Найти в Дзене

Галантность против "порнографии": искусство Константина Сомова

Константин Сомов, "Маскарад"
Константин Сомов, "Маскарад"

Недавно я написал вот такую статью:

И в заголовок вынес высказывание о Борисе Григорьеве художника Константина Сомова. Сегодня я предлагаю посмотреть на творчество Сомова и узнать, как современники оценивали его творчество.

Константин Сомов, "Старый балет"
Константин Сомов, "Старый балет"

Вообще, насчет "порнографа" Сомов очевидно перегнул палку, потому что и сам писал довольно фривольные - а иногда и вовсе неприличные - картины. Но в совершенно другом стиле чем Григорьев. Если Григорьев выражает через футуристские поиски дух Ревущих Двадцатых в преломлении российской действительности (Первая Мировая, Революция, НЭП), то Сомов рисует идеализированный, так называемый "галантный" век.

Константин Сомов, "Портрет поэта Александра Блока"
Константин Сомов, "Портрет поэта Александра Блока"

Сегодня Сомов очень известен этим портретом Александра Блока - все знают его со времен школьных уроков литературы.

классическое мертвое лицо - Иван Бунин

вампирские губы - Андрей Белый

…эти тусклые шерстяные волосы произвели тяжелое впечатление на родственников и друзей - Мария Бекетова, тетка Блока

Ну и, наконец:

Портрет Сомова мне не нравится. Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся - это уже сам Александр Блок

Как мы видим, критиковать каждый может, как и быть подвергнутым критике, и Константин сомов тут не исключение.

Константин Сомов, "Молодая женщина мечтает"
Константин Сомов, "Молодая женщина мечтает"

Константин Сомов был очень талантливым художником, одним из основателей художественного журнала "Мир искусства", который колоссально повлиял на становление стиля Ар Нуво в России.

Константин Сомов, "Арлекин и дама"
Константин Сомов, "Арлекин и дама"

Он был влюблен в XVIII столетие, и это забавно, примерно как я смотрю на его акварели уже столетней давности - он смотрел на картины из для него недавнего XVIII века.

Константин Сомов, "Праздник в окрестностях Венеции", 1930
Константин Сомов, "Праздник в окрестностях Венеции", 1930

Если уж я начал сравнивать Сомова с Григорьевым, то нужно сказать, что Сомов дает какую-то другую грань той же реальности. И все-таки посмотрите вот на этот портрет:

Борис Григорьев, "Портрет сына"
Борис Григорьев, "Портрет сына"

Это очень легкий, нежный и тонкий портрет кисти Бориса Григорьева, и это пример того, что он чувствовал нерв реальности по-разному, иногда вульгарно и грубо, а иногда наоборот.

Константин Сомов, "Пьеро и дама"
Константин Сомов, "Пьеро и дама"

Что касается "порнографии", то как раз Сомов известен своими иллюстрациями сборника фривольных французских рассказов "Книга маркизы" под редакцией Франца Блея:

Константин Сомов, обложка к "Книге маркизы"
Константин Сомов, обложка к "Книге маркизы"

Напоминает стиль Обри Бердслея, кстати.

Там были как совсем неприличные иллюстрации, так и вполне невинные, вроде этой:

Констатин Сомов, иллюстрация к "Книге маркизы"
Констатин Сомов, иллюстрация к "Книге маркизы"

Последней работой Сомова перед смертью была серия портретов героев романа "Опасные связи" Пьера Шадерло де Лакло о французсих нравах XVIII века:

Сесиль Воланж на рисунке Константина Сомова
Сесиль Воланж на рисунке Константина Сомова

Художник Сомов был талантливый, но человек неоднозначный. Но тут нам на помощь приходит цитата из "Опасных связей":

Да кто мы все такие, чтобы осуждать друг друга

Спасибо за внимание!