За более чем 50 лет журналистской практики у меня было много интересных интервью.
Как правило, моими собеседниками были увлеченные своим делом или профессией талантливые люди.
С одним из них - самобытным московским мастером по дереву Анатолием Ивановичем Лапшиным я встретился в 2004 году на Всероссийском Выставочном центре (бывшем ВДНХ) во время работы очередной международной выставки «Охота и рыболовство на Руси», где он представлял свою удивительную коллекцию деревянных рыб.
С чего все начиналось?
Есть у меня в столице друзья, они много ездят по миру, привозят после своих путешествий различные сувениры. В том числе и всякие подделки, фигурки, вырезанные из дерева. Пришел как-то в гости, после традиционного хлебосола повертел в руках одну такую занятную вещицу и поспорил с хозяином, что сделаю такую же. Ударили по рукам и… начал резать и творить. Сначала вырезал ложку (на ней, собственно, спор и выиграл), затем были деревянные вазы, подносы, рамки, так и дошел до «большого рыбного дела»…
А как возникла идея сделать коллекцию рыб из дерева?
Сначала вырезал несколько рыб для выставки в Германии, в Гамбурге. Один из ее организаторов чуть позже приехал в Москву, побывал у меня дома, увидел другие мои творения и подсказал мне идею заняться этим проектом, ведь никто в мире этого еще не делал. Взялся за дело, для начала вырезал 30 рыб - получил золотую медаль ВВЦ, затем еще 70 - снова получил здесь награду, на сегодняшний день в моей коллекции уже более 120 деревянных рыб и рыбок…
Как рождаются ваши произведения, кто выступает их прообразами?
Основной материал беру из книг, хотя, конечно, общался с учеными и специалистами. Они, кстати, и подсказали тематическое направление моей коллекции - вырезать поначалу древних рыб, которые жили в морях и океанах 500 миллионов лет назад – трилобитов. Сделал. Затем подошла очередь так называемых хордовых рыб – океанских, морских, речных. Сегодня я вырезаю именно их деревянные прототипы, а потом возьмусь делать наших, хорошо известных – речных…
Анатолий Иванович, глядя на ваши изделия, трудно поверить, что все рыбы коллекции взяты из жизни и существуют в реальности?
Нет, конечно. Есть несколько стилизованных рыб, придуманных, как говорится, фантазией мастера. Но в целом все как в природе, разве что размерами поменьше…Это и рыба-лоцман, и рыба-луна, и удильщик…
А по цвету, уж больно ваши рыбки яркие и разномастные?
Опять-таки, посоветовался с учеными, художниками, мастерами по делу.
Сказали так, природа природой, но это, все-таки, не слепое копирование, а искусство - подбирай цвет, как душа подскажет и пожелает. Делай так, чтобы было красиво и народу нравилось. Хотя некоторые рыбы, например, та же рыбка - клоун и в природе, в океане имеют такую же яркую оригинальную окраску.
Были как-то на выставке знакомые ихтиологи, недавно вернувшиеся из экспедиции по Африке, подтвердили, очень похоже, прямо как в Красном море…
Как долго идет процесс изготовления одной деревянной рыбки, из какого материала вы делаете свою коллекцию?
В общем-то, я работаю быстро. Делаю за день несколько заготовок, фигурок, естественно, необработанных и неокрашенных. А готовая рыба получается, как правило, одна. Материал самый простой – липа, осина, каштан, дуб, бук…
Анатолий Иванович, можно ли говорить о неком « ноу-хау» мастера по дереву Лапшина. Ведь чисто внешне большинство ваших произведений будто бы сделаны из дорогого «красного», «черного» дерева и так далее?
Все дело в обработке и подготовке дерева к работе. Есть, конечно, и кое-какие секреты. Сушу заготовки особым способом, затем «морю», крашу и так далее. Словом, это надо видеть. Не хочу хвастать, но некоторые мои экспонаты объездили со мной почти всю Европу и, как видите, выдержали испытания и временем, и руками. Ведь многие посетители уже не один раз держали ими и эту знаменитую ложку, и вазу, не говоря уже о рыбах.
А как долго продолжается ваша необыкновенная « деревянная» рыбалка? И что вы планируете делать дальше с коллекцией?
Собственно рыбами занимаюсь с сентября 2002 года. И планы самые грандиозные. Не скрою, после первых показов, многие просили продать те или иные экспонаты. Иногда за неплохие по нашим временам деньги. Но, слава богу, на жизнь пока хватает, да и каждую рыбку после такой купли-продажи надо было бы восстанавливать. А меня тут хотят познакомить с одним человеком, у которого имеется коллекция лягушек: из дерева, стекла, керамики, всего около 10 тысяч штук…А чем я хуже…
Анатолий Иванович, а что думает мастер по дереву Лапшин по поводу занесения своей удивительной коллекции рыб из дерева в знаменитую книгу Гиннеса?
Я то не против. Тем более, что мне сказали – пока в мире такой коллекции еще никто не делал. Вот вырежу 200 рыб – буду что-то думать...
И, все-таки, какова конечная цель вашего увлекательного проекта?
Закончить начатое интересное дело, завершить изготовление морских и океанских рыб и приступить к работе над нашими речными рыбами, их где-то будет около 60 штук. Об этом, кстати, очень просят многие мои друзья-рыболовы. Точно не подсчитывал, но осталось мне « поймать» в свою коллекцию 80-100 штук. Думаю – справлюсь…
Прошли годы.
Рад сообщить читателям и подписчикам своего канала, что Анатолий Иванович Лапшин жив, здоров и продолжает свое интересное дело. В этом году самобытному мастеру стукнуло 89 лет!
Пожелаем ему крепкого здоровья и творческих успехов!
Жду отзывов и ... подписывайтесь на мой канал!