Найти в Дзене
Евразия.Эксперт

Санкционная «дубина» и поддержка «беглых»: как ЕС пытается давить на Беларусь

Оглавление
Фото: © AP Photo / Virginia Mayo
Фото: © AP Photo / Virginia Mayo

В июле 2025 г. ЕС расширил санкции против Беларуси, добавив в черный список еще восемь юрлиц. Как утверждают в Брюсселе, ограничения связаны с конфликтом на Украине и ситуацией в самой Беларуси. Несмотря на провал прошлых попыток, Евросоюз не прекращает усилия по «демократизации» республики с помощью политического и экономического давления. Одним из инструментов западных стран по-прежнему остается «беглая» белорусская оппозиция, хотя та уже давно не способна предложить народу Беларуси реальной политической программы. Какой эффект оказывает ставка Брюсселя на «беглых» и санкции на самом деле, проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Политическое давление

Европейский союз сформировал обширную правовую и институциональную базу, зафиксировав свое право «продвигать демократию по всему миру». В 2009 г. Совет ЕС принял решение о поддержке демократии во внешних отношениях, учитывая страновой подход и вовлечение в решение задачи всех заинтересованных сторон. Еврокомиссия в 2011 г. подтвердила важность поддержки прав человека, демократии и надлежащего управления в деятельности ЕС. По сути, по всех проектах Евросоюза на внешнем направлении требования реформ и проведения политических изменений под контролем ЕС вводятся как основные в диалоге с третьими странами.

При этом в Брюсселе даже не поднимается вопрос о том, как сопрягаются данные требования с принципами уважения суверенитета государства-партнера. Исходя из позиции «продвигающего демократию» по всему миру, ЕС полагает, что имеет право использовать политические, правовые и экономические инструменты против тех, кто, с его точки зрения, препятствует этому продвижению. Важно, что в список «препятствующих» включаются страны, имеющие свою точку зрения на международные процессы.

Поскольку сейчас у Евросоюза нет возможности действительно влиять на позиции президента Беларуси, им сделана ставка на поддержку оппозиции. Брюссель ранее присвоил статус лидера оппозиции Светлане Тихановской*, поэтому ее и продолжают поддерживать. Еще в 2020 г. тогдашний Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности отметил значение белорусской оппозиции и состоялось награждение Тихановской* премией имени Сахарова от лица Брюсселя в продвижении демократии. Тогда же Еврокомиссия одобрила пакет финансовой поддержки в размере €30 млн, 8 млн из которых направлялись на «поддержку гражданского общества и СМИ», а еще 8 – на поддержку молодёжи. 15 июля 2025 г. состоялась очередная встреча представителей ЕС с Тихановской*, на которой ей обещали продолжать оказывать помощь, не указав, однако, ее точные объемы.

Санкционные механизмы

Традиционный инструмент позиционирования ЕС, подтверждающий его «право» определять и направлять развитие демократии – это введение санкций. Важно отметить, что санкции используются как «дубина» не только против конкретных предприятий, отраслей, но и против личностей, как правило, официальных лиц. Так, Евросоюз постоянно вводит санкции против представителей белорусской власти, полагая, что они лично препятствуют распространению в республике европейских принципов и норм. И это происходило даже в условиях, когда Беларусь была участницей программ «Восточного партнерства». Данный подход демонстрирует, что Брюссель не признает суверенитет Беларуси. ЕС прямо вмешивается в ее внутренние дела, по своему усмотрению определяя демократичность или недемократичность решений и ситуаций.

В частности, ЕС выдвигал конкретные требования правительству Беларуси, связанные с обеспечением избрания тех политиков, которых поддерживает он, с проведением судебной реформы, сокращением или даже полным отказом от сотрудничества с Россией. Эти требования недопустимы для суверенного государства и могут быть предъявлены только государству побежденному. Оппозиция при этом использовалась как показательный инструмент давления на белорусского президента и в целом систему принятия решений через обращение к гражданскому обществу.

