В самом конце цикла об этом аниме я еще скажу об удачном подборе героинь и простоте взаимодействия с ними зрителей. Сегодня хочется добавить немного мыслей о типажах "рыцарь" и героинь, подобных Белоснежке. Подробно об этом я высказывалась в прошлой статье, в этой статье хочу подвести итоги и сделать это в ходе сравнения двух пар персонажей.
В этом аниме всех волшебниц можно разделить на три группы по тому, как они взаимодействуют друг с другом и играют.
Первая группа - это пары волшебниц, обычно имеющих тесную личную связь в обычной жизни или питающих друг к другу симпатию, уважение и находящимся в тесном сотрудничестве по причине высоких боевых и стратегических навыков у каждой девочки в паре.
Вторая группа - это ситуативное взаимовыгодное сотрудничество.
Третья группа - это одиночки, которые являются достаточно сильными и могущими вывезти бой с соперницами в одиночку, по характеру являющимися дерзкими, жестокими и неуживчивыми.
Про вторую и третью группу я скажу в финальной части. В первой группе находятся три пары волшебниц: Белоснежка и Дева (Дракон/Дракониха - в одном из переводов), сестра Нана и Зимняя темница, а также Быстрейшая и Риппл. Как говорились в прошлой статье, Риппл не является типичным рыцарем ни для Белоснежки, ни тем более для Быстрейшей, напротив в своей оригинальной паре они занимает более пассивную роль по сравнению с Быстрейшей, которая в силу более старшего возраста и своей открытой личности с активной позицией является в их паре заводилой и заботливой подругой. Впрочем между Быстрейшей и Риппл нет отношений по типу "ведущий - ведомый" или "руководитель - подчинённый", что является двойным переосмыслением архетипов и способа организации отношений и действий между девочками. Быстрейшая - это просто очень сильная физически и духовно девушка, яркий экстраверт и человек, играющий роль сэмпая (старшего товарища, наставника по началу) для Риппл, но последняя уже давно вышла из положения кохая (противоположность сэмпая) и является иногда голосом разума для Быстрейшей, демонстрирующей хладнокровие и стойкость перед лицом борьбы и всевозможных сложностей. В их последующих отношениях с Белоснежкой в общем-то работают те же паттерны, что были между Риппл и Быстрейшей только в куда более приглушённом виде.
Интересно, что Быстрейшая - одна из немногих волшебниц, которая как и Белоснежка, добровольно потратила много усилий на совершение добрых дел. Можно выстроить косвенный ряд девушек одного типажа: Быстрейшая, Белоснежка и Сестра Нана. Это волшебницы с теплой аурой, эмоциональные, чувствительные, добрые и самоотверженные, хотя у Белоснежки и Наны, конечно, намного больше общего, и они обе отличаются от Быстрейшей по некоторым качествам. Эти качества позволяют сказать, что Белоснежка и Сестра Нана являются примерами архетипа "девушка в беде", то есть теми, кого другие постоянно защищают, вызволяя из неприятностей. Для Сестры Наны "рыцарем" является Зимняя темница, в обычной жизни девушка по своему облику и характеру походящая на парня.
Интересно, что, если у Белоснежники на протяжении аниме появляются аж три защитника, то у Наны и в жизни, и в игре он один - близкий ей человек, в игре известный под личностью Зимняя Темница (Вайс Винтерпризен - наверное, единственный ник, который на английском звучит лучше, чем в русском переводе). Причем надо признать: как связка типажей "рыцарь" и "дева в беде" работает ярче и нагляднее всего именно на примере Наны и Вайс, тогда как Белоснежка и ее девушки-защитницы это не столько исследование оттенков подобной связи, сколько обыгрывание на их примере других тем и проблем, о которых я уже высказывалась в прошлый раз.
В самой первой статье цикла я говорила, что не помню всех героинь в достаточной степени, равно как и успела позабывала обстоятельства гибели нескольких из них. Так вот одна из них это Сестра Нана. Если другие волшебницы погибали кто по неосторожности, кто по собственной глупости, кто в силу проигрыша в схватке с более сильным или хитрым, затаившийся до поры до времени соперником, то Нана лишила себя жизни сама, перед этим находясь в сильнейшем шоке и отчаянии после гибели своей близкой подруги Вайс Винтерпризен. Она настолько зависела от неё и в реальной жизни, и в игре, что не предпринимала почти никаких попыток сделать что-либо стоящее в одиночку. За то нам несколько раз демонстрировали наивность и восторженность этой девушки, которая, к слову, в обычной жизни уже является студенткой, тогда как Белоснежка хотя бы еще учится в школе. Если переводить на наши реалии, она учится где-то в 9 классе, и в таком возрасте еще приемлемо сохранять детскую непосредственность и веру в мечты, как и стремление со всеми поддерживать хорошие отношения и стремится не попадать в обстоятельства, когда придётся бороться за себя в буквальном и переносном смысле.
В больший статье, где я сравнивала Мадоку и Белоснежку, последней я уделила много внимания и объясняла, почему такое, казалось бы, инфантильное поведение Каюки является реалистичным и в целом даже неплохим вариантом выживания.
Мне есть, что добавить к этому. Хоть Белоснежка и не сражается напрямую, но она пользуется своей силой, чтобы помогать людям вне игры. Она делает то, что может в тех обстоятельствах, использует свою силу на благо другим, раз уж у ней есть такая возможность и не пытается отсидеться в укрытии на протяжении игры. А вот про Нану так сказать, увы, нельзя.
Она же несколько раз порывалась заключать союзы и избежать вражды между девочками. Но по иронии не пыталась в достаточной степени сделать это с теми, кто с радостью бы на такое пошел (Быстрейшая и Риппл, Дева и Белоснежка, а также Немурин). Зато позволила заманить себя и свою лучшую подругу в логово к волшебницам, которых на тот момент возглавляла Плавучая. Хотя до этого уже были сведения о том, что с этими ребятами надо быть очень аккуратными, об этом же ей говорила и Винтерпризен. Однако Нана как маленькая девочка, которая кроме ванильных сказок больше ничего в жизни не видела, открыто пошла к этим волшебницам и даже не предложила подруге разработать какой-то план.
Также она несколько раз попадалась на развод Магикалоида, которая сбагривала ей какие-то нелепые девайсы за деньги и не слушала предостережений Винтерпризен. Нана - это та волшебница, которая в реальной жизни стала бы легкой жертвой для развода мошенников или скупала бы ненужный хлам из телемагазинов. По своему характеру в игре она еще слабее, чем Белоснежка. И если последняя - реверс версия Мадоки Канамэ, то Нана это пример того, что у Белоснежки могло бы быть всё еще хуже, если бы она настолько сильно полагалась на одного человека и не смогла бы понять важность адаптации к жестоким условиям, не выучилась бы стойкости и стремлению стать сильнее, научившись на горьком опыте личных потерь.
Сходства, как и принципиальное различие между Белоснежкой и Наной, также видны в их одеянии в мире игры и никах. Они оба показаны крайне женственными, нежными, воздушными, не способными к борьбе. Но Нана - это подчёркнутое смирение и мольбы к высшим силам и сильным соперникам, чтобы они смилостивились и пощадили, отказ от каких либо действий для хотя бы минимального усиления собственного положения. Сестра Нана - это монахиня, отрекшаяся не только от какой бы то ни было борьбы, но и человек, замуровавший сам себя в монастыре собственных идеалов, тогда как, Белоснежка из всеми известный сказки - девушка, живущая в лесу в окружении гномов и волшебных существ после изгнания из дворца, но умеющая вести хозяйство, дружить с жителями леса и готовая в определённый момент вступить в борьбу с посланцами мачехи (символ деструктивных сил большого города).
Если Белоснежка смогла продержаться так долго из-за своей силы, которая позволяла ей помогать другим (а мы знаем, что изначально тщедушный человек модет стать сильнее, если помогает тем, кто еще слабее), то Нана делает сильнее всех, кто попадает в поле её зрения. Это хорошая метафора того, что она отдаёт себя другим - и хорошим людям, усиливая их способности, и хищникам, позволяя им напитываться своей жертвенностью и благами. Единственная, на кого не действует сила Наны - она сама. Сама же по себе Нана ничего не смогла сделать не в игре, ни в обычной жизни. После гибели Винтерпризен она ломается, пристрастившись к алкоголю и наркотикам, и довольно быстро принимает решение выйти не только из игры, но и из жизни.