В 1998 году в Рязани обнаружили тело мужчины с огнестрельными ранениями. Погибшим оказался член одной из преступных группировок. Еще один человек был ранен. Убийца скрылся. Это один из криминальных эпизодов из девяностых, связанных с переделом сфер влияний в бандитской среде. Нашли убийцу и привлекли к ответственности спустя десятилетия.
Несмотря на давность совершения преступления, работа по уголовному делу не прекращалась: следователи второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет) СУ СК России по Рязанской области передопрашивали свидетелей, скрупулезно собирали недостающую информацию, и когда пазл сложился, выехали к подозреваемому в убийстве.
- Человек в молодости состоял в одной из группировок, совершил убийство, покушался еще на одну жизнь, с места преступления скрылся. С тех пор жил тихо, внимания к себе не привлекал: получил высшее образование, стал работать учителем труда в школе. Когда мы вышли на него, я ездил к нему, проводил обыск, допрашивал, и при общении было видно, что человек искренне раскаивается в содеянном, осознает, что жил неправильно… - рассказывает следователь по особо важным делам Константин Горбачев, - Этот случай – один из немногих примеров, когда совершивший преступление сознательно изменил образ жизни, закрыл для себя криминальный путь.
Впоследствии суд освободил этого человека от наказания - в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Но есть преступления без срока давности. Виновные несут ответственность, сколько бы лет ни прошло. Десятилетия скрывались, боялись, оглядывались, но потом неизбежные следствие, суд и колония.
- В соответствии с уголовным кодексом РФ истечение сроков давности являются основанием для прекращения уголовного дела. Но в отношении лиц, совершивших преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, суд вправе не применять данные положения уголовного кодекса. Недавно в суд направили дело по факту нападения на двух пожилых женщин в 1997 году, одной из них чудом удалось спастись, вторая была убита. У подсудимого весьма внушительный список преступлений, можно сказать, у него стиль жизни - убить, ограбить, украсть… Для него это привычно. Не думаю, что в рассматриваемом случае суд проявит снисхождение, - продолжает следователь.
Убил, сел в машину, уехал
Константин Горбачев в следствии 14 лет, начинал в УМВД по Рязанской области, в Следственный комитет перешел в 2011 году: десятки уголовных дел, все по-своему сложные и интересные, сотни допрошенных лиц - обвиняемые, свидетели, потерпевшие.
Среди них есть персоналии, которые настолько выделяются из общей массы, что память о них остается надолго.
- Один подследственный запомнился беспримерной жестокостью… Преступление бытовое: два бывших заключенных вместе выпивали, зашел разговор, связанный с отбыванием ими наказания в исправительной колонии, начался конфликт. Мужчина ударом ноги в голову сломал знакомому шейный отдел позвоночника. Потерпевший какое-то время еще был жив, но обвиняемый не дал вызвать врачей. Помещение, где разгорелась драма, находилось на первом этаже, так обвиняемый разобрал пол и стал там копать могилу, - рассказывает следователь, и тут же вспоминает спецназовца, убившего в 2016 году возле «Ленты» в Борках молодого человека.
Профессиональный спецназовец, прошедший множество войн, познакомился с женщиной, влюбился, купил ей салон красоты в Рязани, собирался приобрести машину. Во время осмотра машины между ним и потенциальным продавцом произошел конфликт. Парень что-то не очень приятное сказал о женщине и получил удар ножом.
- Задержали спецназовца только через несколько месяцев. Сразу после убийства мужчина уехал в Севастополь. На первых же допросах в Рязани он был правдив, ничего не скрывал, не юлил, так и говорил: «Я офицер, если это мое, значит мое. Да, я убил, сел в машину и уехал». Такое поведение запоминается.
В 90-е люди о многом умалчивали
Расследования преступлений прошлых лет имеют свою специфику. Есть дела, где в материалах имеются отпечатки пальцев или биологические следы, и со временем удается установить, кому они принадлежат. Но таких дел осталось мало, практически все они уже отработаны. Важнейшим аспектом при раскрытии преступлений была и остается работа с людьми.
- Девяностые - это все-таки специфическое время, многие тогда, став очевидцем преступления, боялись что-то рассказать. Сейчас людей передопрашиваешь и получаешь много информации, которой нет в материалах дела. На первоначальном этапе расследования свидетели умолчали о причастности к совершению преступления определенного лица, а теперь знают, что человека нет в живых или он по каким-то другим причинам стал для них уже не опасен, и рассказывают, как в действительности все происходило… Работа с людьми важна на любом этапе расследования уголовного дела, - отмечает Константин Горбачев.
Перепроверяют следователи и показания лиц, которых много лет назад подозревали в преступлениях, но в силу нехватки доказательств привлечь к уголовной ответственности не смогли. Сейчас на помощь приходит наука, и речь не только о ДНК-анализе.
- Есть в нашем производстве дело об убийстве в 1996 году. Человек давал признательные показания, потом отказался от них. Уголовное преследование было прекращено, мужчину отпустили. Спустя годы, изучив материалы дела, назначили ситуационную экспертизу, и эксперт заключил - действительно, те обстоятельства, которые изначально сообщил мужчина, кроме него знать больше никто не мог, то есть, он указывал такие подробности и детали, которые придумать было просто невозможно, и эти детали соотносятся с зафиксированной картиной преступления. Кроме того, даже по таким «старым» делам приходится проводить судебно-психиатрическую экспертизу. Эксперту необходимо определить состояние человека 30-летней давности, мог ли он пойти на преступление… - объясняет специфику работы следователь.
В ТЕМУ
В настоящее время в Рязанской области около полутора тысяч нераскрытых преступлений прошлых лет, и ни одно из них не остается без внимания. Весь объем дел сразу и одномоментно расследовать невозможно, но каждое из них в обязательном порядке изучают и исследуют.
- Раскрытие убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, изнасилования, конечно, является приоритетным, на особом контроле раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних. Но это не значит, что расследование других дел менее важно. Председателем СК РФ Александром Ивановичем Бастрыкиным нам поставлена задача - нераскрытых преступлений быть не должно, - подчеркивает Константин Горбачев.