Был и сельский магазин. Долгое время в нем работал Михаил Ильич Петухов. На крутом берегу пруда стояла кузница. В ней было три горна. При ней всю жизнь проработал замечательный кузнец, наделенный превосходным здоровьем и небывалым юмором, проживший большую жизнь – Цепелев Александр Михайлович. Одно время он работал на Орловском лесозаводе машинистом. Зимой, в самые лютые морозы здесь неразборчивый текст распиливали и кололи дрова, отбывая принудительные работы, а провинились они в том, что летом на лугах вылавливали чужих гусей и жарили их. И были за это осуждены. Так вот А.М. отворив дверь и как бы подманивая гусей, произносил: тичи-тичи! А парни ругались.
За кузницей, на берегу пруда лежали лодки, коротни, а на вешалах просушивались сети. Нашу водяную мельницу арендовали богатые мужики: Софронов Алексей Корнилович из дер. Мишаны. Его сыновья Михаил и Василий на огромных лошадях тяжеловозах отвозили домой хлеб возами с мельницы. Мы, мальчишки, бегая по улице деревни зимой, увидев боялись их страшных копыт (этих лошадей). Вот попадешь с санками под копыта лошади, тут тебе и капут. А возчини, сидя на огромных возах мило улыбались нам.
Другими арендаторами мельницы были наши богатые мужики: Кряжев Степан Исаевич, Кряжев Дмитрий Кириллович. В годы коллективизации мельница была передана колхозу. За деревней были два маслоделательных завода, вырабатывавшие льняное масло. Принадлежали они Кряжеву Максиму Ефимовичу и Кряжеву Александру Ивановичу.
В полях стояли ветряные мельницы. Их было несколько. Их хозяевами были Кряжев Степан Исаевич, Кряжев Дмитрий Кириллович, Федосимов Петр Емельянович, Толстоухов Егор (неразборчивый текст), Кряжев Кузьма Миронович. Дед Артемий имел также маленькую мельницу – столбянку. В детстве я был свидетелем того, как сгорела мельница Федосимовых. Была зима. Дед Емеля, подбросив дров в печку, ушел ужинать и вспыхнул пожар.
Вскоре все ветряные мельницы как-то незаметно и бесследно исчезли. Поля опустели. Стали люди пользоваться услугами водяной мельницы.
История возникновения нашей деревни такова. Когда-то в незапамятные времена проходили этими местами молодые мужики. Шли они из Казани, где они были волжскими бурлаками. Шли они лесами на свою родину, в родные пенаты, на «старину» - как они говорили. А где была их «старина», так никто и не ведал. Это были братья Исай, Ефим, Кирилл Семеновичи Кряжевы. Облюбовав эти места, они решили здесь обосновать новую деревню. Рассказывали, что они повесили свои котомки на сучья деревьев и стали рубить лес. Расчистив место, рубили избы, надворные постройки, амбары. Потом, уже зимой, перевозили семьи.
Их фамилией и была названа наша деревня – Кряжево, Кряжи. Позднее появились новые семьи Толстоуховых, Цепелевых, Тарасовых и др. Обществом был допущен на жительство в свое время мой прадед Петухов Иван Евграфович, бывший волостной писарь. Он сделал какое-то доброе дело «обществу» и был приписан к деревне. неразборчивый текст Дед же был крестьянином. неразборчивый текст Он располагал всем необходимым с/х инвентарем. Умело вел свое хозяйство. Был грамотен. Выписывал и читал «Крестьянскую газету». К тому же был сапожником. Работал в маленькой комнате, где пахло кожей и варом.
Самым большим домом в деревне (две избы) был дом Исаевых (Исая Семеновича). На кирпичном фундаменте, огромный двор. Рядом кирпичный амбар с дверью обитой жестью, выкрашенной зеленой краской. Через дорогу другой амбар, на стене которого была укреплена широкая доска, а на ней красовалась крупная модель парусного корабля с фигурками людей-кукол, - это память о Волге, где Исай Семенович был в молодости своей бурлаком. Живя в Казани, он поднял кожаную сумку с деньгами, которую утерял незадачливый приказчик одного казанского купца. Вернув потерянное хозяину, Исай Семенович получил вознаграждение. Я помню этого старика, прожившего 105 лет. До самой смерти он работал. Больной, лежа на лавке, плел лапти – незаменимую русскую крестьянскую обувь. За неделю наплетет он их много и в субботу рано утром, обвешавшись ими со всех сторон бредет в Кикнур на базар. неразборчивый текст Любил он ходить по полям во время жатвы. Идет полевой дорогой, заложив руки за спину, и непременно в кожаных сапогах, что было редкостью в то время, а по сторонам вжикают серпы. Жнецы его спрашивают: «Почему ты не жнешь, Исай Семенович?» - «Рекрут я, рекрут,» - благосклонно отвечал он неразборчивый текст
Так вот из-за этого бывшего вольного бурлака, Исая Семеновича, нас, жителей этой деревни, часто при ссорах с людьми из других деревень дразнили «Бурлаками», а нас, мальчишек, «бурлачонками»... Продолжение следует...
P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными
материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши
истории – это наша История!