“А не написать ли нам про музыку Иоганна нашего Себастьяна Баха?”-подумали как-то раз мы с Сент-Элиасом. Ну, а что? Раз мы с лёгкостью разобрали в своё время две самые известные работы Петра Ильича нашего Чайковского-“Времена Года” и “Щелкунчик”-так почему бы нам и другие классические произведения не разобрать??? И взялись мы за Брандербургские концерты...Брандербургские концерты(Brandenburgische Konzerte)- это цикл из шести оркестровых концертов, сочинённых Иоганном Себастьяном Бахом и преподнесённых в дар прусскому принцу (он жеж маркграф, как это ни странно) Кристиану Людвигу Брандербург-Шведтскому в 1721 году. И самое интересное, что название Брандербургских концертам дал не сам Бах, а один из его биографов(такие вот дела, вот и живите теперь с этим)...Точная дата сочинения данных концертов неизвестна-вероятней всего, это было во время работы в Кётене или даже раньше...ведь композиторы-народ не особо торопливый, если лейбл или заказчик не подгоняют...
Бах послал ноты концертов в подарок маркграфу, надеясь на место придворного руководителя оркестра. Для этого он переписал концерты каллиграфическим почерком(вот заморочился-то Иоганн Иоганныч, а...). Однако маркграфу сие было как собаке пятая нога-абсолютно бесполезным, ибо попробуй сыграй концерты минимум на семнадцать (семнадцать, Карл!!!) инструментов, когда у тебя при дворе всего шесть музыкантов...вот и легли они на полку аж до 1734 года, когда тот самый маркграф благополучно помер, и во время делёжки наследства эти сочинения были оценены в 24 гроша, то бишь 4 гроша за каждый из шести концертов...такие вот дела...
А что было дальше? А дальше каким-то волшебным образом, не затерявшись окончательно и бесповоротно во время перехода от владельца к владельцу, автографы Брандербургских концертов попали в хранилища Берлинской библиотеки и лежали себе там довольно долго, пока не наступил 1847 год. А в 1847-м году, когда в библиотеке проводилась плановая каталогизация, на них наткнулся хранитель фондов этой библиотеки Зигфрид Ден. И в итоге с его лёгкой руки в 1850 году эти концерты стали широко известны людям, но есть нюанс: их было невозможно сразу ввести в концертный оборот, ибо к тому времени многих инструментов, для которых Бах писал музыку, либо уже не существовало в природе, либо они вышли из употребления. Поэтому (как всегда) обходились тем, чем было, и недостающие инструменты заменяли на современные, а также исполняли большими составами оркестров(тогда была романтическая (романтическая, Карл!!!) мода на масштабные звучания (а кто-то до сих пор фанатеет от масштабных звучаний). В 21-м веке аутентичное исполнительство отточило свой инструментарий и создало новую культуру звучания барочной музыки, и теперь звучание Брандербугрских концертов примерно такое, как во времена Баха.
И да, кстати, упомянутый мною выше Зигфрид Ден не какой-нибудь рандомный фиг с горы, а вполне себе серьёзный товарищ, ибо у него учился контрапункту не абы кабы кто, а сам Глинка!(мудрёные фугато в его "Жизни за царя" и тонкая подголосочная полифония "Камаринской"-это влияние тех самых занятий, а уже по конспектам самого Глинки искусство композиции изучал Александр Сергеевич Даргомыжский). Ден и Глинка так тесно дружили, что когда последний умер прямо в доме у Дена, тот проводил его в последний путь и организовал его похороны в Берлине. Также учеником Дена был Антон Рубинштейн, однако, цитируя Каневского, это была уже совершенно другая история...
А теперь перейдём к самим Брандербургским концертам. Одеваем наушники и аж на целых 59 минут пропадаем в лабиринте из шести концертов в стиле барокко...
Концерт № 1 в фа-мажор(BWV 1046). В 1-м концерте присутствуют сразу две партии охотничьих рожков (в академических оркестрах их заменяют валторны, а то рожки для академических оркестров-как-то несерьёзно), три партии гобоя, фагот и скрипка-пикколо, а кроме того, две партии скрипки, одна партия альта и генерал-бас для аккомпанемента(кто не знал, генерал-бас-это басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия-интервалы и аккорды), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует) аккомпанемент). Этот конкретный концерт- единственный, состоящий из четырёх частей, ибо все остальные пять частей состоят ровно из трёх частей каждая... И перейдём к разбору всех четырёх частей...
-Allegro. Вполне себе расслабляющее allegro. Кого как, а меня подобные мотивы в классической музыке успокаивают запросто на раз-два...
-Adagio. Лёгкое для восприятия adagio с привкусом романтики в стиле барокко(барокко у Баха-любим, умеем, практикуем).
-Allegro(2). Расслабляющее allegro, дубль 2...не совсем, конечно, дубль-это в Лексевну вселились сразу все крутые режиссёры всех времён и народов, вот она так и выразилась...а второе allegro ничуть не хуже первого...
-Menuet. Эта часть очень хитро сложена: состоит она из четырёх повторений одного менуэта, а между ними-два трио и полонез (не путать с майонезом)...такой вот музыкальный бутерброд, и вполне себе легкоусвояемый ухом, и не только...
Концерт № 2 в фа-мажор(BWV 1047). Концерт написан в форме кончерто гроссо(то есть в форме чередования и противопоставления звучания всего состава исполнителей) и состоит из партий блокфлейты, трубы in F, гобоя, скрипки соло, двух концертных альтов и генерал-баса. Первая и третья части Второго концерта отличаются мелодически развитой партией трубы, требующей от исполнителя безукоризненного(читай-абсолютного) слуха и технического мастерства, а особенно с учётом требования аутентичного инструментария. В академическом оркестре аутентичная натуральная труба заменяется хроматической (вентильной), а иногда - валторной, которая исполняет партию на октаву ниже. Во второй части концерта труба не используется. Кстати, вторая часть написана в параллельном ре миноре и основана на двух темах, а третья-в форме фуги.
-Allegro. Вполне такое резвое и живописное allegro, аж заслушаться можно...
-Andante. Учитывая тот момент, что термин andante происходит от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти», и до начала использования метрономов анданте равнялся скорости обычной ходьбы, соответствуя ритму от 69 до 84 ударов, то под эту мелодию можно спокойно идти ровным и спокойным шагом, совершая при этом некий променад...
-Allegro assai. Если разобрать название по косточкам, то allegro переводится как “весело, бодро, радостно, скоро”, а assai-как “весьма, очень”, и в итоге получаем что-то вроде “весьма весело/бодро/радостно/скоро”, или возможен такой вариант- “очень весело/бодро/радостно/скоро”(нужное подчеркнуть). Как раз в этой мелодии чувствуется веселье, бодрость, радость и иже с ними, и она какбы нам намекает: “А не хотите ли пуститься в пляс?”.
Концерт № 3 в соль-мажор(BWV 1048). Тут сплошь и рядом одни струнные инструменты-трём скрипкам, трём альтам и трём виолончелям аккомпанирует генерал-бас (в современных реализациях обычно вместо него используют клавесин); из-за этого данный концерт часто называют прототипом современного струнного квартета...
-Allegro. Уж кто бы что ни говорил, а сочетание струнных с клавесином-самое идеальное во Вселенной...иллюстрировать подобной мелодией сюжет, происходящий во времена Баха или около того-самое оно, прямо в яблочко...
-Adagio. Данная часть состоит всего из одного такта с фригийским кадансом-по ходу, Бах таким вот образом зарезервировал место для каденции одного из музыкантов. Частенько бывает такое, что её при исполнении заменяют сонатой Баха BWV 1021, ибо она завершается тем же кадансом, что и единственный такт второй части-а зря, мелодия абсолютно завлекательная и с привкусом романтики...
-Allegro(2). Как представишь себе, что под эту мелодию можно забабахать вполне себе полноценный бал...ой, держите меня семеро...
Концерт №4 в соль-мажор(BWV 1049). Этот концерт исполняется при помощи скрипки, двух блокфлейт(в наши дни блокфлейту иногда запросто заменяют обыкновенной флейтой), а также альта и инструментов, исполняющих партию генерал-баса. Также есть и другая версия этого концерта-Концерт для двух флейт и клавесина фа мажор, BWV 1057, в котором сольную партию исполняют скрипки, в то время как две флейты или блокфлейты играют те же партии.
-Allegro. А тут запросто можно представить себе, как под эту мелодию идёшь себе радостно и весело, а вокруг тебя вовсю чирикают всякие разноцветные птички...
-Andante. Всё та же история, что и в andante из концерта №2, только с ещё более размеренным шагом...
-Presto. Presto, что с итальянского переводится как “быстро”-это термин, характеризующий особо быстрое исполнение музыкального произведения либо его отрывка; у нас же в России сие при нотной записи именуется “очень быстро”. Как правило, обещает звучать дерзко и даже агрессивно, а сложность партий зачастую требует виртуозного уровня владения музыкальным инструментом, а посему очень широко распространено в хэви-метале и его поджанрах. Тут у нас, конечно, не хэви-метал, но эта мелодия настолько завихрённая, что думается мне, что без долгой предварительной подготовки фиг её сыграешь...если, разумеется, ты не из разряда тех, кто схватывает мелодию на лету и затем воспроизводит на раз-два...(Кстати, если эту мелодию добавить в какую-нибудь хэви-метал композицию, то получится вполне себе интересный контраст...хэви-металисты, советую)
Концерт №5 в ре-мажор(BWV 1050).Этот концерт написан для флейты, скрипки и клавесина с сопровождением скрипки, альта и генерал-баса; считается, что концерт был написан в 1719 г. вскоре после возвращения Баха из Берлина, где он купил новый клавесин для кётенского ансамбля(и новенький инструмент пригодился как раз кстати). В течение концерта у клавесиниста есть масса возможностей показать качество инструмента, особенно он отрывается во время длинной виртуозной сольной каденции в первой части; и многие исследователи видят в этом концерте первоисточник жанра сольного клавирного концерта.
-Allegro. А вот и та самая длинная виртуозная сольная каденция...не, ну согласитесь, есть здесь где отвести душу товарищу клавесинисту, не так ли? Да и у слушателей от этой красивой длиннокаденции на клавесине уши будут просто радоваться не по-детски...как и у меня, между прочим...
-Affetuoso. Affetuoso означает “очень нежно, мягко, томно, страстно, порывисто”. Вот и тут при прослушивании запросто складывается ощущение, будто вам уши(а заодно и душу) намазали то ли мёдом, то ли целебным бальзамом, а то и всем сразу(однако я бы не стала всё смешивать, во избежание полнейшей неразберихи). Особенно мелодия ляжет на душу, если слушать её ранним утром, часиков где-то в 5-6...проверено на практике...
-Allegro(2). Опять клавесинист уходит в отрыв...и флейтист туда же... А случаем ли не этим концертом, в частности этой мелодией, вдохновлялся Пётр Ильич наш Чайковский, в особенности когда он писал “Щелкунчика”? Что-то тут созвучное есть... Впрочем, с одной стороны-вполне возможно, ибо Брандербургские концерты были написаны в районе до 1721 года, а “Щелкунчик” Чайковского-аж в 1892-м...а с другой стороны-фиг его знает, ведь как я люблю говорить, душа у композитора-потёмки...
Концерт №6 в си-бемоль мажор (BWV 1051). Этот концерт написан, как считают многие, первым из шести, и в нём наблюдается противопоставление одной группы из трёх инструментов другой. С одной стороны, в нём звучат так называемые «современные» инструменты: два альта и виолончель, а с другой - так называемые «старомодные»: две виолы да гамба и контрабас. В некоторых местах концерта эти противоположные трио звучат по очереди. Необычным можно назвать отсутствие скрипок, ибо обе сольные линии исполняются альтами (Viola), и это придаёт произведению густую, бархатную окраску.
-Allegro. Очень и очень жизнерадостное с одной, торжественное с другой и возвышенное с третьей стороны многогранное allegro...
-Adagio ma non tanto. Adagio означает “медленно, спокойно”, а ma non tanto-“но не столь”. По сути, если эти два термина соединить вместе, то получаем не такое уж и спокойное, как нам кажется, adagio...то есть, спокойствие здесь присутствует, но и чувство некой тревоги в этой мелодии скользит, как змея в кустах...
-Allegro(2). И завершает всё это такое сногсшибательное и энергичное allegro-ну просто закачаешься... По звучанию эта мелодия для финала всей этой эпопеи-самое оно...
Уффф, признаюсь честно-на обзор по Брандербургским концертам у меня ушло немало времени и ещё больше-нервов... НО Я СПРАВИЛАСЬ, АЛЛИЛУЯ!!! И замечу: слушать Баха-это ещё цветочки...вот писать про Баха-это не всем по зубам... Впрочем, это нас когда-нибудь пугало? Да ни-фи-га!!! Лично меня после Щелкунчика уже ничем не напугать...так что для меня и Бах-не проблема, хотя повозиться с ним пришлось ох как немало...
Что касается самих Брандербургских концертов, то вот столько мелодичности, возвышенности и неимоверной лёгкости я ещё ни у кого и не слыхала...воистину можно назвать Баха одним из гениев своего времени...и как же замечательно, что вот такое великолепие, как Брандербургские концерты, дошли до наших дней, а не затерялись где-то на задворках истории классической музыки...