- Вам нужна реклама? - уточняю я.
- Неееет. Только пост. Чтобы привлечь вашу аудиторию.
- Я не поняла, простите, "только пост" - это же и есть реклама.
- Но вы спектакль в лоб не упоминайте. Просто органично напишите: "была".
- А как же рекламировать, не упоминая? - совсем растерялась я.
...Это меня на днях позвали во что-то интересное. То ли иммерсивный спектакль, то ли инновационный театр, то ли публичный тренинг, то ли все вместе, в одном флаконе. Понятно одно: это какой-то новый формат. А я такое очень люблю. Всё новое для меня - заманчиво.
Я хожу вдохновляться, подсматривать идеи и "думать об коллег". У меня самой подготовка новой программы в разгаре. Как говорится, "все наши лучшие изобретения кто-то уже реализовал до того, как мы успели их придумать")
Мне предложили стать непосредственным участником представления. Ого, это ещё интереснее. Не зря же я на курсы актерского мастерства хожу, вот как выдам им там!
А что надо делать, говорю? Приосанилась, главное, волнуюсь. Сыграть роль в настоящем спектакле, с актерами, сценарием, декорациями, - моя мечта.
Мне было интересно до фразы: "Только вам нужно позвать на наш спектакль своих гостей". Тут я напряглись. Стоп!
Как я могу позвать своих гостей на чужой спектакль, туда, не знаю, куда?
- Ну там же будете вы.
- Ну, давайте так, объективно: наличие меня не всегда украшает вечер.
Это же надо сначала сходить, понять, как говорится, "во что играем".
А не: "Ребята, там какой-то новый замес, и я уже в нём". И все мои попутчики : "Оля, мы бежим, где брать билеты?"
Прежде чем соглашаться на участие, я купила два билета на это представление, взяла подругу и пошла просто как зритель.
Мне важно было купить самой, а не брать проходку от организаторов, потому что когда сама купила, то во-первых, поддержала коллег, а во-вторых, у меня никаких обязательств перед режиссёром. Можно, например, встать и уйти, если не понравилось. А если ты по приглашению тут, то особо не уйдешь, потому что как будто в твою беспристрастность уже инвестировали стоимость билета.
Мы пришли вовремя, заняли свои места.
У меня скрипели кресло, и отваливалась ручка на нем. Я никак не могла её приделать, у меня постоянно слетал локоть, и любое моё движение производило звук кресел (не чресел), в итоге я сидела воробушком, замерев, как провинившаяся школьница перед директором.
Такие вещи не выводят меня из равновесия и не портят впечатление от спектакля.
Хотя, если честно, человеку, часто выступающему на сцене, полезно оказываться в роли зрителя. Сразу понятно, что какой бы ни был великолепный спектакль, если зрителю неудобно, и он отвлекается на занозы от ручки кресла, то это сильно отбирает внимание от сцены.
Этой весной у меня плохо собирались залы, и иногда нам приходилось менять выбранный прекрасный зал (это главная наша задача - чтобы зрителю было хорошо) на бюджетный, потому что нам просто не хватало денег на аренду (хороший зал - всегда дорогой зал).
И я всегда переживала, когда мне потом писали: "Вы, конечно, молодец, но мне было душно и тесно, и у меня затекла поясница". И я понимала, что любой человек живёт свою жизнь про себя, и с моего концерта та женщина, как бы я не старалась её очаровать, унесла дискомфорт.
Начался спектакль.
Первые пять минут я наслаждалась.
Потом минут 5 недоумевала.
Потом отчаянно ждала обострения драматического конфликта (но его не случилось).
Потом мне стало отчаянно скучно, и я зевала с закрытым ртом.
Потом мне стало казаться, что я не раскусила задумку режиссёра, потому что слишком недалёкая (загляни в глупь себя).
Потом думала, что он надо мной издевается, потому что на сцене ничего не происходит, а я устала сидеть воробушком.
Потом смотрела на часы и думала: "А долго ещё?"
Потом прожила восхищение: "Блин, вот люди же не стесняются ставить на сцене что-то настолько спорное! Не боятся провала и уйти со сцены под звук собственных каблуков не боятся. Эпатируют своим внутренним артхаусом. Вот молодцы, это же такая смелость нужна. Где её взять? Как говорит моя подруга: "скинь мне её ссылкой, я себе скачаю".
А в конце моя главная мысль была: "Я больше не приду, и на сцену не хочу".
Спектакль для меня оказался слишком философский, но философию при этом нужно было додумать самим. Никто не пояснял, что хотел сказать автор, и не помогал разобраться.
Например, героиня по сюжету ищет музей, а ей говорят, что нет в этом месте никакого музея. И она видит, как на верёвках сушится бельё и ковры, и она в итоге смотрит на эти рубахи, штаны и ковры.
Далее вы подключаете фантазию.
И думаете: "О, она смотрит на эти штаны и ковры как на картины... Ммммм. О чём это? О том, что иногда и в сохнущем белье можно обнаружить искусство?
Ну тогда и моя сломанная ручка на кресле - это неспроста. А философия. Раненое кресло, как может, работает креслом, ему тяжело, оно на последнем издыхании, а я его просто раздавила".
