❝ Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит❞ Генри Форд - раздражимость (поведение определяемое внешним раздражителем); - чувствительность (поведение дополненное внутренними ощущениями); - поведение высших животных (внешне обусловленное поведение); - сознание человека (само детерминированное поведение). Подробнее о уровнях развития психики приведено в статье "Фундаментальная психиология" (ссылка ниже).
❝ Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит❞ Генри Форд - раздражимость (поведение определяемое внешним раздражителем); - чувствительность (поведение дополненное внутренними ощущениями); - поведение высших животных (внешне обусловленное поведение); - сознание человека (само детерминированное поведение). Подробнее о уровнях развития психики приведено в статье "Фундаментальная психиология" (ссылка ниже).
...Читать далее
Оглавление
❝ Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит❞
Генри Форд
Поведение как характеристика личности
Определение
- Поведе́ние — определенный сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
- Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды; хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие организмы проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды и способны к элементарным формам научения.
- У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы. В целом поведение возникает на высоком уровне организации, когда организм приобретает способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования.
- Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.
- А. Н. Леонтьев предложил в качестве объективного критерия психики (в отличие от поведения) рассматривать способность живых организмов реагировать на «биологически нейтральные раздражители» от которых не зависит жизнь организма.
Уровни развития психики живых организмов по поведению
- Все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики, которые определяют поведение.
- Уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы.
- Четыре основных уровня развития психики живых организмов:
- раздражимость (поведение определяемое внешним раздражителем);
- чувствительность (поведение дополненное внутренними ощущениями);
- поведение высших животных (внешне обусловленное поведение);
- сознание человека (само детерминированное поведение).
Подробнее о уровнях развития психики приведено в статье "Фундаментальная психиология" (ссылка ниже).
Фундаментальная психология
Принципы13 июня
Принципы и законы поведения открытые И.И. Павловым
- Поведение, основанное на приобретённых навыках и опыте, объясняется условными рефлексами. Условные рефлексы — это реакции организма на определённые изменения окружающей среды, которые формируются в течение жизни. Они не закрепляются генетически (не передаются по наследству как безусловный/врожденный рефлекс).
Отличие безусловных и условных рефлексов
- Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, чтобы перевести нейтральные внешние раздражители в значимые сигналы, подстраивающие поведение организма под конкретную ситуацию.
- Примеры условных рефлексов: осмысленное чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи, поиск пищи по запаху, одергивание рук или ног при виде угрозы, защита руками от ударов, страх высоты, радость ребенка на подарок и прочее.
- Благодаря условным рефлексам происходит научение (дрессировка).
- Отличие безусловного рефлекса (БР) от привычки, что БР это реакция на определенные изменения окружающей среды, а привычка - это устоявшаяся модель поведения, которая позволяет совершать знакомые действия "на автомате".
- Множество работ по изучению условных рефлексов сделал И.П.Павлов. В числе важнейших законов и принципов открытых Павловым, прежде всего принцип замыкания условных (временных) нервных связей. Если при воздействии сильного раздражителя, в виде яркой лампы (А - см. рис) на кору головного мозга вызывать врожденную реакцию (условный рефлекс) в виде подаче еды с выделением слюны (Б, В), то при моргании светом (Г) уже без еды у животного будет срабатывать условный рефлекс в виде выделения слюны. Лампа являющаяся вначале нейтральным, превращается в условный раздражитель, а вызванный рефлекс, становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.
Образование условного рефлекса у животных по И.П. Павлову
- В НЛП принцип замыкания нервных связей условным раздражителем в связке с безусловным раздражителем в создании условного рефлекса называют принципом маяка с вытекающими из этого методиками манипулирования.
- Второй по важности принцип установленный исследованиями Павлова являлся принцип торможения замкнутых нервных связей, которые бывают внешние и внутренние. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не появится - он затормозится - это внешнее торможение. А угасание внутреннего торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель (свет, звук) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем (например, пищей), то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - наступает его временное торможение.
- Третий принцип Павлова - принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий головного мозга. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное (“разлитое”) возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры мозга. Например, если условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки). Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произодйет дифференцировка условного рефлекса.
- Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения замкнутых нервных связей, открытый Павловым, о том, что если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.
- Из вышеприведенных принципов и законов, обозначенных Павловым, у животных организмов формируется развитие навыков, необходимых для выживания. Развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями происходит на стадии навыков и предметного восприятия.
- Стадия навыков и предметного восприятия окружающего мира дают основную способность в закреплении сформированных движений, т.е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом к хлебу. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т.е. - представление о ней. И приведенный пример говорит о тому, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память. У животных аналогично имеется звуковая, вкусовая и прочие памяти. Животные способны к разделению (дифференциации) движения, образов, вкусов, звуков и т.п и их объединению. Следовательно в этой стадии животные способны обобщать и различать воздействия. Но при этом эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.
- Стадию поведения животного называют стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но, интеллект животного животного и человека - не одно и то же. Третья стадия развития психики в своем предельном выражении у животного заключается в интеллектуальном поведении.
Мотивированное поведение как характеристика личности
- В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др.
- Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированный на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.
- От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
- С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случаем, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
- Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает вв виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.
- Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенности, непринужденностью, открытостью и смелостью.
- Мотив отвержения, противоположный мотиву аффилиации, проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для него людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.
- Мотив власти определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Мюррей (1893-1988) дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п.
- Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нормы и правил поведения, принимать за других решения, обязывающие их поступать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.
- Исследователь мотивации власти Д.Верофф (1957 г.р.), попытался определить психологическое содержание мотива власти. Он считает, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. По его мнению, признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другим признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим.
- Люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению, он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Первыми кто на это обратил внимание были фрейдисты. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. Например, А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.
- Э. Фромм (1900-1980) установил, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами. Первое, возможностью награждать и наказывать людей. Второе, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться авторитету, которым один челвоек обладает в глазах другого.
- Просоциальные мотивы соответствуют просоциальному поведению. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).
- Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистической поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.
- Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название “мотив агрессивности”. Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.
- Отдельные психологические исследования показали, что у детей в период от 3 до 11 лет могут наблюдаться проявления агрессивности по отношению к сверстникам. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с другом. Причем агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстников у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. В психологическое литературе подобное явление толкуется по-разному. Одни авторы в этом видят биологические причины, в том числе половую принадлежность. Другие считают, что проявление агрессивности у детей связано с принадлежностью к определенной социокультурной группе и особенностями семейного воспитания.
- Обнаружено, что отцы детей, которым свойственна повышенная агрессивность, нередко сами не терпят проявлений агрессии у себя дома, но за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении очень часто являются сами родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете сам становится агрессивным.
- Трудность в устранении агрессивного поведения заключается, что агрессор, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину. Типичные оправдания агрессоров по Альберту Бандура (1925-1988): 1. Объяснение, что совершенные им агрессивные действия не являются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд. 2. Идеологическое, религиозное оправдание. “Ради благородных целей”. 3. Отрицание своей личной ответственности за агрессивный акт. 4. Снятие части ответственности со ссылкой на обстоятельства или разделению вины и на других соучастников, в т.ч. выполнение чьего-либо приказа. 5. “Расчеловечивание” жертвы путем “доказательства” того, что она якобы заслуживает такого обращения. 6. Постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.
- У человека есть 2 различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению.
- Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями.
- Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.
- Сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т.е. характеризуют личность в целом.