❝ — Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь? — Кем буду я? — Да. — А разве я не буду самим собой? ❞ 🎬 Форрест Гамп (Forrest Gump) 1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). 3. Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет). 4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). 5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (30-60 лет). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
❝ — Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь? — Кем буду я? — Да. — А разве я не буду самим собой? ❞ 🎬 Форрест Гамп (Forrest Gump) 1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). 3. Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет). 4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). 5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (30-60 лет). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
...Читать далее
Оглавление
❝ — Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— Кем буду я?
— Да.
— А разве я не буду самим собой? ❞
Формирование и развитие личности
Введение
- На законы подчинения развития личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
- Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.
- Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.
- Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
- Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления “Я”.
- Существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов - интегративная концепция.
- Формирование и развитие личности по Б.Ф. Ломову (1927-1989) следует рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.
Формирование личности прохождением возрастных кризисов (стадии развития личности по Э.Эриксону)
- Эрик Эриксон (1902-1994) основатель теории эпигенетического принципа - принцип генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Основано на восьми жизненных психилогических кризисах, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
3. Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (30-60 лет).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
- Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждой из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Человек как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
- Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории все возможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личного развития человека (табл. снизу)
Стадии развития личности по Э.Эриксону
Социализация и индивидуализация
- По отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.
- Поскольку человек - существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
- Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация на рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного и полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивидуализации.
- Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, осуществляется в рамках специальных социальных институтов. Важнейший институт социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до 3 лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.
- Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Целенаправленный характер происходит при прямом обучении, стихийный характер по примеру подражания, неформальной общении и т.п. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.
- Социализацию подразделяют на первичную и вторичную. Обычно вторичная социализация связана с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого значения, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.
- Социализации идет в двух направлениях, означающих становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель социализации формирование индивидуальности. Под индивидуализацией понимается процесс развития конкретной личности.
- Процесс развития личности, соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Их суть заключается в помехах раскрытия творческих возможностей человека с одной стороны, и с другой стороны, мнением, что индивидуализации личности - это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации.
- Как отмечает А.А. Реан (1957 г.р.), социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации не только усваивается, но и активно перерабатывается, станоясь источников индивидуализации личности.
- Социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
- Одновременно с социализацией протекает еще один процесс - инкультурация. Если социализация - это усвоение социального опыта, то инкультурация - это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества. Один процесс может отставать от другого. Успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта и наоборот.
Саморазвитие (самоактуализация)
- Самоактуализация личности является центральной проблемой теории развития личности. Общепринятым является мнение, основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализации является центральной или чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке.
- Движущей силой личностного развития является комплекс разнообразных потребностей. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности достижение конкретной цели или определенного социального статуса.