Бесконечные обсуждения положения оппозиции в Беларуси в рамках заседаний в Брюсселе использовались им для оправдания своих недружественных шагов по отношению к Беларуси. И большой массив санкций вводился и вводится против Беларуси, ее официальных представителей именно как «наказание» за невыполнение требований ЕС по включению оппозиции в политический процесс. При этом не важно, что это люди, которые выступают за разрушение белорусской государственности и тем более не важно, какова их реальная поддержка в белорусском обществе. Более того, ЕС связывает вопрос поддержки конкретных оппозиционеров с проблемой прав человека вообще.

Довольно масштабные санкции были приняты ЕС сразу после выборов президента Беларуси в 2020 г., а затем продлевались и дополнялись. Новый список санкций появился и после президентских выборов в 2025 г. Поэтому постепенно рос список предприятий и официальных лиц Беларуси, находящихся под санкциями ЕС.

Расширение ограничительных мер

Принятие санкций сопровождается обвинениями в адрес белорусского президента и его окружения: тех, кто поддерживает курс президента, в соответствующих санкционных решениях Брюсселя называют «ответственными за поддержку репрессивного режима». При этом санкции принимаются на регулярной основе, примерно каждые три-шесть месяцев. Например, 27 марта 2025 г. ЕС принял новые ограничения в отношении белорусских официальных лиц, хотя до этого, 16 декабря 2024 г., уже были введены ограничения против различных белорусских финансовых деятелей и сотрудников судебной сферы. Каждый раз в санкционные списки включали в среднем около 20-30 человек.

Примечательно, что санкции вводились в преддверии президентских выборов, то есть, ЕС заранее объявлял их итоги недействительными. В дальнейшем санкции просто каждый раз продлевались и дополнялись новым списком подсанкционных лиц. Помимо этого, санкции, вызванные борьбой ЕС против официального курса белорусского правительства, стали дополняться санкциями за поддержку России. Более того, санкционные ограничения несколько раз вводились даже из-за миграционных вопросов «за использование белорусским правительством мигрантов в своих интересах», из-за чего под санкции попали туроператоры, отели и авиакомпания «Белавиа». И каждый раз, обосновывая санкции, в ЕС указывают на свою поддержку демократии, подтверждают, «что готовы принимать ограничительные меры до тех пор, пока белорусские власти продолжают свои действия».

С течением времени санкционное давление со стороны ЕС на Беларусь постоянно ширилось и стало носить столь значимый характер, что впору говорить не об ограничениях и борьбе с правительством Беларуси, сколько о борьбе с белорусским государством и обществом в целом. Это и признание Брюсселя, что он по-прежнему бессилен заставить граждан Беларуси отказаться от своего курса, ведь белорусы не доверяют ЕС и ведомым им беглым оппозиционерам.

По этой причине Евросоюз пытается заставить не только страны-члены соглашаться с антибелорусскими санкциями, но и требует присоединиться к ним страны-партнеры. Например, в 2021 г. кандидаты на вступление в ЕС Республика Северная Македония, Черногория, Сербия и Албания присоединились к запрету на пролет белорусских перевозчиков всех видов через воздушное пространство Евросоюза и их доступа в европейские аэропорты.

***

18 июля 2025 г. был принят уже 18-й пакет антироссийских санкций, который включает запрет на предоставление белорусским банкам специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями на базе ЕС до полного запрета на транзакции; эмбарго на импорт оружия из Беларуси; санкции в отношении восьми компаний, работающих в белорусском военно-промышленном комплексе; дополнительные санкции, зеркально отражающие торговые санкции против России. До этого вводились запреты на торгово-экономические взаимодействия в области сельского хозяйства, энергетики, транспортной отрасли и так далее. Вводя санкции одновременно против России и Беларуси, ЕС, по сути, признает значение Союзного государства и единство Москвы и Минска.

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ

* Деятельность Светланы Тихановской и ее офиса признаны в Беларуси экстремистской и запрещены