Потом я отвлеклась на фактологию. Там у героини-психолога на сцене в клиентах были его друзья и муж. А так нельзя. Психолог не может терапевтировать знакомых, родных, друзей. Это нарушение кодекса этики.
А в спектакле такое было упомянуто, и я стала думать: "Интересно, я должна как-то сообщить режиссёру, если заметила ошибку? С одной стороны, он не спрашивал, и это причинение добра. Я сама не люблю, когда я душу вложила в пост, а мне пишут в комментариях: "Эй, там с двумя "н" нужно"
С другой - это же важно. Это как... ну, не просто сделать ошибку, а такую, от которой немного страдает репутация".
Потом я развлекалась самотерапией "где здесь я". Когда меня что-то цепляет, и я приношу это на сессию, мой психолог всегда спрашивает: "Так, а где здесь ты?". Это про то, почему именно тебя зацепило именно вот это.
Больше всего в спектакле меня зацепил тот факт, что мне было скучно, но я не уходила. По двум причинам: потому что казалось, что "вот сейчас начнётся интересное, вот сейчас", а ещё потому, что уйти равно привлечь к себе внимание всего зала, это немного провокация, немного манифест, и немного кофе, выпитый перед концертом. Но я всего пару раз в жизни уходила с мероприятий, и всегда выбираю досидеть воробушком и никого не обидеть, чем встать и как бы сказать: "Да ну вас, я пошла".
А потом закончился спектакль , и началось его обсуждение (меня звали, кстати, именно на эту часть), с участием зрителей тоже.
Режиссёр рассказал, что спектакль максимально инсценировал обыденную жизнь обычного человека. А я подумала, что тогда нужно переписать диалоги, убрать из них пластмассу. Потому что в жизни люди не говорят так постановочно, как будто это протокол событий, который набросал не сценарист, а участковый.
Но есть и хорошие новости: это просто мое мнение. Всего лишь. И никакая не истина. И в зале были люди, которым понравилось. И я лишний раз убедилась: мы живём в такие времена, когда никому не понравиться просто невозможно. Ты всегда найдешь тех, с кем совпадешь.
Когда подключили к обсуждению спектакля зрителей, некоторые говорили честно: не хватило динамики и драйва, было скучно. Я тоже сказала, что концентрация событий на один спектакль слишком мала. Получился как будто детектив, в котором убийца спалился сразу, и как бы теряется смысл досматривать .
А какая-то женщина выкрикнула, защищая режиссёра:
- А как же опера? Вы были на опере? Там вообще три часа.
Я вот со вчерашнего дня хожу - придумываю ей ответ. Причем здесь опера вообще? Какая связь?
Но дальше произошло важное. Для меня.
Я смотрела, как режиссер реагирует на критику, которую ему фактически говорят в лицо. Спокойно, достойно, кивал, благодарил, не злился, не сопротивлялся, не язвил.
"Мы все учтем, и улучшим спектакль по мотивам ваших комментариев".
Просто вау, снимаю шляпу.
И я вдруг поняла, что это и было для меня самое ценное. Я сейчас болезненно проживаю хейт, всплеск негатива про книгу выдерживаю с трудом, уже на локтях запсориазила, психую, чешусь, злюсь, мысленно ёрничаю, читая злые комментарии, периодически хочу пореветь, но рядом люди, и я держу лицо.
И этот мастер -класс по достойному проживанию критики мне был прямо необходим. Уходила я в восторге, на прощание зацепившись за сломанное кресло.
Из ценного нарыбачила вчера два интересных вопроса на рефлексию и два диалога забавных.
Вопрос на рефлексию: "Если бы у вас была возможность поговорить со сценаристом собственной жизни, что бы вы ему сказали, как бы отредактировали сценарий своей жизни?"
И второй, совсем философский: "Что во мне моё?" Вообще не понимаю, как такой вопрос думать, но звучит красиво.
И диалог забавный.
- Если бы вы, Алексей, были не человеком, а условным населенным пунктом. Какие достопримечательности мы могли бы увидеть в вас?
- Гараж, где хранятся всякие не нужные другим, но важные мне вещи и воспоминания, палатка в лесу, куда я таскаю периодически вещи из гаража, и храм.
- Хлам?
- Храм! Храм имени моего раздутого ЭГО.
И ещё второй диалог.
- Почему именно вас выбрали в сценаристы?
- По знакомству.
- И как вы работали?
- Ну, я писал сценарий, потом правил сценарий, потом его согласовали, а потом на карту пришли деньги.
- Это здорово. А у вас есть фанаты?
- Конечно (саркастически), их полчища уже стоят у входа в это ДК...
Ну вот.
Спектакль я не упоминала. Просто написала: "была". Как велели
Это не реклама, потому что никто ничего не понял, я надеюсь: ни куда идти, ни зачем идти. И вообще, к чему этот пост.
А он к тому, что в любом, даже самом бессмысленном и скучном моём тексте на самом деле для кого-то всегда есть смысл.
Вообще не пожалела, что ходила.
Фотки со вчера нет, но вот подобрала мою фоточку, которая немножко подходит к тексту)