Сегодня день памяти Владимира Семёновича Высоцкого. 45 лет. Интерес к его творчеству у меня появился лет двадцать тому назад, когда мне самому было чуточку за двадцать. Сейчас мне 41 и я уже прожил почти столько же, сколько и он. Но вопрос ведь, как водится, не в количестве прожитых лет, а в их качестве и наполненности. Своими я вполне доволен, а что касается Высоцкого, он всё о себе сказал одной единственной фразой. Отвечая на вопрос: "Хотите ли Вы быть великим?", он сказал коротко; "Хочу и буду!". И вот только не надо подкатывать глазки от такой "вопиющей нескромности". Давайте будем честны: любой гениальный человек прекрасно всё о себе знает и понимает. И ему нет нужды скромно тупить взор, водить ножкой туда-сюда и зардеваться красной девицей, лопоча: "Ой, ну что вы, что вы". Очень важно лишь, чтобы то, что гений понимает о себе сам, понимали и ценили другие. При жизни. Обязательно при жизни. С последним у нас, к сожалению, большие проблемы. Вот и сам он в своём замечательном стихотворении "Райские яблоки" предельно лаконично высказался на этот счёт:
...не скажу за живых, а покойников мы бережём...
Его не слишком берегли при жизни, причём не только враги и "идеологические противники", но порой и друзья, среди которых, к сожалению, были такие, что никаких врагов не нужно. Живой, он был колюч, неудобен и многомерен, плохо укладываясь в коробочки навязываемых обстоятельств. А мёртвыми все мы послушно принимаем форму самой последней из всех коробочек. И уже никуда не торчим и никому не мешаем. Таких любить всегда гораздо проще. Вот и любят. Ставят памятники, снимают фильмы, пишут книги. А при жизни, в основном, вставляли палки в колёса. Да, конечно, хорошо, что помнят и ценят, вот только привычное всеобъясняющее
лучше поздно, чем никогда
как индульгенция как-то не работает. И трудно верится многим из тех, кто утверждает, что любил и тогда, при жизни...
Такие люди, конечно-же, были. И о них я рассказываю на своей авторской экскурсии "12 новелл о любви". Владимир Семёнович Высоцкий был связан с нашим городом намного теснее, чем полагают многие. Здесь жила и работала в театре, тогда именовавшемся Ленкомом, его первая супруга Иза Высоцкая, оставившая о нём две книги тёплых и очень трогательных воспоминаний - в чём-то забавных, в чём-то грустных, но неизменно светлых.
Именно к ней в 1961 году впервые приехал в Ростов-на-Дону тогда ещё совсем юный и никому не известный Владимир Высоцкий. А спустя почти полтора десятилетия, уже будучи в зените славы, он возвращается в наш город в составе труппы легендарного Театра на Таганке и целых две недели играет в спектаклях, даёт концерты, о чём в Ростове-на-Дону сейчас свидетельствуют мемориальные доски.
Интересно, что, рассказывая на своей экскурсии романтические истории из жизни многих известных людей, в том числе - Высоцкого, я сталкиваюсь порой с достаточно неоднозначной реакцией. Безусловно, у каждого из нас своё представление о том, что такое любовь, и существует ли она вообще, но здесь, как мне кажется, есть один важный нюанс: не стоит подходить к жизни гения с мерками обыденности - они здесь бесполезны. И можно долго, до хрипоты, спорить о том, например, любила ли Высоцкого Марина Влади, но то, что понимала как никто это уж точно. А это уже ох, как немало, в особенности для того, кого на самом деле мало кто понимал. И мало кто понимает. Лучшее подтверждение тому - её идея памятника на могиле Владимира Семёновича, о которой она рассказывает в своей книге "Владимир, или прерванный полёт":
...на мой взгляд, ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, оплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и завершивший свой стремительный полет на могиле поэта. Прямоугольник земли, выступающая из него необработанная порода, сверху — метеорит. И небольшая надпись - ’’Владимир Высоцкий”. И даты. К несчастью, это не подходило родителям. Они отвергли мою идею, варварскую и непонятную для них, под предлогом того, что эта тяжесть раздавит их сына. Им нужен был монумент во весь рост, хорошо узнающийся...
Как мне кажется, это была лучшая из всех возможных идей - очень тонкая и исполненная глубокого символизма. Увы. Посетив могилу Высоцкого осенью 2008 года, я навсегда остался под впечатлением от того странного и несуразного (да простит меня скульптор) монумента, который появился в итоге на Ваганьковском. И меня бесконечно радует, что памятник работы Анатолия Скнарина, установленный в нашем городе, выгодно отличается от него...
Я родился в мире, где уже не было Владимира Высоцкого. Я шёл к его творчеству странным путём через неприятие и отторжение к бесконечному уважению и неугасающему интересу. Сейчас в моей домашней библиотеке около десятка книг, посвящённых Владимиру Семёновичу и его творчеству. Совсем недавно, эта моя небольшая коллекция пополнилась ещё четырьмя изданиями и, возможно, дополнится пятым. И я рад, что в моей жизни появилась возможность рассказывать о Владимире Высоцком и о тех, о ком он некогда написал:
И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых
Кони просят овсу, но и я закусил удила
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Для тебя привезу: ты меня и из рая ждала!
Подписывайтесь на мой канал, читайте, смотрите, комментируйте, ставьте лайки - я всегда рад интересным и адекватным людям, а опыт ведения блогов доказывает, что таковых у нас очень и очень много. Так что, давайте объединяться, в том числе - на моём канале!
Помимо ведения блога, я занимаюсь проведением экскурсий по Ростову-на-Дону. Посмотреть, как они проходят, можно здесь и здесь. Договориться об экскурсии со мной можно здесь.
Автор - Павел Краснокутский
Фото - Павел Краснокутский
Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"
"История под ногами" ВК
"История под ногами" в ТГ
Страница на "Стихи.ру"