Найти в Дзене
Все обо всем для всех

Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи». Так называется известная, узнаваемая и при этом крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852) Размер полотна примерно 6,5х4,5 м. При этом Карл Брюллов лично побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь и там ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели этого города. В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 года, когда Брюллов создал первые наброски и эскизы, до 1833 года. Окончательная версия большого многофигурного полотна создавалась в 1830—1833 годах. Вот так она выглядит: Помпеи – далеко не рядовой город. Он был основан осками – древними италийскими племена, обитавшими в южной и средней части современной Италии. Примерным временем его основания считается VI век до нашей эры. Название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избира

«Последний день Помпеи».

Так называется известная, узнаваемая и при этом крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852)

Размер полотна примерно 6,5х4,5 м.

При этом Карл Брюллов лично побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь и там ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели этого города.

В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 года, когда Брюллов создал первые наброски и эскизы, до 1833 года.

Окончательная версия большого многофигурного полотна создавалась в 1830—1833 годах.

Вот так она выглядит:

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Изображение из открытых источников
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Изображение из открытых источников

Помпеи – далеко не рядовой город.

Он был основан осками – древними италийскими племена, обитавшими в южной и средней части современной Италии.

Примерным временем его основания считается VI век до нашей эры.

Название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время.

По другой версии, название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума – еще одного древнеримского города, погибшего в результате извержения Везувия в том же 79 году нашей эры, когда погибли и сами Помпеи – Геракл, победив великана Гериона, торжественно прошествовал по городу.

Известно, что Помпеи около 310 года до н. э. становятся союзниками Рима.

Город занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию.

Здесь имели виллы многие знатные римляне.

Общее количество жителей оценивается в 20 000.

Из «Анналов» Тацита следует, что 5 февраля 62 года нашей эры в этом районе Италии произошло сильное землетрясение.

Оно и стало предвестником последующего извержения вулкана.

Землетрясение нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. И хотя большая часть зданий была отремонтирована, некоторые из них сохранили свои повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа (по другим данным 24 октября) 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего.

Извержение привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланума, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.

Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

Вот как увидел последний день Помпеии «Шедеврум»*.

Я здесь сознательно привел несколько вариантов, сгенерированных искусственным интеллектом по одному и тому же запросу: «Последний день Помпеи».

Понятно, что формировать копию оригинала алгоритму запрещено.

Но основная сюжетная линия соблюдена во всех случаях.

Более того, в генерациях «Шедеврума» прослеживается как бы хронология катастрофы с исторической точки зрения:

-2

Утро. Извержение еще не началось. Но уже слышен характерный гул, который и привлек внимание жителей города. Их еще не так много на улицах, но их взоры устремлены в сторону Везувия.

Мы также видим и полуразрушенные здания – свидетели землетрясения 62 года нашей эры.

-3

Прошло не так уж и много времени – это можно судить по тому, что тени от людей и зданий особо даже не сместились.

И вот – из жерла вулкана показался дым, который поднимаясь вверх все плотней закрывает собой небо.

Жителей еще не очень много, но теперь они уже неотрывно смотрят на проснувшийся вулкан.

-4

День. Об этом можно судить по сместившимся теням людей и зданий.

Над жерлом вулкана появились первые языки пламени.

Город наполняется зеваками, смотрящими пока еще на далекое от города извержение и, по всей видимости, обсуждающими что делать дальше.

-5

Вечер. О его наступлении также свидетельствует изменение направления теней, отбрасываемых зданиями и людьми.

Улицы города постепенно пустеют – часть жителей укрылась в своих домах, спасаясь от извержения, часть жителей ушла из города.

Из 20000 тысяч жителей, в городе осталось только 2000.

Они все погибнут в своих домах, засыпанные пеплом.

А вот о том, что ждало жителей Помпей, покидающих город в поисках спасения, как раз и рассказывает картина Карла Брюллова.

Поэтому привожу ее еще раз в общей хронологии событий:

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Изображение из открытых источников
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Изображение из открытых источников

Местом действия на картине выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), на которой Брюллов побывал в 1827 году.

Небосвод покрыт тёмными тучами пепла, на горизонте сияет кроваво-красное зарево, небесную тьму прорезают длинные и острые молнии.

От подземных толчков город продолжает разрушаться - рушатся как уцелевшие от землетрясения 62 года здания, так окончательно разрушаются и поврежденные еще в то землетрясение здания.

Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, мы видим их крики, стоны и мольбы.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ.

Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви.

Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним.

Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву.

Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир»; в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим». Искусствовед Алла Верещагина писала, что малыш с золотыми кудрями занимает композиционный центр полотна, а его мать — в ярко-жёлтом одеянии с синим шарфом — представляет собой колористический центр картины. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника».

На картине мы также видим многочисленную группу людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого́ себя.

Есть здесь и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности.

Несмотря на то, что большинство фигур, присутствующих на полотне, изображены Брюлловым полуобнажёнными, в обрисовке их образов важную роль играет драпировка.

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур; при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.

Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства; более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи.

В последующих этюдах уточнялись положение каждой фигуры и характер используемых драпировок. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас».

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила живописи.

Действующие лица были разбиты на отдельные группы, которые располагались с соблюдением равновесия, соответствуя друг другу по массе.

Также, согласно академическим канонам, использовалось строгое чередование планов: фигурам на переднем плане, имеющим скульптурно-выпуклые формы, противопоставлялась силуэтность фигур, изображённых на втором плане.

В соответствии с таким разделением решалась и колористическая схема. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Для второго, силуэтного плана применялись блёклые полутона, среди которых встречались нежно-голубые, светло-зелёные и золотисто-жёлтые.

Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику. Новаторство Брюллова выражалось в смелости, с которой он взялся за сложнейшую задачу, состоявшую в передаче двойного освещения — от пламени вулкана и от вспышки молнии.

В композиции картины художник во многом отходит от традиций и норм классицизма: действие развивается не только на переднем плане, но и уходит вглубь картины; не все группы действующих лиц вписываются в треугольник. В картине присутствуют черты как старого направления — классицизма, так и нового — романтизма.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии», а самого́ Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Сравнивая Брюллова с его знаменитыми предшественниками, Гоголь писал: «Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою». Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в само́й катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы».

Итальянский литератор Франческо Амброзоли, издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане, и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца». По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело, и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля, иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который совершенно владеет своим искусством!».

Художник Федор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Отдавая должное своему конкуренту, он писал, что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Описывая эффекты извержения вулкана и землетрясения, а также фигуры бегущих в разные стороны людей, Бруни сообщал, что сцена, изображённая Брюлловым, «очень сложная и производит большое впечатление». Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения». В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства».

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей; они стараются спастись; они погибают среди землетрясения, извержения вулкана, настоящего катаклизма; они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере». Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью; тем самым он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно, и не входили в сознательные цели художника.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ». Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «…до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор». По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом»; в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины.

Спасибо, что дочитали и досмотрели до конца.

Надеюсь, что понравилось.

Если да, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, а я со своей стороны спешу сообщить, что приведенные в данной статье, а также и другие картинки, сгенерированные «Шедеврумом» по моим запросам Вы можете посмотреть по ссылке:

https://shedevrum.ai/profile/cabh6uah5r9htmy4p4afehj1b4/

Здесь Вы также можете подписаться на мою страничку.

Кроме того, Вы можете посмотреть мое видео "Грачи прилетели сквозь призму алгоритмов "Шедеврума" или рисуем вместе с "Шедеврумом"", чтобы оценить работу алгоритмов "Шедеврума" и количество попыток, которые нужно затратить, чтобы получилось что-то путное.

Ссылка на видео:

Грачи прилетели сквозь призму алгоритмов Шедеврума или рисуем вместе с Шедеврумом

____________________

* Шедеврум (сокр. Шед) — проект, сервис и приложение компании «Яндекс», с помощью которого пользователи могут генерировать изображения и видео по текстовому описанию с помощью нейросети YandexART, а также тексты с помощью YandexGPT.