Надеемся, что предпринимателей не пугает это серьёзное название. Для профилактики объясняем: обособленное подразделение — это часть компании с другим адресом, как филиал, но с функционалом поменьше. Приглашаем разобраться в этом получше.
Что такое обособленное подразделение
Предположим, компания из Москвы захотела выйти на новый рынок и увеличить продажи. Учредитель решает открыть офис в Люберцах и нанять туда несколько сотрудников — так образуется обособленное подразделение.
Обособленное подразделение — это часть юридического лица, которая работает по другому адресу в ЕГРЮЛ. Это может быть офис, склад, переговорная комната или другое помещение.
Как правило, обособленные подразделения открывают для сотрудников, которые работают не по юридическому адресу компании. Закреплять возможность создания обособленных подразделений в уставе не нужно — их можно будет открыть сколько угодно в любой момент.
А вот для удалёнщиков открывать обособленное подразделение не нужно — их место работы не под контролем работодателя, поэтому есть особый порядок трудоустройства дистанционных сотрудников.
Обособленное подразделение могут открыть только организации, у ИП обособок быть не может: они вправе работать по другому адресу без регистрации в налоговой.
Признаки обособленного подразделения
Обособленное подразделение должно соответствовать двум условиям:
1. Создано как минимум одно стационарное рабочее место
Стационарным рабочим местом считается место, созданное на срок более одного месяца. При этом оно должно быть оборудованным — иметь все условия для исполнения трудовых обязанностей.
Для образования ОП достаточно всего одного сотрудника, устроенного по трудовому договору.
2. Рабочее место находится по адресу, отличающемуся от юридического
Основное местонахождение организации — это её юридический адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Помещение с другим адресом (отличается город, улица или дом) считается территориально обособленным.
Даже если вы открываете второй офис в соседнем доме, ФНС считает это поводом для регистрации ОП.
Например, компания из Москвы решает открыть склад в доме у одного из учредителей в том же районе. Туда трудоустраивают двух охранников — возникает обособленное подразделение.
Но если охранники не трудоустроены, а находятся там по договору ГПХ, то ОП можно не регистрировать.
Оформление обособленного подразделения в учёте
Об открытии обособки нужно уведомить налоговую в течение месяца.
Отчётность по обособленному подразделению в большинстве случаев ничем не отличается от отчётности по головному подразделению. Исключение: при создании ОП нужно подавать отчёт по форме 6-НДФЛ отдельно по «голове» и отдельно по «обособке».
При закрытии обособленного подразделения ИФНС по месту нахождения головной организации также нужно уведомить. Сделать это следует в течение трёх дней.
Штрафы и санкции
Последствия возможны в двух случаях
- Если опоздали с заявлением о регистрации обособленного подразделения, тогда компании грозит штраф 200 ₽, должностным лицам — от 300 до 500 ₽.
- Если вообще не открыли обособленное подразделение (хотя по требованиям подходите), тогда компании грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 ₽.
Чем обособка отличается от отдела
Главное отличие в том, что отдел находится по основному адресу компании. Поэтому для его открытия не нужно уведомлять налоговую и сдавать отчётность.
Обособленное подразделение и филиал: в чём разница
Филиал с обособкой путают чаще. Но если ОП просто существует по другому адресу и не обладает никакими полномочиями, то филиалы или представительства могут исполнять функции самой организации.
Возможность создания филиала должна быть закреплена в учредительных документах компании, а решение подтверждается всеми участниками организации.
Филиал отличается большей самостоятельностью: его считают отдельным юрлицом, заносят в ЕГРЮЛ и разрешают вести отдельную коммерческую деятельность.
Кроме того, с открытием первого филиала, организация автоматически слетает с УСН и переходит на ОСНО. А вот с ведением бухучёта у филиала проще: его вести не нужно.
У филиала обычно есть отдельный расчётный счёт, у ОП он тоже может быть, но его открывают редко.
Обособленное подразделение, в отличие от филиала, не может выполнять представительские функции, например, защищать коммерческие интересы основной компании в суде.
Филиалы обычно открывают для развития бизнеса в других регионах, на существенном расстоянии от главного офиса. Ведь простое обособленное подразделение сильно зависит от головной организации, не может нести ответственность и самостоятельно принимать решения.
Пример 1
Московская кофейня хочет открыть вторую точку возле новой станции метро. Важно сделать это быстро, так как известно о похожих планах конкурента.
В таком случае можно ограничиться созданием простого обособленного подразделения — расстояние от головного офиса небольшое, контролировать его несложно, а открыть проще.
Пример 2
Известный туристический магазин из Москвы планирует открыть несколько точек в регионах: в Санкт-Петербурге, Казани и в Сочи. Это позволит разнообразить ассортимент товаров, повысить узнаваемость и интерес покупателей, а ещё немного сэкономить на зарплатах сотрудникам в регионах.
Так как расстояние большое и точек несколько, лучше открыть филиалы — так они сами будут нести ответственность, облегчая жизнь головному офису.
***
Если у вас возникнут сложности с ведением бухгалтерии или понадобится разовая консультация — наша команда подхватит задачи и прояснит сложные моменты.
Чтобы узнать больше о возможностях сервиса, позвоните по телефону 88003337826 или оставьте заявку в форме ниже. Передайте заботы нам, чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на бюрократических нюансах.
За свежими новостями для предпринимателей переходите в наш Телеграм-канал ➡️ https://t.me/knopkanews. Публикуем важные новости для бизнеса и оперативно отвечаем на вопросы в комментариях.