Пока школьники собирают рюкзаки, бизнес готовится к другому важному событию — с 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в законодательстве о рекламе и цифровой безопасности. Изменения могут существенно повлиять на деятельность предпринимателей, маркетологов, SMM-специалистов, блогеров, инфо-продюсеров, бьюти-мастеров, коучей, селебрити, экспертов по недвижимости, продавцов на маркетплейсах и многих других специалистов, кто активно использует продвижение в запрещённых соцсетях. В этом году значительные поправки коснулись сферы рекламы и противодействия экстремизму. Если проигнорировать новые требования, можно столкнуться с существенными штрафами, блокировкой контента и даже приостановкой деятельности.
Многие блогеры и контент-мейкеры ошибочно полагают, что изменения в законодательстве их не коснутся или что контролирующие органы их не заметят или сначала будут выносить лишь предупреждения. Однако новые поправки — это не просто формальность, а реальные инструменты контроля. Игнорирование требований законодательства может обернуться внезапными проверками со стороны надзорных ведомств и существенными штрафами за нарушения. Например, за скрытую рекламу в соцсетях блогерам-физлицам грозит штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей за один рекламный выход, должностным лицам от 4 до 20 тысяч рублей и юридическим лицам – от 100 до 500 тысяч. Кроме того, принятые поправки имеют обратную силу: под проверку попадет даже реклама, опубликованная до 7 апреля 2025 года. Это значит, что старые посты тоже нужно пересмотреть и при необходимости отредактировать или удалить. Давайте разберемся, какие именно законы меняются, кто будет контролировать их исполнение и что нужно сделать прямо сейчас, чтобы обезопасить свой бизнес в Интернете.
Какие законы стоит изучить
Основные поправки внесены Федеральным законом от 7 апреля 2025 года № 72-ФЗ, который затронул два важнейших документа:
- Федеральный закон "О рекламе" (№ 38-ФЗ от 13.03.2006) – были ужесточены требования к маркировке рекламы, введены новые ограничения на ее размещение
- Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (№ 114-ФЗ от 25.07.2002) – расширен перечень признаков экстремистского контента, который теперь может включать даже косвенные призывы или ассоциации.
Кстати, на июльской встрече Сообщества маркетологов Алтайского края с профессиональным юристом Романом Виноградовым мы как раз разбирали грядущие изменения https://vk.com/wall-211194087_1051.
Как и раньше контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы и информации будет возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), она будет проверять рекламу на соответствие обновленным требованиям, включая корректность маркировки и допустимость размещения, и Роскомнадзор (РКН) – он продолжит выявлять запрещенный контент, в том числе экстремистского характера, а также нарушения авторских прав.
Важно понимать, что проверки могут быть как плановыми, так и инициированными по жалобам пользователей или конкурентов. Поэтому даже если ваш контент кажется вам безобидным, он все равно может попасть под наблюдение контролирующих органов.
Фокус на главном
Давайте подробнее рассмотрим основные нововведения. Одно из самых значимых изменений – дополнение Статьи 5 Закона «О рекламе» частью 10.7 и Статьи 12 закона «о противодействии экстремистской деятельности» пунктом 3. Так, вводится прямой законодательный запрет на размещение рекламы на любых интернет-ресурсах, принадлежащих организациям, признанным экстремистскими или, если судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности организации.
Стоит отметить, что новые правила будут применяться ко всей рекламе. Даже если публикация вышла задолго до принятия поправок, но не соответствует новым требованиям, она может стать основанием для штрафа.
Получается, что рекламу нельзя размещать в организациях, признанных нежелательными и экстремистскими, соцсетях запрещенных компаний (например, Meta* с Facebook* и Instagram*), террористических организациях и на любые ресурсах, заблокированных по решению суда.
То же касается скрытой рекламы. Помимо очевидных случаев (например, замаскированных под личный опыт отзывов), под скрытую рекламу теперь может подпадать многое другое. Поэтому стоит быть аккуратнее с формулировками: не рекомендуем использовать фразы «Подробности в Direct», «Акция только для подписчиков», «Закажи через ссылку в профиле» и т.д. Лучше замените их на более нейтральные, которые позволяют делиться опытом, не нарушая запрет на рекламу: «Разбираю реальные примеры из работы с клиентами», «Более детальный разбор этого вопроса есть в моем блоге» и т.д.
Даже если вы искренне любите продукт, но получаете за его упоминание деньги или бонусы, это должно быть явно обозначено.
Как себя обезопасить?
Чтобы не попасть под санкции, стоит начать действовать уже сейчас:
- пересмотрите все публикации в своих соцсетях за последние несколько месяцев и удалите или отредактируйте те, которые не соответствуют новым требованиям;
- пересмотрите профиль и замените коммерческие формулировки, в постах уделите особое внимание экспертному контенту и полезным материалам без явной рекламы;
- и, главное, перенаправляйте аудиторию только на разрешенные платформы.
Также рекомендуем использовать четкие пометки, например, "На правах рекламы", "Партнерский материал" или "При поддержке [бренда]". И избегайте двусмысленных формулировок. Даже нейтральные, на первый взгляд, фразы могут быть расценены как скрытая реклама.
Чаты под контролем: как изменения в законе «О рекламе» могут ударить по домовым беседам
Казалось бы, безобидные объявления в WhatsAppили телеграмм-чатах — «ремонтирую холодильники», «продаю детские вещи», «предлагаю услуги няни» — тоже могут попасть под действие закона «О рекламе». И хотя на сегодняшний день по домовым чатам нет официальных разъяснений, рекомендуем обезопасить себя и с 1 сентября при размещении любой рекламы в домовых, районных и тематических чатах указывать четкую маркировку («#реклама» или «на правах рекламы»), а также заключать официальный договор с администрацией чата (если это коммерческая площадка).
