Найти в Дзене

«В “Шередаре” я вспомнила, кто я: не мама, не беженка — просто человек»

Они потеряли дом, но смогли сохранить самое главное — особую связь между матерью и сыном. Александра и Арсений Р. приехали в «Шередарь» из Бахмута, и за несколько дней программы здесь произошло то, чего не смогли дать месяцы вынужденных скитаний: они снова научились быть просто семьей. Их история — о том, как маленькие моменты тепла помогают залечить большие раны. — Александра, как вы узнали о «Шередаре»? — Про «Шередарь» мне рассказала подруга, она говорила о нем с такой теплотой. Сразу было понятно, что это что-то особенное, и я очень хотела попасть туда. На тот момент я была полностью вымотана — морально, эмоционально. Мне отчаянно нужна была передышка и возможность наладить отношения с сыном. У Арсения как раз начался переходный возраст, и я чувствовала, как мы отдаляемся друг от друга. Я боялась потерять этот контакт. — Какими были ваши ожидания от программы? — Я надеялась немного отдохнуть, сблизиться с сыном. Но получила гораздо больше. Здесь случилась и физическая, и эмоциональ

История Александры и ее сына

Они потеряли дом, но смогли сохранить самое главное — особую связь между матерью и сыном. Александра и Арсений Р. приехали в «Шередарь» из Бахмута, и за несколько дней программы здесь произошло то, чего не смогли дать месяцы вынужденных скитаний: они снова научились быть просто семьей. Их история — о том, как маленькие моменты тепла помогают залечить большие раны.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— Александра, как вы узнали о «Шередаре»?

— Про «Шередарь» мне рассказала подруга, она говорила о нем с такой теплотой. Сразу было понятно, что это что-то особенное, и я очень хотела попасть туда. На тот момент я была полностью вымотана — морально, эмоционально. Мне отчаянно нужна была передышка и возможность наладить отношения с сыном. У Арсения как раз начался переходный возраст, и я чувствовала, как мы отдаляемся друг от друга. Я боялась потерять этот контакт.

— Какими были ваши ожидания от программы?

— Я надеялась немного отдохнуть, сблизиться с сыном. Но получила гораздо больше. Здесь случилась и физическая, и эмоциональная перезагрузка. Я поняла, что нужно прислушиваться к себе и слушать близких.

— Что вам запомнилось больше всего?

— Очень сложно выделить что-то одно. Каждое занятие давало что-то своё:

Веревочный парк — адреналин, осознание ценности жизни.

-2

Лошади — гармония, новое восприятие себя в пространстве.

Мыловарение — ощущение общности, возможность проявить творчество.

Коллажи — поиск своих внутренних потребностей.

Совместные занятия с детьми дали нам новые общие воспоминания и помогли сблизиться.

-3

— Как изменилось ваше состояние после программы?

— В «Шередаре» я стала более живая. Там я снова почувствовала себя собой — не мамой, не беженкой, не сильной женщиной, а живым человеком, который может смеяться и плакать. Я стала мягче, теплее и, наверное, даже счастливее. Встречи с психологом, конечно, сыграли огромную роль. Они помогали нам быть честными, но при этом чувствовать себя в безопасности.

— Удалось ли укрепить связь с сыном?

— Да, начало положено благодаря вам. Мне нужна была эта возможность, чтобы увидеть его заново, в окружении других ребят.

Мы много говорили — без давления, без назиданий. Я наконец услышала, что у него на душе, и смогла говорить с ним, как со взрослым. Это было очень важно.

-4

— Как война изменила вашу жизнь?

— Мы из Бахмута. Когда начались военные действия, стало просто невозможно жить: страшно, тревожно каждую секунду. Всё окончательно перевернулось, когда разрушили наш дом. Я поняла, что назад дороги нет.

— И что было потом?

— После переезда мы начали с чистого листа. Сейчас мы живем в хороших условиях, нас всё устраивает. Я благодарна за безопасность и за возможность начать всё заново.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— С какими трудностями вы столкнулись после переезда?

— Самое тяжелое — чувство потерянности, такая большая пустота внутри. Когда вокруг всё чужое, нет родных и близких рядом, нет уверенности в завтрашнем дне. Но нам помогали люди — знаки внимания, добрые слова. Арсений меня поддерживал, хотя это я, как взрослая, должна была поддерживать его. И конечно,«Шередарь» стал одним из тех мест, где появилось ощущение, что мы не одни, что нас слышат и понимают.

— Были ли моменты, которые особенно тронули вас?

— Однажды вечером Арсений сказал: «Мам, я знаю, что ты устала, давай просто посидим». Я тогда расплакалась, потому что мой ребенок повзрослел раньше, чем мог бы, если бы у него было спокойное детство.

А ещё, когда я переживала из-за переезда, он обнял меня и сказал: «Главное, что мы вместе, остальное неважно». В такие моменты я понимала, из-за чего на плаву держусь и для чего дальше идти.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— Сталкивались ли вы с предвзятым отношением?

— Да. Иногда ловила на себе странные взгляды, чувствовала, что люди воспринимают нас как «чужих», задают странные вопросы. Бывало, ловила себя на мысли, что оправдываюсь, доказываю, что «нормальная». Это очень утомляет.

— На дискотеке в «Шередаре» вы взяли микрофон и очень душевно исполнили известную многим песню «Хуторянка». Для вас она что-то значит?

— Да, это музыка из детства. Родители включали её, когда собирались гости, все подпевали. Она отзывается в душе — как что-то родное.

-7

— Что самое важное вы вынесли из программы?

— Мы научились быть вместе — не физически, а психологически, скажем так. Не в режиме «надо что-то делать», а в моменте: «Давай просто посидим, поговорим». И вот это «просто» мы привезли с собой. Теперь у нас есть традиция — вечер без телефонов. Мы играем, смотрим мультики, вспоминаем теплые моменты, мечтаем о будущем.

-8

— О чем вы мечтаете сейчас?

— О спокойствии. О доме, где больше никогда не будет страшно. О том, чтобы у Арсения было будущее, где он сам сможет выбирать, не бояться, не прятаться. А радость — это его улыбка. И когда он зовет меня на прогулку. После всех этих событий понимаешь, что жизнь и всё самое важное — в маленьких моментах, надо замечать их.

А еще Александра захотела отдельно поблагодарить наших волонтеров, которые помогали ей c сыном на программе:

«Дорогие волонтеры! От всего сердца благодарю вас за вашу отзывчивость, тепло и заботу. Вы не просто помогаете — вы дарите надежду, поддержку и веру в добро. Ваше искреннее вовлечение, готовность быть рядом в трудную минуту и желание сделать мир светлее — бесценны. Спасибо за ваш труд, за время, которое вы отдаете нам, кому это действительно нужно. Ваше участие делает невероятные вещи возможными, а жизни — наполненными теплом и заботой. Вы — сила, которая меняет мир».

Подать заявку на участие в семейной программе Фонда можно на сайте.

Поддержать проект, чтобы добрых историй становилось еще больше, тут.