Найти в Дзене

История ГПЗ-4 в городе Самаре ( ранее Куйбышев)

Фронт ждать не мог. Для оборонных предприятий в первую очередь нужны были танковые подшипники. Но делать их в Куйбышеве было некому, поскольку цех танковых подшипников №2 был отправлен в Томск, куда он добирался целый месяц. Однако, там места для большого цеха не нашлось, и тогда Госкомитет обороны вернул цех в Куйбышев, куда он добирался ещё дольше. Благо отделение шариковых подшипников о сразу приехало на Волгу. Подшипниковый завод в Куйбышеве начал работать в ноябре 1941 года, а 21 ноября 1941 года считается днём рождения завода, в этот день был выпущен первый подшипник, а вернее, первую партию подшипников почти в 10 тысяч штук. С этого дня можно говорить о заводе в Линдовом городке как о Четвёртом государственном подшипниковом заводе (ГПЗ №4). С каждым днем на заводе наращивали выпуск. В декабре 1941 года собрали уже 62 тысячи подшипников. Всего за годы великой Отечественной Войны было произведено почти 50 миллионов подшипников. В августе 1942 года заводу впервые было присуждено зн

Фронт ждать не мог. Для оборонных предприятий в первую очередь нужны были танковые подшипники. Но делать их в Куйбышеве было некому, поскольку цех танковых подшипников №2 был отправлен в Томск, куда он добирался целый месяц. Однако, там места для большого цеха не нашлось, и тогда Госкомитет обороны вернул цех в Куйбышев, куда он добирался ещё дольше. Благо отделение шариковых подшипников о сразу приехало на Волгу.

Подшипниковый завод в Куйбышеве начал работать в ноябре 1941 года, а 21 ноября 1941 года считается днём рождения завода, в этот день был выпущен первый подшипник, а вернее, первую партию подшипников почти в 10 тысяч штук. С этого дня можно говорить о заводе в Линдовом городке как о Четвёртом государственном подшипниковом заводе (ГПЗ №4).

С каждым днем на заводе наращивали выпуск. В декабре 1941 года собрали уже 62 тысячи подшипников. Всего за годы великой Отечественной Войны было произведено почти 50 миллионов подшипников.

В августе 1942 года заводу впервые было присуждено знамя Госкомитета обороны, его он завоевывал всю войну, и знамя в конечном итоге осталось здесь на вечное хранение. 23 января 1943 года предприятие получило орден Ленина.

Когда Великая Отечественная Война закончилась, стало ясно, что работу предприятия нужно серьезно перестраивать. Руководство завода хорошо понимало, что дальше развиваться на устаревшем и изношенном оборудовании нельзя. Поэтому первым делом на предприятии создали экспериментально-технологический цех и станкоремонтное, а затем станкостроительное производство. В это же время безымянское производство конических подшипников преобразовали в 9-ый ГПЗ.

Развивалась и энергосистема завода. В 1948 году в строй ввели стационарную котельную, заменившую восемь паровозов, дававших тепло предприятию всю войну. Начал работать цех специальных приборных и миниатюрных подшипников, который со временем вырос в отдельное большое производство — завод приборных подшипников.

В 1965 году с конвейера 4 ГПЗ сходило более 70% подшипников, необходимых для нужд оборонной промышленности. Выпуск достиг 200 миллионов в год. Внедрены важнейшие технические новинки — жесткие опоры, искусственные алмазы «Эльбор», короткие автоматические линии, новые модели станков, раскаточные машины и многое другое.

В 1968 году закончилось строительство инженерного корпуса, в 1971 году — второй очереди корпуса «А», который в 1996 году был преобразован в завод специальных подшипников.

3 октября 1981 года было образовано производственное объединение «ГПЗ-4» в составе ГПЗ-4, ГПЗ-9, ГПЗ-31 и РПЗ.

Предприятие продолжало успешно работать и сохраняло лидерство в отрасли вплоть до конца 1980-х годов. В мае 1987 года в состав ГПЗ №4 вошёл опытный завод технологического оборудования (ОЗТО). После этого численность производственного объединения превысила 44 тысячи человек.

Распад ГПЗ-4 начался в 1988 году. Тогда из состава производственного объединения был выведен ГПЗ №9, который стал самостоятельным предприятием и успешно функционирует в настоящее время.

Сие преобразование не пошло на пользу производственному объединению. Началось бурное снижение численности рабочих. Если в 1980 году на заводе трудилось 34 тысячи человек, то в 1985 году численность сотрудников составила 31 тысячу человек, в 1995 году – 13,3 тысяч человек, в 2005 году – 2,3 тысячи человек. Сократились и объёмы производства – в 35 раз по отношению к уровню 1980 года.

1 апреля 2007 года производство подшипников на заводе прекратилось. В Самаре остались работать только ГПЗ №9 и завод авиационных подшипников (ЗАП). За всю историю ГПЗ №4 выпустил в свет почти 8 миллиардов подшипников.

Четвёртый государственный подшипниковый завод награждён двумя орденами Ленина (в 1943 и в 1971 годах), знаменем государственного комитета обороны (в 1946 году), медалью Совета министров СССР и ВЦСПС (в 1968 году). Медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941 — 1945 годов» награждены 5 тысяч сотрудников завода. Четырём работникам завода присвоено звание Героя советского Союза, трём работникам завода присвоено звание Героя Социалистического труда, 1031 сотрудник завода награждён медалями и орденами Советского Союза.

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года

источник