Недавно я написал вот такую статью:
И в заголовок вынес высказывание о Борисе Григорьеве художника Константина Сомова. Сегодня я предлагаю посмотреть на творчество Сомова и узнать, как современники оценивали его творчество.
Вообще, насчет "порнографа" Сомов очевидно перегнул палку, потому что и сам писал довольно фривольные - а иногда и вовсе неприличные - картины. Но в совершенно другом стиле чем Григорьев. Если Григорьев выражает через футуристские поиски дух Ревущих Двадцатых в преломлении российской действительности (Первая Мировая, Революция, НЭП), то Сомов рисует идеализированный, так называемый "галантный" век.
Сегодня Сомов очень известен этим портретом Александра Блока - все знают его со времен школьных уроков литературы.
классическое мертвое лицо - Иван Бунин
вампирские губы - Андрей Белый
…эти тусклые шерстяные волосы произвели тяжелое впечатление на родственников и друзей - Мария Бекетова, тетка Блока
Ну и, наконец:
Портрет Сомова мне не нравится. Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся - это уже сам Александр Блок
Как мы видим, критиковать каждый может, как и быть подвергнутым критике, и Константин сомов тут не исключение.
Константин Сомов был очень талантливым художником, одним из основателей художественного журнала "Мир искусства", который колоссально повлиял на становление стиля Ар Нуво в России.
Он был влюблен в XVIII столетие, и это забавно, примерно как я смотрю на его акварели уже столетней давности - он смотрел на картины из для него недавнего XVIII века.
Если уж я начал сравнивать Сомова с Григорьевым, то нужно сказать, что Сомов дает какую-то другую грань той же реальности. И все-таки посмотрите вот на этот портрет:
Это очень легкий, нежный и тонкий портрет кисти Бориса Григорьева, и это пример того, что он чувствовал нерв реальности по-разному, иногда вульгарно и грубо, а иногда наоборот.
Что касается "порнографии", то как раз Сомов известен своими иллюстрациями сборника фривольных французских рассказов "Книга маркизы" под редакцией Франца Блея:
Напоминает стиль Обри Бердслея, кстати.
Там были как совсем неприличные иллюстрации, так и вполне невинные, вроде этой:
Последней работой Сомова перед смертью была серия портретов героев романа "Опасные связи" Пьера Шадерло де Лакло о французсих нравах XVIII века:
Художник Сомов был талантливый, но человек неоднозначный. Но тут нам на помощь приходит цитата из "Опасных связей":
Да кто мы все такие, чтобы осуждать друг друга
Спасибо за внимание!