Сначала стать дублером, а потом звездой экрана, произвести впечатление на Ленина или очаровать всех женщин страны? Для цирковых артистов нет никаких преград. Как в кино снимались знаменитые акробаты, наездники, клоуны и дрессировщики – читайте в нашем материале.
Маргарита Назарова – была дублершей, стала звездой
Хотя в 1954 году для съемок в фильме «Укротительница тигров» выбрали самых послушных воспитанников дрессировщика Бориса Эдера, основоположника цирковой дрессуры в нашей стране. Исполнительница главной роли Людмила Касаткина решила не испытывать судьбу и подходить близко к полосатым артистам отказалась. Так в кадре появилась ее дублерша, дрессировщица Маргарита Назарова – показывали ее только со спины или сбоку, чтобы не было видно лица.
На тот момент у Маргариты Петровны еще не было сольных номеров, и ей пришлось специально готовиться к съемкам, как и тиграм. Чтобы те ее слушались, Бори Эдер и его коллега Константин Константиновский, будущий муж Маргариты Назаровой, изображали «злых полицейских», а она доброго – кормила и успокаивала тигров.
Никита Хрущев посмотрел фильм и пришел в восторг от отважной красавицы Маргариты. В итоге родился «Полосатый рейс», где дрессировщица сыграла уже главную роль. Чтобы быть более убедительной на экране, она изучала актерское мастерство как вольнослушательница, у режиссёра Сергея Герасимова. В фильме звучит голос Галины Короткевич, а в некоторых сценах актрису дублирует ее… муж – чтобы меньше переживать за вторую половину.
Павел Есиковский – «Красные дьяволята» для Ленина
Вождь революции в 1923 году с удовольствием посмотрел фильм «Красные дьяволята» режиссера Иван Перистиани о событиях времен Гражданской войны. Главные роли в нем сыграли цирковые артисты Павел Есиковский, София Жозеффи и Кадор Бен Саиба.
Софья Жозеффи – эквилибристка на проволоке, акробатка в семейном номере вместе с отцом, братом и четырьмя сестрами. Кадор Бен Саиб, выходец из Марокко – акробат, боксер и иллюзионист. Павел Есиковский, которому на тот момент было 22 года – джигит, акробат-эксцентрик, партнер клоуна Лепома, выросший в цирке с самого детства.
По мнению Перестиани, только артисты цирка могли передать энергетику и накал страстей, предполагаемых по сюжету – профессиональные утонченные артисты дореволюционного кино с задачей не справились бы.
Аппаратура и техника в то время были незатейливыми, комбинированные съемки не практиковали. Поэтому артисты выполняли все трюки без страховки – например, шли по канату через горное ущелье на огромной высоте и прыгали со скалы. Из-за капризов оборудования трюки приходилось повторять по несколько раз.
После премьеры артисты цирка стали популярными киноактерами. Павел Есиковский даже на четыре года ушел из цирка в кино, но потом все-таки вернулся на манеж. На 5 лет он уезжал работать за границу, позже на родине работал под псевдонимом Пач-Пач. Но образ «дьяволенка» Мишки тоже успешно эксплуатировал – произносил его монолог, а затем выполнял джигитовку.
Владимир Довейко – летчик-ас, почти космонавт, «смеющийся паяц»
Акробат Владимир Довейко в цирке работал с 1931 года, а в годы Великой Отечественной войны стал чуть ли не личным врагом Геринга – тот приказал уничтожить «смеющегося паяца».
Довейко окончил три летных школы, на фронте был летчиком, и его фирменным знаком, пугавшим врагов, был нарисованный смеющийся клоун на бомбардировщике с надписью «За советское искусство». В 1950-е Владимира Довейко рассматривали в качестве кандидата в первый отряд космонавтов.
После войны он создал в цирке групповой номер «Акробаты-прыгуны с подкидными досками», аттракцион «Русь – краса дерзновенная». В 1993 году аттракцион «Романтики» завоевал высшую награду на Международном цирковом конкурсе в Сантьяго, а Довейко получил «Золотого клоуна» в Монте-Карло.
