильма, что, несомненно, повлияло на его кассовые сборы в кинотеатрах.

«Водный мир» в итоге собрал в прокате более 260 миллионов долларов, но даже с учётом международных кассовых сборов «Водный мир» всё равно не окупил затраты с учётом расходов на маркетинг и дистрибуцию.

Однако за годы, прошедшие с момента премьеры в кинотеатрах, «Водный мир» вышел на уровень рентабельности с учётом доходов от домашнего видео и лицензирования; однако его скандальная репутация никуда не делась.

А как вы относитесь к этому фильму? Если честно я в детстве его обожал и был очень удивлен, когда узнал, что он считается в голливуде неудачным.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)