Найти в Дзене
Infinita Book

Поль Сезанн: неудачник и новатор + 15 картин

Поль Сезанн (1839-1906) по праву считается одним из ключевых фигур в истории современного искусства. Его новаторский подход и поиски формы сделали его ведущим представителем постимпрессионизма, а также вдохновили развитие таких направлений, как кубизм и абстрактное искусство. Будущий художник родился 19 января 1839 года в южнофранцузском городе Экс-ан-Прованс. Несмотря на то, что Сезанн позже любил изображать себя простым деревенским жителем, Экс был далеко не провинциальным захолустьем. В городе действовали музеи, собрания произведений искусства и даже школа рисования. Семья Сезанна была состоятельной: отец успешно торговал шляпами и имел долю в местном банке. По настоянию строгого и властного родителя Поль в 1859 году поступил на юридический факультет, хотя уже тогда было ясно, что его сердце принадлежит живописи. Эта разница во взглядах часто становилась причиной конфликтов в семье. Тем не менее, спустя два года, в 1861 году, отец уступил: юному художнику позволили отправиться в Пар
"Автопортрет в шляпе-котелке", 1885-1886 гг., частная коллекция
"Автопортрет в шляпе-котелке", 1885-1886 гг., частная коллекция

Поль Сезанн (1839-1906) по праву считается одним из ключевых фигур в истории современного искусства. Его новаторский подход и поиски формы сделали его ведущим представителем постимпрессионизма, а также вдохновили развитие таких направлений, как кубизм и абстрактное искусство.

Будущий художник родился 19 января 1839 года в южнофранцузском городе Экс-ан-Прованс. Несмотря на то, что Сезанн позже любил изображать себя простым деревенским жителем, Экс был далеко не провинциальным захолустьем. В городе действовали музеи, собрания произведений искусства и даже школа рисования.

"Луи-Огюст Сезанн, отец художника, читающий газету "L'Événement", 1866 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Луи-Огюст Сезанн, отец художника, читающий газету "L'Événement", 1866 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

Семья Сезанна была состоятельной: отец успешно торговал шляпами и имел долю в местном банке. По настоянию строгого и властного родителя Поль в 1859 году поступил на юридический факультет, хотя уже тогда было ясно, что его сердце принадлежит живописи. Эта разница во взглядах часто становилась причиной конфликтов в семье.

Тем не менее, спустя два года, в 1861 году, отец уступил: юному художнику позволили отправиться в Париж, чтобы всерьёз заняться живописью. Именно там начался путь, который навсегда изменил визуальное искусство.

"Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)", 1869-1870 гг.,  Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)", 1869-1870 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Переехав в Париж, Поль Сезанн поступил в Академию Сюиса — необычное учебное заведение, больше напоминающее творческую коммуну, чем классическую школу. Здесь не было ни преподавателей, ни оценок, ни официальных курсов. Зато за небольшую плату художники получали доступ к студийному пространству, могли работать с натурщиками и общаться друг с другом, обмениваясь идеями и опытом.

Именно в этой свободной атмосфере Сезанн познакомился с Камилем Писсарро, который стал не только его другом, но и важным наставником. Влияние Писсарро на Сезанна будет ощутимым в течение многих лет, особенно в том, как он воспринимает свет, форму и природу.

"Дом повешенного в Овере", 1873 г., Музей Орсе, Париж
"Дом повешенного в Овере", 1873 г., Музей Орсе, Париж

Камиль Писсарро, родившийся на острове Сен-Тома в Вест-Индии, стал одной из ключевых фигур в истории импрессионизма. Обладая не только выдающимся художественным даром, но и настоящим педагогическим талантом, он с готовностью делился своими знаниями с молодыми художниками. Писсарро помогал им постигать тонкости пленэрной живописи и участвовал во всех выставках импрессионистов.

"Натюрморт с семью яблоками", 1878 г., Собрание Тоу, Нью-Йорк
"Натюрморт с семью яблоками", 1878 г., Собрание Тоу, Нью-Йорк

Именно Писсарро сыграл решающую роль в становлении Поля Сезанна как пейзажиста. В начале 1870-х годов, под его влиянием, Сезанн отошёл от мрачных, экспрессивных образов раннего периода и открыл для себя живописную силу природы. Благодаря Писсарро он овладел основами импрессионистской техники, научился работать с цветом и светом — и навсегда изменил своё художественное направление.

