Найти в Дзене
Техносуверен

ГАЗ адаптирует режим работы к падению спроса на коммерческий транспорт

   Алексей Трефилов
Алексей Трефилов

Горьковский автозавод с августа 2025 года будет работать в режиме четырехдневной рабочей недели. Такое решение связано с резким падением спроса на коммерческий транспорт в России, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе предприятия. Сокращение объёмов производства призвано сохранить рабочие места и обеспечить более равномерную загрузку производства в условиях снижения продаж.

По итогам первого полугодия 2025 года рынок среднетоннажных грузовиков сократился почти на 40%, сегмент легких коммерческих автомобилей — на 30%, а рынок автобусов — на 60%. Такие показатели связаны с высокой ключевой ставкой Центрального банка и ограниченной доступностью финансовых инструментов для покупки автотранспорта, пояснили на Горьковском автозаводе. В компании отметили, что переход на четырехдневную рабочую неделю позволяет адаптировать производственную программу под текущие рыночные условия и избежать резкого сокращения штата.

«На фоне сжатия рынка с начала 2025 года на предприятии ведется оптимизация затрат по различным направлениям, при этом все социальные льготы для сотрудников сохранены в полном объеме», — сообщили в пресс-службе завода. Работники были заранее уведомлены, что режим четырехдневной рабочей недели может сохраниться и в последующие месяцы. Уже с сентября график работы будет определяться ежемесячно с учётом рыночной ситуации. «При улучшении рыночных условий завод вернется к полной рабочей неделе», — добавили в компании.

С 21 июля по 3 августа работники Горьковского автозавода находятся в ежегодном оплачиваемом отпуске. В этот период часть подразделений продолжает работу, в том числе ведется модернизация оборудования. В частности, на заводе устанавливаются новые роботизированные комплексы в сварочном и окрасочном производстве, что свидетельствует о стремлении предприятия к технологическому обновлению и повышению эффективности производства.

Похожее решение о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю ранее анонсировал и «АвтоВАЗ». В компании отмечали, что окончательное решение будет принято в начале осени и, возможно, вступит в силу с 29 сентября. Основной причиной изменений в режиме работы в «АвтоВАЗе» назвали общие тенденции российского автомобильного рынка, включающие высокую ключевую ставку ЦБ и ужесточение требований к заемщикам по автокредитам. Кроме того, на рынок поступило значительное количество импортных автомобилей, преимущественно в 2024 году. Импортные бренды применяют ценовой демпинг, а их складские запасы оцениваются примерно в 400 тысяч нераспроданных машин.

Статистика продаж на российском рынке автотранспорта подтверждает негативные тенденции. По данным Минпромторга за первое полугодие 2025 года, в России реализовано 526,7 тысячи легковых автомобилей, что на 26% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи легких коммерческих машин сократились на 19% и составили 48,8 тысячи единиц. Рынок грузовиков упал на 54%, реализовано 27 тысяч машин, а автобусов — также на 54%, всего 4,9 тысячи единиц.

Переход на четырехдневную рабочую неделю на Горьковском автозаводе и возможные изменения в режиме работы на других автозаводах отражают глубокие структурные изменения и сложности, с которыми сталкивается российский рынок коммерческого транспорта в условиях экономической неопределённости и высокой стоимости кредитов.