Вы нашли антикварную или раритетную книгу и хотите понять: перед вами подлинное издание или поздняя копия, репринт, а может быть подделка?
В этой статье разберемся, как самостоятельно определить подлинность старинной книги, на что обратить внимание и какие признаки особенно важны.
1. Выходные данные и дата издания
Начнем с простого. Первое, что нужно сделать — найти титульный лист и изучить информацию об издательстве, годе и месте печати.
Что здесь важно понимать:
- На некоторых изданиях дата может быть указана римскими цифрами или даже кириллицей. Как писали цифры кириллицей →
- В дореволюционных книгах возможны старостильные даты — до реформы 1918 года (разница в 13 дней).
- Проверьте, нет ли пометки вроде «репринтное издание», «факсимиле» или современных ISBN — это признаки позднего переиздания. Репринтные переиздания XX века часто маскируются под старину.
Узнав датировку, сверьте ее с историей издательства. Бывают случаи, когда книга «вроде бы издана», а издательства еще не существовало.
С церковной литературой часто возникает много вопросов, в ней может, например, отсутствовать классический титульный лист или быть множество перепечаток. В таких случаях приходится опираться на косвенные данные, о которых мы говорим ниже.
Как определить год издания старой книги →
2. Материалы книги
Подлинность часто можно определить по физическим характеристикам книги:
2.1. Цвет бумаги:
На Руси бумагу начали изготавливать в XVI веке при Иване Грозном. Первая бумага была темной и плохой — ее делали из ветоши (обрывки ткани). Позже производство закрыли и возобновили только при Петре I — ее делали по-прежнему из ветоши или хлопка, но качество стало лучше.
Важный нюанс. До начала XVIII века цвет старинной книги имел ярко выраженный «янтарный» цвет. В 1799 году химик Чарльзом Теннантом впервые получил белый цвет бумаги, путем гашения извести в хлоре. Поэтому никакой белой бумаги в старинных книгах до 1799 года речи быть не может.
В 1857 году бумагу стали массово производить из дерева — она менее плотная и более подрежена желтению. При осмотре антикварной книги стоит обратить на это внимание.
Если коротко, бумага:
- XVI век — темная, плотная
- XVII век — янтарный цвет, плотная
- XVIII век — белесая, плотная
- XIX век — рыхлая, подвержена желтению
2.2. Филигрань (водяной знак)
Водяной знак на бумаге можно увидеть, поднеся лист к свету. Узоры, буквы, гербы указывают на мануфактуру и период.
Русские книги XVII века отличались геральдикой оловянного «кувшина» с разным количеством ручек. Помимо него могла быть использована ваза с цветами. Во второй половине XVII века типом филиграни была «голова шута».
Если книга не имеет филиграней, тогда важно обращать внимание на полосы вержеры и понтюзо — следы каркаса сетки, на который застывала бумажная масса. Их также видно при просвете бумаги.
В разные периоды времени использовался разный каркас, соотвественно полосы сетки располагались то ближе, то дальше друг от друга. По этим признакам можно определить год печати книги.
3. Формат и конструкция книги
Если вы ищите настоящие старинные книги, то должны понимать, что привычный нам прямоугольный формат пришел на смену свитков и рукописных изданий после XVI века.
В XVI веке, с появлением книгопечатных станков, принят за основу прямоугольный формат для печати книг. Прямоугольные отпечатанные листы складывали в стопку и сшивали по краю.
Если вы собираетесь купить старинную книгу и рассматриваете печатное издание датированное ранее XVI века — знайте, что это подделка, прямоугольных книг в то время существовать не могло.
Для сведения: первая печатная книга на Руси «Апостол» была выпущена в 1564 году. Если найдете книгу издательства раньше этой — перед вами подделка.
Что касается переплета, то здесь стоит обратить внимание на:
- Корешки на шнурах, видимые крепления, ручной прошив — все это признаки старого изготовления.
- Кожаные и тканевые переплеты с узорами, золочением тиснением характерны для книг XVII–XVIII вв.
- В XVIII-XIX веках появляются полукожаные переплеты, а также издательские картонажи. В этот же период времени популярны книг с мраморным переплетом →
4. Особенности печати
На что здесь стоит обратить внимание:
- В старых книгах шрифт набирался вручную, часто с легкими смещениями, неравномерностью краски. Равномерно печатать страницы начали только в конце XIX века.
- В старопечатных книгах часто можно встретить декоративные заставки, гравюры, инициалы — особенно в церковных изданиях. Буквица в старинных книгах →
- Типографская орфография: замена «и» на «i», «ѣ» на «е», «ѳ» на «ф» может указывать на дореформенную печать.
Отдельного внимания стоит нумерация. Номера страниц размещались в правом верхнем углу на каждом листе.
С начала XVI века ставились арабские цифры. С середины XVI века каждая страница нумеровалась по принципу: нечетные — в левом углу, четные — в правом. Подробнее про нумерацию →
В случае, если возникает сомнение, касаемо подлинности старинной книги из-за нумерации, ее всегда можно сравнить с электронной версией на сайте Российской государственной библиотеки.
5. Состояние страниц
Как ни странно, важно обращать внимание и на заплесневелость страниц или другие загрязнения при осмотре книги.
Например, если на книги есть следы грибка — то они должны быть симметричными по отношению к двум соседним листам. Это говорит, о том, что листы были совмещены некоторое время, когда книга лежала на хранении с нарушением микроклимата в помещении.
При этом грибок распространяется хаотично, поэтому на других листах должно наблюдаться смещение следов грибка.
Подделать натуральные следы очень сложно.
6. Сверка с каталогами
Проверка подлинности невозможна без сравнения, пожалуй, это самый лучший способ убедиться в подлинности книги. Найденный вами экземпляр можно сравнить с такими каталогами, как:
- Библиографические указатели Сопикова, Смирдина, Битова.
- Онлайн-каталоги РГБ, НЭБ, зарубежных библиотек (WorldCat).
- Частные коллекции и электронные репозитории (eLIBRARY, Google Books, archive.org).
Многие экземпляры старинных книг уже оцифрованы и имеют наглядные скан-копии в перечисленных каталогах.
Если книга полностью совпадает с оцифрованным экземпляром, включая ошибки набора, расположение текста, заставки — это весомое доказательство подлинности.
Reставрация ©