"Гора Сент-Виктуар с большой сосной", ок. 1887 г., Галерея Курто, Лондон
"Гора Сент-Виктуар с большой сосной", ок. 1887 г., Галерея Курто, Лондон

Однако Париж сначала оказался для Сезанна враждебным. Он был замкнут, с трудом входил в новые компании и испытывал неловкость в общении. Помощь пришла от давнего друга — писателя Эмиля Золя, который уже завоевал определённое имя в литературных кругах. Золя познакомил Сезанна с представителями авангардной богемы, включая будущих импрессионистов, и привёл его в кафе "Гербуа" — культовое место для художников и писателей того времени.

"Курильщик", 1891 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Курильщик", 1891 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эмиль Золя, будущий классик французской литературы, был другом Сезанна с самого детства — они вместе росли в Эксе-ан-Провансе. Позднее Золя стал знаменит благодаря своему острореалистичному литературному проекту — эпопее "Ругон-Маккары", которая потрясла французскую публику беспощадной точностью и социальной откровенностью.

Помимо писательской карьеры, Золя также активно занимался художественной критикой. Именно его связи и поддержка оказались крайне важны для Сезанна в первые годы пребывания в Париже, когда тот пытался пробиться в мир искусства.

Однако их тесная дружба оборвалась в 1886 году. Причиной стал роман Золя "Творчество", в котором главный герой — художник, погружённый в борьбу с собственным талантом и одиночеством, — слишком явно напоминал Сезанна. Художник воспринял этот образ как насмешку и предательство, увидев в нём болезненно узнаваемое и искажённое отражение самого себя. С тех пор они больше не общались.

"Игроки в карты", 1892-1893 гг., семейное собрание эмира Катара
"Игроки в карты", 1892-1893 гг., семейное собрание эмира Катара

Сезанн, мягко говоря, не сразу вписался в богемную среду. Жюли Мане, племянница Эдуарда Мане, позже вспоминала: "Он выглядел как разбойник, с воспалёнными глазами, а говорил так, что тарелки тряслись". Но за грубоватой внешностью скрывался тонкий и благородный человек — и это, в конце концов, смогли распознать его коллеги.

В первое время парижское окружение практически не повлияло на стиль Сезанна. Его ранние полотна оставались глубоко личными и мрачными по духу. В них ощущался отголосок романтизма и влияние таких мастеров, как Эжен Делакруа — в выразительной манере письма, насыщенных тёмных тонах и сильных контурных линиях. Однако за этой экспрессией скрывались тревожные темы: сцены насилия, упадка и смерти, — всё это придавало его работам тяжёлый, даже пугающий характер.

"Большие купальщицы", 1898-1905 гг., Художественный музей Филадельфии
"Большие купальщицы", 1898-1905 гг., Художественный музей Филадельфии

Неудивительно, что подобные картины не вызывали восторга у жюри официального Салона: заявки Сезанна снова и снова отвергались. Возможно, этот творческий гнев отражал и внутренние конфликты художника. После 1869 года его отношения с отцом серьёзно осложнились: Поль вступил в тайную связь с натурщицей Гортензией Фике. В 1872 году у них родился сын, но Сезанн долго скрывал факт отцовства — понимал, что его суровый отец не одобрил бы ни выбор спутницы, ни внебрачного ребёнка.

Кроме того, финансовое положение было скромным: молодой художник содержал семью почти в одиночку. Это во многом объясняет осторожность и скрытность, с которой он относился к личной жизни.

"Портрет Амбруаза Воллара", 1899 г., Малый дворец, Париж
"Портрет Амбруаза Воллара", 1899 г., Малый дворец, Париж

Изменения начались в 1870 году, когда Сезанн и Гортензия покинули Париж и перебрались в деревушку Л’Эстак, недалеко от Марселя, чтобы избежать призыва в армию во время франко-прусской войны. Затем последовали переезды: Понтуаз в 1872 году, затем Овер-сюр-Уаз в 1873-м. Именно там Сезанн стал чаще работать бок о бок с Камилем Писсарро, и под влиянием друга его стиль начал трансформироваться — становясь светлее, свободнее и внимательнее к окружающему миру.

Этот период стал для Поля Сезанна переломным. Под влиянием Камиля Писсарро его живопись изменилась радикально: вместо тревожных, тёмных сюжетов ранних лет он обратился к пейзажам, впитав основы импрессионизма. Палитра художника стала ярче, мазки — легче и короче, а композиции — воздушнее. Однако самым значительным открытием стало для него само пространство под открытым небом. Пленэр, столь любимый импрессионистами, стал для Сезанна не просто техникой, а внутренней потребностью, которой он оставался верен всю жизнь.

"Натюрморт с яблоками и апельсинами", 1899 г., Музей Орсе, Париж
"Натюрморт с яблоками и апельсинами", 1899 г., Музей Орсе, Париж

Сезанн принимал участие в первой (1874 г.) и третьей (1877 г.) независимых выставках. Публика встретила его работы в штыки: многие критики не жалели насмешек и язвительных комментариев. Но были и те, кто увидел в его картинах нечто новое — среди них коллекционеры Арман Дориа и Виктор Шоке, которые первыми начали приобретать его полотна. Тем не менее резкое неприятие со стороны публики глубоко задело художника, и он на целое десятилетие отошёл от участия в публичных выставках.

"Замок Шато Нуар", 1900-1904 гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Замок Шато Нуар", 1900-1904 гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон

Оставшись в стороне от шумного художественного мира, Сезанн продолжал работать в уединении, постепенно отходя от канонов импрессионизма. Хотя он по-прежнему писал на природе, внимание его всё больше сосредотачивалось не на переменчивом свете, как у Клода Моне, а на устойчивой, глубинной структуре предметов. Он стремился не просто отразить внешний облик, а проникнуть в сущность вещей, уловить их внутреннюю логику и ритм.

Подобно тому как Моне бесконечно возвращался к образу стога сена или Руанского собора, Сезанн снова и снова писал одну и ту же природную форму — гору Сент-Виктуар неподалёку от Экс-ан-Прованса. Но подходы у них были разными. Моне работал быстро, стремясь зафиксировать мимолётные изменения света. Сезанн же подходил к делу вдумчиво и неспешно: он не делал традиционных эскизов, а начинал с лёгких угольных набросков, намечая основные линии, а затем постепенно наполнял изображение цветом, словно собирая картину из соединяющихся цветовых пятен.

"Гора Сент-Виктуар", ок. 1904 г., Художественный музей Кливленда
"Гора Сент-Виктуар", ок. 1904 г., Художественный музей Кливленда

В поздних работах Сезанна — особенно в его видах горы Сент-Виктуар — можно заметить, как привычные объекты начинают растворяться в цветовых плоскостях. Дома, дорожки и изгороди теряют чёткие контуры и превращаются в геометрические формы. Эти полотна выглядят так, будто находятся на грани между пейзажем и абстракцией, предвосхищая искусство XX века.

"Пейзаж в Эксе (Гора Святой Виктории)", ок. 1906 г., Пушкинский музей, Москва
"Пейзаж в Эксе (Гора Святой Виктории)", ок. 1906 г., Пушкинский музей, Москва

Кубисты, включая Пикассо и Брака, видели в Сезанне своего предшественника. Его идеи о структуре, форме и множественной перспективе стали основой для нового направления.

Общественное признание пришло к Полю Сезанну лишь в зрелом возрасте. Долгое время его работы почти не выставлялись в Париже и оставались в тени. Всё изменилось в 1895 году, когда влиятельный галерист Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку художника. Это событие стало поворотным моментом как для самого Сезанна, так и для развития современного искусства. Молодые художники были поражены новаторским подходом мастера и быстро провозгласили его лидером нового направления. Воллар, предчувствуя значимость художника, выкупил все произведения из одной из его мастерских.

"Посвящение Сезанну", Морис Дени, 1900 г., Музей Орсе, Париж. На картине представлен натюрморт Сезанна "Ваза с фруктами, бокалом и яблоками" (1879-1880 гг.)
"Посвящение Сезанну", Морис Дени, 1900 г., Музей Орсе, Париж. На картине представлен натюрморт Сезанна "Ваза с фруктами, бокалом и яблоками" (1879-1880 гг.)

В 1901 году Морис Дени представил полотно "Посвящение Сезанну" в Салоне, а уже в 1904 году была организована выставка, посвящённая творчеству Сезанна. Смерть художника в октябре 1906 года не прервала растущую волну интереса — наоборот, она усилила его культ. Уже в следующем году, в 1907-м, прошла масштабная мемориальная экспозиция, вызвавшая большой резонанс.

В последующие годы его влияние только росло. Выставки 1910 и 1912 годов, посвящённые постимпрессионистам, окончательно закрепили за Сезанном статус основоположника нового художественного мышления — того самого, что подготовило почву для кубизма, абстракции и целого века экспериментов.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: