Интерпретацию классики выполнили авторы из 8‑й мастерской института «Ленпроект» Виктор Белов и Людвиг Гольдвассер — талантливые архитекторы, построившие в Ленинграде много замечательных зданий.
27 октября 1950 года проект дома был согласован на Градостроительном совете, хотя без споров не обошлось. Эксперт Владимир Крылов и архитектор Армен Барутчев настаивали на меньшем декорировании фасада со стороны проспекта, а также на ликвидации соединительного балкона на шестом этаже со стороны двора. Что же касается тогдашнего главы комитета по охране памятников Николая Белехова, то он предлагал вообще убрать шестой этаж с мезонинами.
Председатель совета Александр Наумов отстоял мезонины, но, чтобы добиться увязки с соседним домом, предложил сделать оформление фасада вдоль проспекта более скромным. Начальник экспертного бюро главного архитектурно-планировочного управления Михаил Савкевич сделал логичное замечание: «Зачем согласовывать фасад с соседним зданием? Необосновательно! Следующий за трехэтажным домом шестиэтажный носит нарочитую характеристику модернового плана, поэтому средний дом должен быть нейтральной вставкой, а этому новому дому можно дать сочное звучание неоклассицизма». Так удалось отстоять все элементы, задуманные авторами.
Еще до возведения дома у сада появилась монументальная ограда, в 1951 – 1953 годах был восстановлен зеркальный пруд. Автором ограды также выступил Людвиг Гольдвассер. Некоторые современные исследователи видят в ней сходство с оградой Ассигнационного банка на Садовой улице (сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный экономический университет), но ограда Выборгского сада все же другая и не менее самобытная.
Сам дом начали строить в 1952 году для расположенного рядом НИИ. В 1953 году архитекторы переделали проект облицовки фасада с бетонных плиток на керамические, поскольку застройщик не только учел пожелания Ленгорисполкома о внедрении качественной облицовки, но и заказал самую лучшую на тот момент — производства завода «Керамик». Этими керамическими плитками облицевали фасады (кроме дворового) со второго по шестой этаж.
Дом сдан в августе 1954-го и до конца года был заселен, причем одну из квартир на третьем этаже, выходящую на проспект, получил сам Гольдвассер. На первом этаже средней секции в соответствии с планировочным заданием разместился детский сад, имеющий свой отдельный выход в Выборгский сад.
Этот дом впоследствии был отмечен почти во всех путеводителях, в которых упоминалась Выборгская сторона. И везде говорилось, что он удачно завершил этот своеобразный участок.
Интересную оценку дает сооружению современный историк архитектуры Иван Саблин: «В основе использованного здесь мотива фасада — боковые окна римских терм (помещенные в щипцах), неоднократно использованные в памятниках классицизма. Самый яркий пример подобной композиции — Биржа в Санкт-Петербурге, завершению которой, очевидно, и подражали авторы здания. Но этот его дом решен исключительно скромно. Под арками термальных (полукруглых) окон помещены полуколонны ионического ордера превосходных пропорций, а между этими боковыми частями использованы лаконичные пилястры. Мягкие оттенки керамической облицовки, тонко прорисованные профили, удачно найденные пропорции — все это делает дом № 17 одним из лучших произведений послевоенной архитектуры в нашем городе».В архитектуре есть термин «мезонин», происходящий от итальянского слова mezzano — «средний». В классической версии он означает жилую надстройку над средней частью здания. Дом, о котором пойдет речь, замыкает собой Выборгский сад — он пятиэтажный, но его короткие боковые крылья имеют надстройки в виде шестого этажа, оформленные как мезонины.
Интерпретацию классики выполнили авторы из 8‑й мастерской института «Ленпроект» Виктор Белов и Людвиг Гольдвассер — талантливые архитекторы, построившие в Ленинграде много замечательных зданий.
27 октября 1950 года проект дома был согласован на Градостроительном совете, хотя без споров не обошлось. Эксперт Владимир Крылов и архитектор Армен Барутчев настаивали на меньшем декорировании фасада со стороны проспекта, а также на ликвидации соединительного балкона на шестом этаже со стороны двора. Что же касается тогдашнего главы комитета по охране памятников Николая Белехова, то он предлагал вообще убрать шестой этаж с мезонинами.
Председатель совета Александр Наумов отстоял мезонины, но, чтобы добиться увязки с соседним домом, предложил сделать оформление фасада вдоль проспекта более скромным. Начальник экспертного бюро главного архитектурно-планировочного управления Михаил Савкевич сделал логичное замечание: «Зачем согласовывать фасад с соседним зданием? Необосновательно! Следующий за трехэтажным домом шестиэтажный носит нарочитую характеристику модернового плана, поэтому средний дом должен быть нейтральной вставкой, а этому новому дому можно дать сочное звучание неоклассицизма». Так удалось отстоять все элементы, задуманные авторами.
Еще до возведения дома у сада появилась монументальная ограда, в 1951 – 1953 годах был восстановлен зеркальный пруд. Автором ограды также выступил Людвиг Гольдвассер. Некоторые современные исследователи видят в ней сходство с оградой Ассигнационного банка на Садовой улице (сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный экономический университет), но ограда Выборгского сада все же другая и не менее самобытная.
Сам дом начали строить в 1952 году для расположенного рядом НИИ. В 1953 году архитекторы переделали проект облицовки фасада с бетонных плиток на керамические, поскольку застройщик не только учел пожелания Ленгорисполкома о внедрении качественной облицовки, но и заказал самую лучшую на тот момент — производства завода «Керамик». Этими керамическими плитками облицевали фасады (кроме дворового) со второго по шестой этаж.
Дом сдан в августе 1954-го и до конца года был заселен, причем одну из квартир на третьем этаже, выходящую на проспект, получил сам Гольдвассер. На первом этаже средней секции в соответствии с планировочным заданием разместился детский сад, имеющий свой отдельный выход в Выборгский сад.
Этот дом впоследствии был отмечен почти во всех путеводителях, в которых упоминалась Выборгская сторона. И везде говорилось, что он удачно завершил этот своеобразный участок.
Интересную оценку дает сооружению современный историк архитектуры Иван Саблин: «В основе использованного здесь мотива фасада — боковые окна римских терм (помещенные в щипцах), неоднократно использованные в памятниках классицизма. Самый яркий пример подобной композиции — Биржа в Санкт-Петербурге, завершению которой, очевидно, и подражали авторы здания. Но этот его дом решен исключительно скромно. Под арками термальных (полукруглых) окон помещены полуколонны ионического ордера превосходных пропорций, а между этими боковыми частями использованы лаконичные пилястры. Мягкие оттенки керамической облицовки, тонко прорисованные профили, удачно найденные пропорции — все это делает дом № 17 одним из лучших произведений послевоенной архитектуры в нашем городе».
Читайте также:
Неизвестные кадры Александра Буллы: фотограф запечатлел строительство канала Москва — Волга
Почему «Статусный» рынок оказался не столь аристократическим?