Найти в Дзене
Квантовый КОТ

СДВГ: что это такое с научной точки зрения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, англ. ADHD — Attention Deficit Hyperactivity Disorder) — нейропсихиатрическое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте и часто сохраняющееся во взрослой жизни. Оно характеризуется: Исследования указывают на многофакторную природу расстройства. Основные научно подтверждённые причины: 🧠 СДВГ — это не «плохое поведение», а дисфункция регуляторных механизмов мозга. Врачи используют критерии DSM-5 (Американская психиатрическая ассоциация) или МКБ-11 (ВОЗ). Диагноз ставится по симптомам, начавшимся до 12 лет, наблюдающимся минимум 6 месяцев, и нарушающим функционирование в двух и более сферах (школа, дом, работа). Хотя СДВГ считается детским расстройством, до 60% симптомов персистируют во взрослой жизни. У взрослых больше: ⚠️ Важно понимать: взрослый с СДВГ может быть высокоинтеллектуальным, но сталкиваться с трудностями в структурировании времени и эмоций. Гиподиагностика: Да, это возможно. И это одна из сложных этических и к
Оглавление

Медицинский аспект

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, англ. ADHD — Attention Deficit Hyperactivity Disorder) — нейропсихиатрическое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте и часто сохраняющееся во взрослой жизни. Оно характеризуется:

  • Дефицитом внимания (невнимательность, рассеянность)
  • Гиперактивностью (двигательное беспокойство)
  • Импульсивностью (необдуманные действия, вспышки эмоций)

Причины СДВГ

Исследования указывают на многофакторную природу расстройства. Основные научно подтверждённые причины:

  • Генетика: Наследуемость доходит до 70–80%. Были найдены ассоциации с мутациями генов, влияющих на дофаминовую и норэпинефриновую регуляцию (например, DRD4, DAT1).
  • Нейробиология: Нарушения в лобных долях мозга, особенно в префронтальной коре, отвечающей за внимание, самоконтроль, рабочую память.
  • Нейротрансмиттеры: Дефицит или дисбаланс дофамина и норэпинефрина нарушает передачу сигналов, влияя на мотивацию, концентрацию и саморегуляцию.
  • Пренатальные и перинатальные факторы: курение матери, стресс во время беременности, преждевременные роды, гипоксия, интоксикации.

🧠 СДВГ — это не «плохое поведение», а дисфункция регуляторных механизмов мозга.

Диагностика

Врачи используют критерии DSM-5 (Американская психиатрическая ассоциация) или МКБ-11 (ВОЗ). Диагноз ставится по симптомам, начавшимся до 12 лет, наблюдающимся минимум 6 месяцев, и нарушающим функционирование в двух и более сферах (школа, дом, работа).

Психологический взгляд

Поведение при СДВГ

  • Неспособность долго удерживать внимание
  • Забывчивость
  • Трудности с организацией
  • Частые переключения между задачами
  • Импульсивные высказывания
  • Повышенная тревожность и эмоциональная нестабильность

Сопутствующие расстройства (коморбидность)

  • Тревожные расстройства
  • Депрессия
  • ОКР
  • Расстройства поведения
  • Обучающие трудности (дислексия, дискалькулия)

СДВГ у взрослых

Хотя СДВГ считается детским расстройством, до 60% симптомов персистируют во взрослой жизни. У взрослых больше:

  • Хронической прокрастинации
  • Проблем с рабочей памятью
  • Нарушений во взаимоотношениях
  • Риска зависимостей

⚠️ Важно понимать: взрослый с СДВГ может быть высокоинтеллектуальным, но сталкиваться с трудностями в структурировании времени и эмоций.

Социальная перспектива

Влияние на образование и карьеру

  • Дети с СДВГ в 2–3 раза чаще имеют проблемы в учебе.
  • Повышен риск отчислений, низкой самооценки.
  • Во взрослом возрасте — сложности с удержанием работы, частая смена профессий.

Влияние на отношения

  • Частые конфликты
  • Импульсивные поступки
  • Затруднённая эмпатия и чтение социальных сигналов

Стигматизация

  • СДВГ часто воспринимается как «непослушание», «леность», «инфантильность», что усугубляет положение человека.
  • Особенно сложно тем, кто не получает поддержки (ни от семьи, ни от педагогов).

Может ли быть неверный диагноз?

Причины гипердиагностики:

  1. Похожесть симптомов:
  • Усталость, тревожность, стресс, депрессия тоже вызывают дефицит внимания.
  • Недостаток сна, дефицит железа, гипотиреоз — физиологические причины схожего поведения.
  1. Ошибки специалистов:
  • Не проводится полная оценка (включая наблюдение, сбор анамнеза, шкалы)
  • Игнорируются контекстуальные причины (например, конфликт в семье)
  1. Социальное давление:
  • Родители хотят «объяснить» поведение ребёнка
  • В школах давление на академические результаты ведёт к попытке «устранить» симптомы медикаментозно

Гиподиагностика:

  • В России и СНГ СДВГ долгое время не признавался как серьёзное расстройство
  • Девочки чаще остаются без диагноза, т.к. у них выражена невнимательность, а не гиперактивность (менее заметная)

Может ли человек оправдывать этим поведение?

Да, это возможно. И это одна из сложных этических и клинических дилемм.

Сценарии злоупотребления:

  1. Самодиагностика без специалиста:
  • «Я не могу концентрироваться — значит, у меня СДВГ»
  • Люди в TikTok, YouTube и блогах массово приписывают себе диагноз по мемам или симптом-чеклистам
  1. Манипуляция окружением:
  • «Я не виноват, я с СДВГ»
  • Используется как щит от ответственности, отказ от личного роста
  1. Нарушение терапевтической этики:
  • Некоторые терапевты или коучи ставят «диагноз» ради объяснения поведения без права на это (вне компетенции)

Как отличить подлинный СДВГ от поведенческих проблем?

-2

Лечение и поддержка

Фармакология:

  • Метилфенидат (Риталин), амфетаминовые стимуляторы (Аддералл) — улучшение концентрации и контроля
  • Атомоксетин (ингибитор обратного захвата норэпинефрина)
  • Антидепрессанты — при сопутствующей тревоге/депрессии

Психотерапия:

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  • Поведенческая терапия у детей
  • Тренинг родителей
  • Коучинг по саморегуляции у взрослых

Альтернативные методы:

  • Диета (ограничение сахара, красителей)
  • Омега-3
  • Моторные и внимательные тренировки
  • Йога, медитация

СДВГ — реальное нейроразвивающее расстройство, признанное в международной медицине. Оно требует комплексной диагностики и поддержки. Однако:

  • Диагноз может быть ошибочным или использован как оправдание.
  • Важно различать синдром, жизненные трудности и психосоциальные особенности.
  • Не каждый, кто рассеян или неорганизован, болен СДВГ.
  • Не каждый с СДВГ — безответственный человек.

Настоящая поддержка человека с СДВГ — это не снисходительность, а помощь в адаптации и развитии его сильных сторон, а не снятие ответственности.