Найти в Дзене
Москва MonAmour

Петроградский лабиринт Лёньки Пантелеева. Арест. И самая единственная фотография

"Петроград - город, где сумерки летом летучи, а зимой — непрерывны. Но только в Петрограде эти сумерки неизменно напоены ядом, фиолетовым дурманом, из которого нет никакого исхода. Шелуха от семечек, разбросанные бумаги, сорванные с тумбы афиши и газеты — все это текло, гонимое ветром, по улицам, точно скинутая ведьмами одежда, а сами ведьмы незримо пролетали над городом, нагие и хохочущие, среди растрепанных облаков." Предыдущая статья: 4 сентября в 12 часов дня на углу Морской и Почтампского переулка Пантелеев с Гавриковым остановив артельщика пожарного телеграфа Манулевича напали на него и убили. Они забрали у артельщика чемодан, в котором были деньги. А затем скрылись. Кажется, в этот день удача отвернулась от Фартового... Во время нападения на артельщика двое рабочих, которые работали поблизости от места происшествия успели разглядеть Пантелеева. После удачного ограбления, около 4 часов дня Лёнька и Дмитрий Гавриков вышли на Невский проспект и направились в сторону обувного магаз

"Петроград - город, где сумерки летом летучи, а зимой — непрерывны. Но только в Петрограде эти сумерки неизменно напоены ядом, фиолетовым дурманом, из которого нет никакого исхода. Шелуха от семечек, разбросанные бумаги, сорванные с тумбы афиши и газеты — все это текло, гонимое ветром, по улицам, точно скинутая ведьмами одежда, а сами ведьмы незримо пролетали над городом, нагие и хохочущие, среди растрепанных облаков."

в любимом бандитском Петрограде
в любимом бандитском Петрограде

Предыдущая статья:

4 сентября в 12 часов дня на углу Морской и Почтампского переулка Пантелеев с Гавриковым остановив артельщика пожарного телеграфа Манулевича напали на него и убили. Они забрали у артельщика чемодан, в котором были деньги. А затем скрылись.

Кажется, в этот день удача отвернулась от Фартового... Во время нападения на артельщика двое рабочих, которые работали поблизости от места происшествия успели разглядеть Пантелеева.

угол Почтампского и Большой Морской (район м. Адмиралтейская)
угол Почтампского и Большой Морской (район м. Адмиралтейская)

После удачного ограбления, около 4 часов дня Лёнька и Дмитрий Гавриков вышли на Невский проспект и направились в сторону обувного магазина.

В те годы Невский проспект назывался проспектом 25-го Октября, а Большая Конюшенная именовалась улицей Желябова. Конечно же, именем революционера народника. Андрей Желябов состоял в организации «Народная воля». Та самая, которая совершила убийство императора Александра 2.

Здесь на углу проспекта 25-го Октября и улицы Желябова (ныне Невского проспекта и Большой Конюшенной) располагался обувной магазин, принадлежащий «Кожтресту». Именно сюда Пантелеев с Гавриковым решили зайти, чтобы купить (!) себе обувь.

угол Невского проспекта и Большой Конюшенной
угол Невского проспекта и Большой Конюшенной
Невский пр., д.20 Бывший обувной магазин Кожтреста
Невский пр., д.20 Бывший обувной магазин Кожтреста

И здесь существует две версии:

  • Первая, что встреча Пантелеева в этом магазине с Павлом Барзаем, который на тот момент разыскивал его уже пол года произошла случайно.
  • По второй, что Пантелеев собирался не покупать обувь, а совершить очередной налет, но здесь его уже ждала засада.

Пока Лёнька мерил башмаки в магазин вошёл помощник начальника 3-го отделения милиции Барзай; он узнал Пантелеева. Милиционер вызвал к себе заведующего. Через заведующую магазина было вызвано подкрепление.

Барзай закричал: «Руки вверх!» но Пантелеев вынул револьвер. Квартальный выстрелил. Завязалась перестрелка во время которой был тяжело ранен Барзай. Совершенно случайно неподалеку оказалась группа чекистов, которые, услышав выстрелы, тут же побежали к магазину. Пантелеев решил идти на пролом и схватив деревянный прилавок выбил окно, и выскочил на улицу.

Фотосравнение Магазина Бехли на Невском 20
Фотосравнение Магазина Бехли на Невском 20

А вот как это было на самом деле.

Из воспоминаний Сергея Кондратьева:

«И вот в этот же день, часа 4 спустя, идут эти рабочие по проспекту 25-го Октября, мимо улицы Желябова и видят, что в магазин Бехли вошёл убийца артельщика. Они к милиционеру – так и так, а подле милиционера наш агент стоял. Он тотчас в отделение милиции бросился. Там начальник т. Борзой тотчас снарядился, взял милиционеров и с нашим агентом бегом в магазин. Товарищ Борзой впереди. Вбежал, а тот сапоги примеряет. Увидел милицию, выхватил револьвер, бац! — и т. Борзого на месте убил, а сам бежать. Тут пошла стрельба. Одна пуля угодила бандиту в голову, он свалился, и его захватили. Рана пустая. Свезли тут же в амбулаторию Конюшенной больницы, сделали перевязку и к нам.
— Кто такой?
А он и говорит:
— Ваша удача. Я — Леонид Пантелеев.
Я его допрашивал и с ним по целым часам говорил.
Как будто и не бандит, смотрит весело, говорит с усмешкой и держится
совсем просто. Я сначала про всякий случай за револьвер держался, а потом и не брал его.»
Сыщик Сергей Кондратьев в 1922 году
Сыщик Сергей Кондратьев в 1922 году

Несмотря на отчаянное сопротивление преступников (которые прекрасно знали, что их ждёт высшая мера наказания – расстрел, поэтому всегда оказывали вооруженное сопротивление) перестрелка с погоней на улице закончилась тем, что Лёньку и Дмитрия Гаврикова задержали.

При задержании Пантелеева не оглушили, и не ударяли по голове, а свалили пулей, которая прошла по косой и только задела, поэтому на самой знаменитой и единственной фотографии, сделанной после ареста, он с перебинтованной головой. Пуля прошла мимо, судьба пока берегла голову Пантелеева.

Леонид Пантелеев (обработка качества нейросети)
Леонид Пантелеев (обработка качества нейросети)
Павел Барзай
Павел Барзай

Пантелеева и Гаврикова доставили в "Шпалерку" (специальную следственную тюрьму на улице Шпалерной 25, - ныне Захарьевская 4) а затем в знаменитые "Кресты".

Продолжим гулять по петроградскому лабиринту Лёньки Пантелеева в следующих публикациях... Посетим «Кресты»

-9