При несоблюдении требований нарушителям помимо штрафов может грозить проверка со стороны надзорных органов по каждому обращению и блокировка чата при систематическом нарушении.
Почему это серьёзно? Во-первых, жильцы стали бдительнее – многие уже знают, что на рекламу мастеров/услуг можно пожаловаться. Во-вторых, администраторы каналов в ответе за соблюдение законов на своей площадке и, если сами не требуют маркировки - чат могут признать рекламной площадкой со всеми вытекающими последствиями. В-третьих, серьёзные штрафы могут грозить бизнесу — рассылка по чатам теперь рискованнее «холодных» звонков.
Как защититься?
- для частников: добавлять хэштег #реклама даже к простым объявлениям,
- для бизнеса: заключать договоры с админами чатов (образцы есть у юристов РКН),
- для админов: прописать правила публикаций в описании чата.
Авторское право в 2025: как не попасть на штрафы до 500 000 ₽ за картинку из Интернета
В 2024-2025 годах отмечается значительное ужесточение контроля за соблюдением авторских прав в цифровой среде. По данным мониторинга арбитражных дел количество исков о нарушении интеллектуальных прав за год увеличилось на 37%. Средний размер компенсации вырос до 120-500 тыс. рублей и в 83% случаев суды принимают решения в пользу правообладателей. По экспертной оценке Романа Виноградова ключевыми изменениями в правовом поле стало расширение прецедентной базы по ст. 1301 ГК РФ, внедрение автоматизированных систем выявления контрафакта и упрощение процедуры доказывания нарушений.
Сегодня законодательство четко регламентирует использование любых визуальных элементов, охраняемых авторским правом. Под ограничения попадают все виды графики (иллюстрации, коллажи, фоны, элементы дизайна), объекты интеллектуальной собственности (узнаваемые здания, персонажи, логотипы) и персонализированный контент (фотографии людей, произведения искусства). Даже фоновое изображение или скриншот приложения могут стать причиной претензий, если права на них принадлежат третьим лицам. Без письменного разрешения правообладателя использование таких материалов теперь однозначно трактуется как нарушение.
Нарушения, связанные с авторскими правами, выявляются разными способами. В России нет отдельного надзорного органа, который следил бы за размещенным контентом. Поэтому авторы изображений и правообладатели могут самостоятельно мониторить интернет с помощью специальных сервисов типа TinEye или вручную, а в точках с открытым доступом к звуковому сопровождению: магазины, салоны, торговые центры, заведения общественного питания активно работают агенты Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Помимо этого, юридические компании и их представители проводят контрольные закупки и фиксируют нарушения.
Для того, чтобы избежать проблем необходимо запомнить: без юридического оформления — ваши гарантии лишь на словах. Поэтому, обязательно заключайте договор и прописывайте в нём границы своей ответственности. А также используйте только лицензионный контент, например, музыку из бесплатных библиотек или стоковые фото с разрешением на коммерческое использование.
Что в итоге
Подытожим, с 1 сентября 2025 года вступают в силу важные изменения в Российском законодательстве. Главное нововведение — полный запрет на размещение рекламы на любых информационных ресурсах организаций, признанных экстремистскими.
Особое внимание будет уделяться правильной маркировке рекламных материалов. Все коммерческие публикации должны содержать четкие и заметные пометки типа «#реклама» или «на правах рекламы». Под запрет попадает любая скрытая реклама, включая такие распространенные практики, как «эксклюзивные предложения для подписчиков» или личные рекомендации при наличии коммерческой выгоды.
Серьезные изменения коснулись и сферы авторского права. Теперь запрещено использование любых визуальных материалов без соответствующего разрешения правообладателей. Причем под ограничения попадают даже фоновые изображения и второстепенные графические элементы.
Важно отметить, что новые правила имеют обратную силу и применяются ко всему контенту, и к опубликованному ранее 1 сентября 2025 тоже.
Изменения, совсем скоро вступающие в силу, требуют от бизнеса и блогеров повышенного внимания к своему контенту. Чтобы избежать штрафов и блокировок пора начинать действовать. Главное – не откладывать. Лучше потратить несколько дней на проверку сейчас, чем потом разбираться с последствиями. Начните уже сегодня – и ваш бизнес пройдет этот переходный период без потерь.
Посмотреть полную видеозапись встречи с юристом Романом Виноградовым на тему «Digital-маркетинг на грани закона: реклама и контент в 2025 году» можно в Сообществе маркетологов Алтайского края во Вконтакте.
P.S. Важное дополнение!
Пока материал готовился к публикации, Госдума приняла в третьем чтении поправки в статью 13 КоАП РФ. Ее дополнили пунктом 53, который запрещает «Поиск и получение доступа к заведомо экстремистским материалам, в том числе с использованием VPN и других инструментов обхода блокировок». С 1 сентября 2025 года за рекламу VPN сервисов предусмотрены штрафы от 50 до 80 тысяч рублей для граждан, от 80 до 150 тысяч для должностных лиц, от 200 до 500 тысяч для юрлиц. Что под запретом? Реклама VPN-сервисов, инструкции по их использованию для доступа к запрещённым ресурсам, а также любые призывы к обходу блокировок.
*Компания Meta признана экстремистской организацией в РФ.
Авторы статьи внештатный маркетолог Наталья Майер и студентка 2-го курса специальности «Медиакоммуникации» РАНХиГС Вероника Поломарчук.