Найти в Дзене
Душа Авто

Болид в валенках, как советская "Нива" стала королевой ралли.

Знакомьтесь Lada Niva Poch. Названная в честь француза, который превратил советский вездеход в пулю. От ведра с болтами до грозы Дакара В 1977 году "Нива" (ВАЗ-2121) шокировала мир первый в мире серийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом! Надежная, проходимая но быстрая? Не совсем. Однако дух авантюризма витал в воздухе. Уже в 1978-м пять ! экипажей на почти стоковых "Нивах" отважились на адское ралли "Париж-Дакар". Представьте стандартные мосты, слабенький мотор против песков Сахары и профессионалов на монстрах. Две "Нивы" доползли до финиша! Это был подвиг, но и диагноз чтобы побеждать, нужно больше лошадей и крепче кости. Французский поцелуй для советской принцессы Тут появляется Жан-Жак Пок (Jacky Poch) французский гонщик и инженер с горящими глазами. Он увидел в "Ниве" не колхозный трактор, а потенциал. И заключил сделку: он берет "Ниву" и делает из нее гоночного зверя для Дакара-84. Так родился проект Niva Poch. Что же Пок и его команда вытворили с бедной "Нивой"?

Знакомьтесь Lada Niva Poch. Названная в честь француза, который превратил советский вездеход в пулю.

-2

От ведра с болтами до грозы Дакара

В 1977 году "Нива" (ВАЗ-2121) шокировала мир первый в мире серийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом! Надежная, проходимая но быстрая? Не совсем. Однако дух авантюризма витал в воздухе. Уже в 1978-м пять ! экипажей на почти стоковых "Нивах" отважились на адское ралли "Париж-Дакар". Представьте стандартные мосты, слабенький мотор против песков Сахары и профессионалов на монстрах. Две "Нивы" доползли до финиша! Это был подвиг, но и диагноз чтобы побеждать, нужно больше лошадей и крепче кости.

-3

Французский поцелуй для советской принцессы

Тут появляется Жан-Жак Пок (Jacky Poch) французский гонщик и инженер с горящими глазами. Он увидел в "Ниве" не колхозный трактор, а потенциал. И заключил сделку: он берет "Ниву" и делает из нее гоночного зверя для Дакара-84. Так родился проект Niva Poch.

Жан-Жак Пок
Жан-Жак Пок

Что же Пок и его команда вытворили с бедной "Нивой"?

  1. Сердце льва: Выбросили родной мотор. Вместо него влепили французский 2.7-литровый 16-клапанный "зверь" Mourrelle Simca-Jordi , родственник европейских Chrysler/Simca/Talbot!), выдававший безумные по тем временам 215 л.с.! Для сравнения: стоковая "Нива" имела около 75.
  2. Костяк богатыря: Увеличили базу и колею для устойчивости на бешеных скоростях. Титановые пружины роскошь в 80-е!, дополнительные амортизаторы, усиленные тормоза иначе не остановиться!, каркас безопасности кузов буквально вплетали в эту клетку.
  3. Диета чемпиона: Капот, двери, крышка багажника стеклопластик! Крыша облегченная. Окна плексиглас как на истребителях!. В салоне голый металл, два гоночных кресла и нет печки! (В Сахаре и так жарко, а вес лишний). Даже ручка двери имела отверстие для навесного замка! Самая надежная и дешевая сигнализация для сервисных стоянок в Африке. Гениально и по-колхозному!
  4. Интерьер космического корабля: Мощные дверные ручки чтобы не оторвало на ухабах, два самодельных бензобака запас хода святое, быстросъемная панель приборов для ремонта в полевых условиях, вся "торпеда" и блок предохранителей на металле. Никакого пластика!
-5

Цель была проста и дерзка доказать, что на базе доступной советской машины можно построить конкурентоспособного, выносливого и БЫСТРОГО (до 180 км/ч!) участника самых тяжелых ралли мира. Не просто доехать, а бороться за победу.

И ведь получилось! Звездные мгновения Niva Poch:

  • 1984, Ралли Атлас (Марокко): Классная победа! Первый звонок для соперников.
  • 1985, Баха-Монте-Бланкас (Испания): Еще один триумф в своем классе.
  • 1985, Ралли Алжир: Снова победа! Тренд налицо.
  • 1986, Дакар: Сенсационное 4-е место в общем зачете! На "доработанной Ниве"! Это был звездный час. Представьте физиономии пилотов на мощных "Ягуарах" и "Рейндж Роверах", которых обошла эта "жестянка" из СССР!
-6

Печальная статистика и бессмертная легенда

Всего построили 8 таких уникальных болидов. Выжили, дожив до наших дней, лишь 4. Тот, что в Екатеринбурге один из них, живая легенда. Трофейная защита на бамперах немые свидетельства боев с песками и камнями.

Эта "Нива" символ безумной инженерной смекалки, "гибрид" советской платформы и французского гоночного сердца. Это история о том, как из "ведра с болтами" (простите, фанаты!) и кучи энтузиазма родился чемпион, способный пулять по бездорожью под 200 км/ч. Увидев ее в музее, так и хочется не только потрогать (ох, эти стеклопластиковые двери!), но и мысленно врубить первую передачу, вдохнуть запах гоночного бензина и пыли Дакара... И вспомнить, что иногда самые крутые вещи рождаются на стыке культур, безумия и титановых пружин. Поехали!

-7