Кино стало еще одной любовью талантливого артиста. В 1973 году в фильме «Много шума из ничего» он сыграл роль Бораччио, приближенного Дона Хуана. Было много других и ролей – «Мишка принимает бой», «Всадники», «Чисто английское убийство», «Путешествие миссис Шелтон».
Евгений Майхровский – и шут, и гонец, и чудо-юдо
Знаменитый клоун Май снялся в нескольких фильмах. Очень это дело любил, и если бы у него было больше времени, послужной список был бы намного больше.
В его копилке – фильмы «Два дня чудес», «Тёща», в которых он появлялся в 1970-х. Самая интересная история связана с фильмом «Сказка о царе Салтане», снятом в 1966 году. Коллегами клоуна стали знаменитые актёры – Владимир Андреев, Олег Видов, Лариса Голубкина.
В классику Пушкина Майхровский добавил нового персонажа, шута. Режиссёр Александр Птушко увидел Евгения с его собакой на выпускном экзамене в цирковом училище и решил, что в фильме он обязательно должен сыграть эту роль. Союзгосцирк долго не хотел «делиться» молодым дарованием с кинематографом – на замену предлагали Олега Попова, Карандаша, Бориса Вяткина, но режиссер был непреклонен.
Кончилось тем, что будущий всенародно любимый клоун решил остаться в цирке, пока главк сам не даст разрешение на киноэксперименты. Когда он уже начал работать в цирке, от министерства культуры, которое тогда возглавляла Екатерина Фурцева, пришло разрешение, и Евгений Майхровский отправился в Севастополь на съемки «Сказки о царе Салтане». В итоге он скакал в кадре на лошади, играл шута, гонца, Чудо-Юдо. Роль его невесты досталась... супруге Наталье Ивановне Майхровской.
Мухтарбек Кантемиров – наездник из легендарной династии и завоеватель женских сердец
Мухтарбек Кантемиров – представитель второго поколения знаменитой династии наездников, сын осетинской легенды Алибека Кантемирова.
Мухтарбек Кантемиров начал работать в кино как каскадёр. В 1982 году режиссёр Юлий Гусман предложил ему главную роль в фильме «Не бойся, я с тобой!». Мухтарбек отлично с ней справился и воплотил на экране образ того самого настоящего мужчины, который приводил в восторг зрительниц. В этом фильме можно увидеть «Аланскую езду», элемент, когда наездник едет на двух скачущих лошадях.
Потом были и другие фильмы – «Русь изначальная», «Парк советского периода», «Марш-бросок», «Заложник», «В двух шагах от рая», и в 2011-м году роль в продолжении «Не бойся, я с тобой! 1919».
Юрий Никулин – две любви в одном
Фильмография Юрия Никулина огромна – его любят и как актера, и как неповторимого клоуна. Впервые он появился на экране в картине «Девушка с гитарой» в 1958-м году, но тогда сам от себя в восторг не пришел. Потом были и комедии, и драмы – всенародно любимые «Бриллиантовая рука», «Чучело», «Они сражались за родину» и многие другие. Но даже став известным актером, Юрий Никулин всегда отдавал приоритет цирку. Режиссеры подстраивали под него график съемок.
Очень много Юрий Владимирович рассказывал о кино и цирке в своих мемуарах «Почти серьёзно».
Когда Юрий Никулин снимался в фильме «Ко мне, Мухтар», выяснилось, что все пробуемые на роль собаки боятся студийного света и ветродуя, имитирующего снежный буран. Ситуацию спас пес Дейк, хозяином которого был знакомый Юрия Владимировича. Он не боялся ничего.
Когда летом во время досъемок семья Никулина пригласила хозяина Дейка вместе с собакой к себе на дачу, произошла забавная история. Три недели подряд по утрам пес будил актера в пять утра, чтобы тот вывел его на прогулку. Юрий Никулин похвастался хозяину собаки, что Дейк полюбил его как родного, на что тот посмеялся и ответил: «Каждое утро он будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет».